Минстрой: управляющих МКД не могут обязать реализовывать программу производственного контроля качества питьевой воды

РОН

04.04.2024 в 14:08

3
1492

06.03.2024 г. Ассоциация АКОН обратилась к Председателю Правительство РФ Михаилу Мишустину с письмом, «О правомерности обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (УО/УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК) проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению»

Ассоциация АКОН просит Михаила Мишустина дать поручение ответственным ФОИВ внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты (в частности, в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 10 и в СанПиН 2.1.3684-21) в части устранения противоречий и правовой неопределенности с целью исключения обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК) проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению.

Также АКОН просит Михаила Мишустина дать поручение Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзору - в связи со сложившейся неоднозначной практикой ряда территориальных управлений Роспортебнадзора понуждающих хозяйствующие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК и т.д.), по вопросам организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения.

- дать разъяснения, распространяется ли требование пункта 1 Правил выбора периодичности и количества проб питьевой воды при проведении лабораторных исследований качества питьевой воды в рамках производственного контроля, являющихся Приложением №4 к СанПиН 2.1.3684-21, на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и ЖК, являющиеся абонентами по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

- дать разъяснения, исключающие расширенное толкование пункта 77 раздела IV. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и ЖК – исключения из состава хозяйствующих субъектов, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, которые должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Кроме этого Ассоциация АКОН просит Председателя Правительства РФ дать поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направить письма в адрес руководителей субъектов Федерации с разъяснением позиции Минстроя о правомерности обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК) по организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения, действующими в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

АКОН просит Михаила Мишустина также создать межведомственную рабочую группу для экспертной оценки НПА, выявления и устранения противоречий, касающихся обслуживания объектов недвижимости. Ассоциация АКОН готова делегировать своих представителей из профессионального сообщества – УО/УК и ТСЖ, ЖК и ЖСК для участия в работе вышеуказанной рабочей группы.

Своим письмом от 11.03.2024 г. Аппарат Правительства РФ перенаправил письмо Ассоциации АКОН в Минстрой и Роспотребнадзор с просьбой проинформировать о результатах заявителя и Аппарат Правительства РФ.

03.04. 2024 г поступил ответ Минстроя России «по вопросу обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, разрабатывать программы и осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах и в рамках компетенции сообщает следующее, что… на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, не может быть возложена обязанность по реализации программы производственного контроля качества питьевой воды»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО­ КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

Большая Пироговская ул., д. 23,

Москва, 119435

тел. (495) 647-15-80, факс (495) 645-73-40

www.minstroyrf.gov.ru

03 04 2024 No 18630-ДН/04

Ассоциация АКОН

Chulochnikov@acon.pro

Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо Ассоциации АКОН от 6 марта 2024 г. № 01/06-ОЗ/2024П, направленное Аппаратом Правительства Российской Федерации письмом от 11 марта 2024 г. № 19704-Пl6 (вх. Минстроя России от 12 марта 2024 г.

№ 43330/МС), по вопросу обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, разрабатывать программы и осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в многоквартирных домах и в рамках компетенции сообщает следующее.

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в указанной сфере деятельности.

Согласно статье 41 Федерального закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона № 416-ФЗ производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Следовательно, такие мероприятия закладываются в том числе и в целях обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества в необходимом объеме.

Пунктом 5 статьи 41 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

В соответствии с пунктом 1статьи 8 Федерального закона 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Федерального закона 416-ФЗ. Согласно понятийному аппарату Федерального закона 416-ФЗ к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункты 15, 16 статьи 2 Федерального закона 416-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Федеральным законом № 416-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ, а также пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, установлено, что холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Типовые формы договора холодного водоснабжения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным законодательством требованиям.

В целях контроля качества и безопасности питьевой воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества такой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (части 1, 2 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ, подпункт «а» пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10) (далее – Правила № 10).

Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими водоснабжение, установлен Правилами № 10.

В соответствии с частью 5, пунктом 2 части 6 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ и пунктом 5, подпунктом «б» пункта 6 Правил № 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее – программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данная программа включает в себя указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов.

При этом перечень мест отбора воды регламентирован пунктом 18 Правил No 10.

В целях определения качества питьевой воды абонентом обеспечивается доступ представителям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды. Порядок обеспечения такого доступа, наравне с порядком контроля качества воды, является существенным условием договора водоснабжения. Однако стоит отметить, что требование к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не установлено. Учитывая, что в силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 2 и пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. No 491, внутридомовые системы водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, для оборудования точек отбора проб воды из таких систем потребуется проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и внесение изменений в техническую документацию .

При этом организация отбора проб воды у конечного потребителя в многоквартирных домах в целях организации производственного контроля качества воды не представляется возможной в силу того, что точки отбора воды находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам. Обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, организации, осуществляющей водоснабжение или иной действующей по ее поручению организации, к точке отбора проб воды действующим законодательством не установлена.

Кроме того, реализация отбора проб воды из внутридомовой системы водоснабжения и в точках водоразбора силами лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, невозможна без соответствующих решений общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, технической модернизации внутридомовой системы водоснабжения за счет дополнительных платежей собственников и обеспечения собственниками помещений допуска в принадлежащие им помещения.

С учетом вышеизложенного, на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, не может быть возложена обязанность по реализации программы производственного контроля качества питьевой воды.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления

жилищным фондом и предоставления

коммунальных услуг

Департамента развития ЖКХ Д.Ю. Нифонтов

3 комментария
3 комментария
avatar
Александр Сметанин
Руководитель компании "Правовая помощь ЖКХ" Правовая помощь ЖКХ 04.04.2024 в 16:41
Тут Минстрой прав! Но Роспотребнадзор считает по другому, как и большинство судов и прокуратура в регионах. Примите нормальный закон, из которого ясно будет видно, что управляющие компании к ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ контролю не имеют отношения. А то каждый такие кривые нормы закона понимает по своему.
avatar
Никита Чулочников
Президент АССОЦИАЦИЯ АКОН 04.04.2024 в 18:09
Дождемся ответа Роспотребнадзора, тогда окончательно сформируем стратегию дальнейших действий, видимо действительно в данной двоякой ситуации назревает необходимость принятия отдельного ФЗ про исключение УК и ТСЖ из производственного контроля
avatar
Юрий Иванов
null ТСН (ТСЖ) "Топаз" 04.04.2024 в 16:20
Шикарно, когда "властители", получив, начали оправдываться и выкручиваться. Но это не конец, они будут искать повод ещё. Спроста и не ниоткуда звон не плывёт. "Звонари" везде. К примеру, пресловутые куар-коды на атомных станциях не мытьём, так катаньем, а внедрили. на грудь. идешь и звенишь :-(