О правомерности обязывания УК и ТСЖ проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению

РОН

04.04.2024 в 14:00

421

В феврале 2024 г. в Ассоциацию АКОН поступило коллективное обращение Совета председателей правлений ТСЖ/ЖСК и ЖК, а также председателей Советов многоквартирных домов г. Азова по вопросу затрагивающего и ущемляющего законные права жителей МКД независимо от форм управления о правомерности обязывания ТСЖ/ЖСК и ЖК г Азова проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению

06.03.2024 г. Ассоциация АКОН обратилась к Председателю Правительство РФ Михаилу Мишустину с письмом «О правомерности обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (УО/УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК) проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению».

Председателю Правительства

Российской Федерации

Михаилу Владимировичу МИШУСТИНУ

103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д.2

Заявитель: Чулочников Н.В.

Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,

стр. 2, этаж 3, ком. 5

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

Тип: обращение

Исх. № 01/06-03/2024П

от «06» марта 2024 г.

О правомерности обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (УО/УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК) проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению.

Уважаемый Михаил Владимирович!

В феврале 2024 г. в Ассоциацию АКОН поступило коллективное обращение Совета председателей правлений ТСЖ/ЖСК и ЖК а так же председателей Советов многоквартирных домов г. Азова (далее – Совета ТСЖ) по вопросу затрагивающего и ущемляющего законные права жителей многоквартирных домов (далее – МКД) независимо от форм управления о правомерности обязывания товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, и жилищных кооперативов (далее - ТСЖ/ЖСК и ЖК) г Азова проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению (Прил. 1)

В августе 2023 г в Правительстве Ростовской области была заслушана и обсуждена информация руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, Главного государственного санитарного врача по Ростовской области Е.В. Ковалева по вопросу: «О состоянии водоснабжения и качестве питьевой воды, подаваемой населению Ростовской области»

Совет ТСЖ считает, что «доклад Главного государственного санитарного врача по Ростовской области Е. В. Ковалева подтвердил фактическое отсутствие в нашем регионе мер по улучшению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и очистки сточных вод».

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ростовской области принято в том числе решение:

- Руководителям хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (управляющих компаний (далее – УО/УК), ТСЖ/ЖСК и ЖК и т.д.), рассмотреть вопрос по организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения.

Совет ТСЖ считает, что в связи с вышеизложенным, перекладывать ответственность за качество оказания коммунальной услуги по водоснабжению и проведение производственного контроля за качеством воды с РСО на плечи жителей МКД не целесообразно. Это комплексная проблема, требующая решения на уровне Федеральных и региональных властей. (основания изложены в Прил. 1)

Совет ТСЖ ставит ряд вопросов, в частности о законности и обоснованности требований органов МСУ, прокуратуры в части разработки ТСЖ, ЖСК и ЖК и согласовании программ производственного контроля качества питьевой воды в МКД и заключения договоров с аккредитованными организациями на проведение анализа воды (подробный перечень вопросов в Прил. 1)

Совет ТСЖ в своем письме отмечает что «в настоящее время прокуратура г. Ростове-на-Дону подала в суд более чем на 100 ТСЖ за отсутствие разработанной программы контроля качества питьевой воды и осуществления производственного контроля качества питьевой воды. Сегодня к Ростову подключилась и ОМСУ г. Азова. Хотим отметить тот факт, что никакой методической помощи в данном случае нам никто не оказывает».

Совета председателей правлений ТСЖ/ЖСК и ЖК г Азова просит Ассоциацию АКОН оказать содействие в рассмотрении данного вопроса и обратиться за его решением в Правительство РФ в части соблюдения действующего законодательства и правомерности требований Главного санитарного врача Ростовской области в части организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.

Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 10 (далее –Правила № 10) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.

Согласно пункту 1 Правил Правила №10 устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе требования СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21)

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Согласно пункту 14 статьи 2 Закона № 416-ФЗ объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения признается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения. Данные системы не являются объектами централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, которое по договору управления многоквартирным домом обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С учетом изложенного, исполнитель не является организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение (в понимании Закона № 416-ФЗ), не эксплуатирует объекты централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, следовательно, на него не распространяются требования пункта 5 Правил № 10 и пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21 о необходимости осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, в том числе разработки программы производственного контроля качества воды.

Михаил Владимирович!

Прошу Вас дать поручение ответственным ФОИВ внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты (в частности, в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 10 и в СанПиН 2.1.3684-21) в части устранения противоречий и правовой неопределенности с целью исключения обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление МКД (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК) проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению.

Прошу Вас дать поручение Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзору - в связи со сложившейся неоднозначной практикой ряда территориальных управлений Роспортебнадзора понуждающих хозяйствующие субъекты, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК и т.д.), по вопросам организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения.

- дать разъяснения, распространяется ли требование пункта 1 Правил выбора периодичности и количества проб питьевой воды при проведении лабораторных исследований качества питьевой воды в рамках производственного контроля, являющихся Приложением №4 к СанПиН 2.1.3684-21, на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и ЖК, являющиеся абонентами по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

- дать разъяснения, исключающие расширенное толкование пункта 77 раздела IV. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и ЖК – исключения из состава хозяйствующих субъектов, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, которые должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Прошу Вас дать поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направить письма в адрес руководителей субъектов Федерации с разъяснением позиции Минстроя о правомерности обязывания хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами (УО/УК, ТСЖ, ЖК и ЖСК) по организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды во внутридомовых системах водоснабжения, действующими в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Прошу Вас также создать межведомственную рабочую группу для экспертной оценки НПА, выявления и устранения противоречий, касающихся обслуживания объектов недвижимости. Ассоциация АКОН готова делегировать своих представителей из профессионального сообщества – УО/УК и ТСЖ, ЖК и ЖСК для участия в работе вышеуказанной рабочей группы.

Приложение:

1. Коллективное обращение Совета председателей правлений ТСЖ/ЖСК и ЖК, а также председателей Советов многоквартирных домов г. Азова (на 4 л.)

2. Письмо МКУ г. Азова «Департамент ЖКХ» руководителям УО, ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК г Азова (от 20.11. 2023 г., исх. 0/15-2/1358) (на 7 л.)

С уважением,

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников