В течении 2023 года года Ассоциацией АКОН совместно с общественным движением «Народный жилищный инспектор» были направлены письма всем (!) руководителям фракций и всем (!) депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой выступить с законодательной инициативой и внести проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Было получено множество откликов от депутатов и от фракций Справедливой России, КПРФ на данную инициативу.
В полученном 16.08.2023 г. ответе от депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.А. Горячевой сообщается, «что «Закон о ТСЖ» может быть рассмотрен Государственной Думой в ходе осенней сессии. Для этого Вы можете обратиться с данной законодательной инициативой напрямую в профильный комитет Государственной Думы».
Ассоциация АКОН обратилась к Председателю Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомову с просьбой руководству и членам Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству выступить с законодательной инициативой и внести проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исх. № 01/25-08/2023
от «25» августа 2023 г.
Председателю Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Пахомову С.А.
Заявитель: Чулочников Н.В.
Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,
стр. 2, этаж 3, ком. 5
Электронная почта: chulochnikov@acon.pro
Тип: обращение
Уважаемый Сергей Александрович!
23 декабря 2022 года на Чрезвычайном съезде членов Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (далее - Ассоциация АКОН) был утвержден проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья». Данное внеочередное Общее собрание членов уполномочило Ассоциацию АКОН направить проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья» с предложениями по его принятию в федеральные органы власти РФ.
Необходимость правового регулирования института ТСЖ принятием отдельного проекта «Закона о ТСЖ» обусловлена тем, что с 1996 по 2005 год в Российской Федерации действовал «Закон о ТСЖ». Прекращение действия «Закона о ТСЖ» в 2005 году в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ вызвало кризис в развитии данного способа управления МКД. - с 2010 по 2019 год, по данным Росстата, произошло резкое снижение доли ТСЖ и других жилищных кооперативов в РФ с 25% до 14%.
В 2018 году данные проблемы и возможные пути решения в виде дополнительного нормативно-правового регулирования деятельности объединений собственников жилья в целях управления МКД были выделены в аналитическом докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) по теме: «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой». В главе 2 «Управление многоквартирными домами: что не так?» отдельный раздел (2.2.) раскрывал проблемы объединений собственников жилья (стр. 40-44). Авторы доклада особо подчеркивали, что «в целях развития товариществ собственников жилья как полноценных представителей сообществ сособственников общего имущества в МКД предлагается законодательно установить, что в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о создании ТСЖ, товарищество в лице собрания ТСЖ и избранных органов – председателя ТСЖ и правления ТСЖ – в силу закона становится представителем сообщества сособственников общего имущества в МКД. В случае если объединение собственников жилья в многоквартирном доме юридически не оформляется – товарищество собственников жилья не создается, собственники на общем собрании могут принять решение о выборе Совета дома. Такое законодательное регулирование института ТСЖ возможно путем внесения в Гражданский кодекс поправок, предусматривающих обязательное членство в ТСЖ всех собственников помещений в МКД (по аналогии с некоммерческой корпоративной организацией – ассоциацией, которая может быть основана на обязательном членстве в случаях, предусмотренных законом) (стр.40-41).
Этот комплекс проблем института ТСЖ стал основной темой обсуждения на I Общероссийском съезде председателей ТСЖ в сентябре 2020 года, по результатам которого была утверждена необходимость принятия и основные тезисы нового «Закона о ТСЖ».
В 2020-21 годах Ассоциация АКОН совместно с председателями ТСЖ разработала проект «Закона о ТСЖ», основные положения обсуждались и дорабатывались в течении 2022 года, правовой каркас которого был принят и утвержден на II Общероссийском съезде председателей ТСЖ в сентябре 2022 года. В решении которого сказано, что законопроект о ТСЖ призван не только устранить противоречия действующих нормативно-правовых актов, но и создать новые возможности для развития этой формы управления: ТСЖ создается в новостройке с момента заключения договора долевого участия; в доме, где создано ТСЖ, все собственники становятся его членами и принимают решения на общих собраниях членов ТСЖ; закон устраняет разницу между общими собраниями собственников и собраниями членов ТСЖ; управление ТСЖ становится профессиональной деятельностью с соответствующим правовым регулированием; председатель ТСЖ должен сдать квалификационный экзамен, чтобы стать профессиональным управляющим.
Предлагаемый новым «Законом о ТСЖ» правовой механизм объединений собственников жилья в целях управления МКД стимулирует вовлечение активных граждан в управление своими домами и будет способствовать росту доли ТСЖ с 14% до 50%. Новый «Закон о ТСЖ» создаст эффективный механизм реализации гражданами своих жилищных прав и интересов.
Также реализация законопроекта не требует бюджетных затрат.
Необходимость рассмотрения и принятия проекта Федерального закона «О товариществах собственников жилья» федеральными органами законодательной власти Российской Федерации также обусловлена потребностью в выработке механизмов реализации «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. N 3268-р) применительно к институту ТСЖ, нормативно-правовое регулирование которого не было включено в данный документ. Непосредственно институт ТСЖ упоминается в документе, раздел VI. Развитие жилищно-коммунального хозяйства - «Вместе с тем отмечаются неразвитость института заказчиков работ и услуг для многоквартирных домов в лице собственников жилья и товариществ собственников жилья…».
Далее Ассоциацией АКОН совместно с общественным движением «Народный жилищный инспектор» были направлены письма депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой выступить с законодательной инициативой и внести проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В полученном 16.08.2023 г. ответе от депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.А. Горячевой сообщается, «что «Закон о ТСЖ» может быть рассмотрен Государственной Думой в ходе осенней сессии. Для этого Вы можете обратиться с данной законодательной инициативой напрямую в профильный комитет Государственной Думы».
Уважаемый Сергей Александрович!
Прошу руководство и членов Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству выступить с законодательной инициативой и внести проект Федерального закона «О товариществах собственников жилья» на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Прошу Вас сообщить о принятом решении.
Приложение:
Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОСЬМОГО СОЗЫВА
Д Е П У Т А Т
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
16.08.2023 г. № ГКА-5/384
КРЕКОВУ С.С.
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Рассмотрев Ваше обращение вх2.8-15 -175011, сообщаю, что «Закон о ТСЖ» может быть рассмотрен Государственной Думой в ходе осенней сессии. Для этого Вы можете обратиться с данной законодательной инициативой напрямую в профильный комитет Государственной Думы.
Благодарю Вас за активную гражданскую позицию!
К.А.Горячева