
«Что делать, если застрял в лифте», «Как выжить в падающем лифте» — обилие подобных материалов в русскоязычном сегменте интернета говорит о том, что с лифтами в России явно не все в порядке.
Подтверждает это и статистика Совета Федерации, согласно которой общий износ лифтового парка многоквартирных домов в России составляет 22,9%. А значит, каждый пятый лифт может стать для кого-то источником травм или причиной гибели. На проблему с лифтами в российских зданиях обратил внимание автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. И предложил решение, которое позволит модернизировать лифтовой парк и сделать его использование безопасным.
Ощущение падения
«Когда лифт отключен на ремонт, люди тратят немало времени и усилий на подъем или спуск, а для отдельных категорий граждан сломанный лифт и вовсе является непреодолимым препятствием. Более того, аварийные лифты являются причиной травм и даже гибели россиян. К сожалению, такие случаи не единичны», — заявил Дмитрий Давыдов.
В апреле 2022 года в одном из торговых центров Махачкалы сорвался лифт, из-за чего пострадали несколько женщин и ребенок. А в конце июня в Мытищах из-за падения лифта пять человек получили травмы средней тяжести, одну женщину госпитализировали. По итогам 2021 года в России в авариях с лифтами пострадали или погибли 57 человек.
С 2017 года в России действуют «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов». Строгие нормативы, как это часто бывает, внедрили лишь после трагического случая. Им стала авария в ЖК «Алые паруса», произошедшая в январе 2016 года. Из-за технических неисправностей произошло падение лифта с седьмого этажа. Находившаяся в кабине женщина погибла.
«После аварии в „Алых парусах“ последовала незамедлительная реакция Минстроя и тотальная проверка лифтов всеми ведомствами. И было выявлено, что из 420 тыс. попавших в обследование лифтов 7–8 тыс. вообще не имели договоров на техническое обслуживание, 10 тыс. не проходили техническое освидетельствование, у 7 тыс. лифтов не было документов и паспортов», — приводит «Интерфакс» слова вице-президента Национального лифтового союза Алексея Захарова.
Сегодня в России активно разрабатывают стратегии по модернизации лифтового парка и механизмы контроля государства. Совет Федерации рекомендовал в ближайшие два года выделять по 1,5 млрд руб. из бюджета на замену старых лифтов. Весной 2023 года должны начаться государственные внеплановые проверки технического состояния лифтов. Но Дмитрий Давыдов предлагает не останавливаться на достигнутом, поскольку удачный зарубежный опыт может служить источником новых инициатив.
Контролируемая вертикаль
Сингапур относится к странам с очень высокой плотностью населения. Отсутствие простора на земле там компенсируют с помощью многоэтажных зданий и многочисленных лифтов.
Высокая загруженность подъемников и их безостановочное использование требуют постоянно поддерживать лифтовой парк в исправности. Этот вопрос контролирует государство. Каждый лифт в Сингапуре должен быть зарегистрирован и иметь индивидуальное разрешение на эксплуатацию, которое размещено в самой кабине. Владелец здания обязан заключить контракт с лицензированной компанией-подрядчиком, которая будет регулярно проводить проверку и техническое обслуживание лифтов. В многоэтажных зданиях лифт должен проходить сервис не реже одного раза в месяц, а проверку состояния лифта и работы его механизмов необходимо вообще проводить ежедневно.
Еще одно значимое условие, которое делает поездку в лифте безопаснее, — видеонаблюдение. Во всех новых лифтах Сингапура устанавливают камеры, которые работают круглосуточно. Они снимают кабину, дверь и индикатор этажей; записи с этих камер хранятся до 30 дней.
За нарушение правил, зафиксированных законом, грозит штраф в 5 тыс. сингапурских долларов (более 197 тыс. руб.). Расстаться с такой значительной суммой можно, к примеру, за нарушение графика регулярных проверок лифта или за допущение к техническому обслуживанию неквалифицированных работников.
Кроме того, сразу после принятия закона в 2016 году в Сингапуре запустили программу модернизации лифтового оборудования и выделили бюджет на установку во всех устаревших моделях систем безопасности: высокотехнологичных датчиков скорости и новейших систем экстренной коммуникации. «В Сингапуре была создана безопасная среда в сфере вертикального транспорта, которая за счет многоступенчатой проверки, высоких штрафов и улучшенных технологий практически исключает травмоопасность и минимизирует случаи застревания людей и простоя», — объяснил успех города-государства Дмитрий Давыдов.
Перемены для кабины
Автор «20 идей по развитию России» считает, что «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов» следует дополнить, так как методы контроля за их соблюдением и меры наказания за нарушения не всегда приводят к нужному эффекту.
В первую очередь Дмитрий Давыдов предлагает ввести обязательную проверку функций лифта раз в 1, 3 и 7 дней в зависимости от степени загруженности. Речь идет о функциях, которые непосредственно влияют на безопасность. Например, работает ли механизм против закрытия дверей при наличии препятствий от посторонних объектов; останавливается ли кабина на уровне +/– 10 см; плотно ли закрыты двери на всех этажах и дверь кабины лифта между этажами; есть ли связь с диспетчером и звуковая сигнализация; отображается ли предупреждение о максимальной нагрузке подъемника; нет ли в лифте мусора и разлитых жидкостей.
Автор «20 идей по развитию России» также предлагает повысить штрафы за нарушение «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов». Сейчас штраф составляет всего 2–5 тыс. руб. Дмитрий Давыдов убежден, что наказание за допущение ошибок или халатность должно быть на уровне МРОТ.
«Повышение штрафа приведет к тому, что неквалифицированные сотрудники с маленькой зарплатой будут отказываться работать в этой сфере из-за риска лишиться дохода. Тогда подрядчики и владельцы лифтов будут вынуждены брать на работу только профессионалов с достойной зарплатой», — пояснил Давыдов. По его мнению, собранные штрафы должны пойти на модернизацию лифтового парка по всей стране.
Еще одно важное нововведение — обязательное видеонаблюдение. Согласно плану Давыдова, оно должно появиться в новых лифтах через год после издания закона, а в остальных — тех, что не подлежат немедленной замене, — через три года. Камеры позволят эффективно бороться с вандализмом и нарушениями инструкции по эксплуатации лифтов. Записи будут доказательством при расследовании возникших инцидентов, а также станут инструментом для отслеживания регулярности проверок и техобслуживания.
Лифты без надзора
Свои предложения Дмитрий Давыдов направил в Совет Федерации, откуда они ушли в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В ответе от начальника отдела капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда Департамента стратегических проектов Ирины Носовой говорилось, что поднятые в обращении вопросы относятся к компетенции Ростехнадзора.
Инициатива автора «20 идей по развитию России» попала и в Ростехнадзор, откуда пришло письмо, подписанное начальником управления государственного строительного надзора Александром Горловым. В послании подробно рассказывается о полномочиях, которые прежде были у этого управления в отношении лифтового парка. Однако с 1 июля 2022 года Ростехнадзор не проверяет организации, эксплуатирующие лифты. Как не проверяет их и никакой другой госорган.
«Исходя из ответа Ростехнадзора, на сегодняшний день вопрос государственного регулирования сферы обращения с лифтами остается открытым. Деятельность по проведению проверок соответствия правилам безопасности остановлена. Уполномоченный орган по обеспечению государственного контроля не определен», — подытожил в ответном комментарии Дмитрий Давыдов.
Автор «20 идей по развитию России» напомнил, что на рассмотрение правительства внесли законопроект, актуализирующий порядок безопасного использования и содержания лифтов и определяющий полномочия в назначении регулятора. Вот только принять этот закон планируется не раньше весны следующего года. «Это означает, что еще достаточно времени, чтобы внести те дополнения в законопроект, которые помогут создать благоприятную и безопасную среду на долгие годы», — уверен Дмитрий Давыдов.
По его мнению, инициатива наверняка найдет поддержку среди специалистов отрасли. В частности, Алексей Захаров признал, что для улучшения безопасности подъемников необходимо «вернуть более жесткий государственный контроль за состоянием и обслуживанием лифтов, квалификацией технического персонала и прочими аспектами».
С предложением установить видеонаблюдение в лифтах согласился исполнительный директор Национального лифтового союза и генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов. «Мы поддерживаем предложение о том, что в каждый лифт надо установить видеокамеру. Как минимум чтобы сократить случаи вандализма», — заявил Харламов в беседе с РБК.
Того же мнения придерживается президент Евразийской лифтовой ассоциации Олег Никандров. Он считает, что с учетом «сегодняшних тенденций камеры видеонаблюдения в лифте могут стать такой же неотъемлемой деталью интерьера кабины, как, например, поручень».
«В целом это неплохая идея, которая позволит повлиять на вандалов, портящих лифтовое оборудование. Диспетчер вовремя увидит, если человеку, к примеру, станет плохо или в лифте будут перевозить запрещенные к перевозке вещи. Можно рассмотреть вопрос установки записывающих камер в машинное помещение для непосредственного контроля прихода механиков и выполнения работ», — пояснил в разговоре с РБК Олег Никандров.
Дмитрий Давыдов уверен, что результатом внедрения его предложений станет более безопасная и комфортная эксплуатация лифтов в многоэтажных зданиях. Именно поэтому автор «20 идей по развитию России» надеется на законодательную поддержку его инициативы со стороны государства.
Источник:www.rbc.ru