Как российский рынок стройматериалов адаптировался к новой реальности

Ремонт

24.06.2025 в 10:05

13

Отечественные строители сегодня почти полностью перешли на стройматериалы и оборудование из России и дружественных стран. Зависимость от Запада сохраняется в части некоторых технических средств и материалов для элитного жилья.

Строительная отрасль в России, несмотря на международные санкции и непростые экономические условия, включая инфляцию и дорогое кредитование, в последние годы сохраняла и даже наращивала объем ввода жилья. По итогам 2024 года, как сообщил ранее вице-премьер Марат Хуснуллин, он составил 107,8 млн кв. м. В 2023 году, по информации Минстроя России, показатель составил 110,4 млн кв. м, в 2022-м — 102,7 млн, в 2021-м — 92,6 млн, а в 2020-м — около 82 млн кв. м.

В январе—мае 2025 года, по данным жилищного института развития «Дом.РФ», запущено 15 млн кв. м новостроек, что на 20% меньше, чем за тот же период 2024 года. Это стало самым низким значением за последние пять лет. В беседах с «РБК Отраслями» эксперты прогнозируют дальнейшее снижение объемов строительства в ближайшие годы, объясняя это рядом причин, включая высокие процентные ставки и прекращение программ господдержки ипотеки.

При этом одним из наиболее серьезных факторов, ограничивающих деятельность строительных организаций, аналитики называют рост цен на стройматериалы. За последние три года они увеличились на 35–75%, по оценкам Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ). В то же время удалось избежать дефицита, отмечают эксперты НОПСМ: в первую очередь за счет роста российского производства, а также благодаря новым зарубежным поставщикам и параллельному импорту.

Как и почему росли цены на стройматериалы

Выборочное обследование, проведенное Росстатом по итогам первого квартала 2025 года, показало, что высокая стоимость стройматериалов, как и годом ранее, является наиболее серьезным фактором, ограничивающим производственную деятельность строительных организаций: об этом сообщили 45% участников опросов.

Согласно данным Росстата, индекс потребительских цен на стройматериалы в январе—апреле 2025 года составил 107,56 к первым пяти месяцам 2024-го. Повысились цены на цемент тарированный — на 0,7%, еврошифер — на 0,6%, рубероид — на 0,5%, гипсокартон, доски обрезные и плиты древесностружечные, ориентированно-стружечные — на 0,4%. Снизились цены на ламинат на 0,3%, следует из официальной статистики.

В целом по рынку стоимость строительства за последние три года увеличилась на 130–150%, что связано не только с удорожанием материалов, но и с ростом цен на подрядные работы, логистику и энергию, говорит исполнительный директор НОПСМ Антон Солон.

Участники рынка, в свою очередь, по-разному оценивают подорожание в отрасли и его влияние на стоимость строительства, в том числе с позиций своих сегментов.

В связи с образованием новых логистических путей цена на один и тот же материал в 2021 году и сейчас может отличаться на 50%, говорит владелец и руководитель архитектурного бюро и строительной компании Nefa Дарья Туркина: «Мы оценивали рост внутри нашей компании: за последние три года он составил 40–55% — в зависимости от видов работ и материалов».

По данным генерального директора девелоперской компании «Дело» Георгия Лабинцева, стоимость строительства за 2024 год изменилась на 18–20%, а за последние три года — на 40–60%, включая расходы на зарплатный фонд.

По отдельным позициям строительные материалы дорожают на 30–50% ежегодно, отмечает коммерческий директор девелоперской компании Stenoy Сергей Михайлов. В качестве примера он приводит английские и американские краски, которые вернулись на российский рынок с переплатой на 20–30%. При этом он отмечает, что некоторые западные производители той же краски открыли свои производства в России, сделав ребрендинг, например Sikkens, или наладили прямые поставки, как Flugger. У таких производителей изменение цен произошло соразмерно рынку и курсу рубля, добавляет эксперт.

«Некоторые материалы время от времени немного «откатываются» в цене, но потом, как правило, снова приходит период роста, с лихвой компенсирующий коррекцию», — описывает динамику руководитель департамента загородной недвижимости VSN Group Ольга Магилина.

Цены на электротехническое оборудование, как рассказывают представители сегмента, повышались на 5–10% в год из-за экономической ситуации после 2022 года, при этом дорогие марки исчезли, но средний сегмент стал популярнее. На рынке автоматизации также не произошло запредельного роста, говорит технический директор «Техпроминженеринга» Юрий Белорусов. «Сегодня есть огромный выбор китайского оборудования, а китайцы пришли с очень приятными ценами», — поясняет он.

Как удалось избежать дефицита

В январе—апреле 2025 года, по данным Росстата, наблюдалось снижение производства стройматериалов и оборудования по ряду ключевых позиций. Так, выпуск разных видов цемента сократился на 5,1% (до 15,9 млн т), стройблоков и прочих сборных изделий — на 11,8% (до 7,5 млн куб. м), керамической фасадной плитки — на 4,6% (до 2,9 млн кв. м), гранул, крошки, гальки, гравия — на 5,6% (до 93,8 млн куб. м), песка — на 10% (до 60,7 млн куб. м), полимерных лакокрасочных материалов — на 0,8% (до 506 тыс. т). Рост показали отделочные материалы — на 0,8% (до 96,7 млн кв. м), стекло — на 2,3% (до 8,7 млн кв. м).

При этом недостаток материалов и нехватка и изношенность машин и механизмов в первом квартале 2025 года менее всего ограничивали строительную деятельность, по данным Росстата. «Современный рынок предлагает даже больший ассортимент, чем в 2022 году», — комментирует Сергей Михайлов.

Напомним, что еще в 2022 году эксперты прогнозировали отечественной стройиндустрии сложные времена из-за зависимости рынка стройматериалов от зарубежной продукции. Согласно исследованиям НОПСМ, в начале 2022 года доля импорта по некоторым видам строительной продукции, включая герметики, клеи, саморезы, фасадный крепеж и клинкерную плитку, строительную химию, составляла в России от 60 до 97%. А по ряду позиций и 100%, включая лицевой клинкерный кирпич, полимерную теплоизоляцию, кровельные ПВХ-мембраны. Серьезная проблема была связана и с тем, что выпуск половины видов стройматериалов в стране зависел от импортного оборудования на 70% и более, следует из материалов НОПСМ.

Однако на сегодняшний день стройиндустрия благополучно справилась с новыми вызовами и сохранила устойчивость, говорят эксперты. И даже большинство (70%) иностранных производителей, локализованных ранее в России, остались на нашем рынке, отмечал в январе 2023 года президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Еще около 21%, по его оценкам, провели ребрендинг и сменили бенефициаров с возможностью обратного выкупа.

Зависимость отечественного производства строительных материалов и оборудования от западных поставок сегодня еще сохраняется, но ее степень по разным сегментам отличается, говорит Антон Солон. Меньше всего доля импорта — не более 20% — в сегменте базовых материалов, включая цемент, бетон, кирпич, арматуру, а также металлопрокат и некоторые виды утеплителей, по данным НОПСМ. Средний уровень зависимости от зарубежной продукции в сегментах кровельных и фасадных материалов, строительной химии и изоляции — 20–60%. Наиболее уязвимыми остаются высокотехнологичные направления, говорит Антон Солон: «В сегментах инженерных систем, премиальных отделочных материалов и оборудования для производства стройматериалов доля импорта все еще достигает 60–100%».

Самым чувствительным к ограничению импорта оказался сегмент премиального жилья, в котором высоки требования к качеству материалов и традиционно сильна ориентация на западных производителей, говорят эксперты.

«Есть дефицит эксклюзивных материалов: декоративное стекло большого формата, художественные витражи, высококачественные системы «умного дома». Есть сложности в поставках оборудования для котельных и бассейнов», — рассказала основатель и управляющий партнер Woodstone Interior Tailors Мария Волкова

Некоторые компании нашли решения, изменив каналы закупок. «После 2022 года часть поставщиков из скандинавских стран и Италии отказались от сотрудничества. А, к примеру, знаменитое муранское художественное стекло сложно чем-то заменить. Нам потребовался год для переформатирования бизнеса на новых поставщиков. Сейчас сильных провалов по материалам я не наблюдаю», — говорит Дарья Туркина.

Сами и с китайской помощью: как рынок ищет альтернативы

Однако даже в проблемных сегментах участники рынка со временем находят решения — как за счет внутренних ресурсов, так и при помощи партнеров из дружественных стран.

После введения санкций на российском рынке стройматериалов возросла роль поставщиков из Китая, Турции, Индии, Белоруссии и Ирана, отмечают в НОПСМ. Китай стал ключевым партнером в сфере инженерного оборудования, керамической плитки, окон и сантехники. Турция специализируется на цементе, облицовочных материалах и дверях. Индия активно поставляет химию, краски и сантехнику, а Иран — цемент и стекло. Белоруссия остается важным источником стекла, бетона и деревообработки, по данным НОПСМ.

Георгий Лабинцев рассказал об опыте компании «Дело» по замене лифтового оборудования, трубопроводной арматуры, насосов и систем крепежных элементов: поставщикам из Венгрии, Италии, Австрии и Германии была найдена замена в Китае, Турции и России. В импорте натурального камня, где раньше все ориентировались на Италию и Испанию, по словам Дарьи Туркиной, нашлась альтернатива в Индии и Иране. «Достойную корпусную мебель и гардеробные системы можно найти в Белоруссии, светотехническое оборудование, сантехнику, аксессуары, обои — в Китае», — отмечает Мария Волкова.

Активно развивается российская индустрия стройматериалов и оборудования — процесс импортозамещения начался задолго до событий 2022-го и даже 2014-го, а в последние годы санкции, уход западных игроков и проблемы с логистикой стали для него катализатором, рассказали «РБК Отраслям» эксперты. Еще в 2021–2022 годах отечественные производители систем автоматизации, такие как «Овен», Segnetics и Regul, удовлетворяли потребности рынка, говорит Юрий Белорусов. Временные проблемы с компонентами, возникшие в 2022 году, по его словам, были быстро решены, при этом многие российские специалисты, ранее работавшие на западные компании, создали свои фирмы для поставки и техподдержки китайского оборудования.

Ситуация дала шанс многим российским компаниям улучшить конкурентные позиции, говорит Сергей Михайлов: «Например, существенно расширили предлагаемый ассортимент отечественные производители лифтового оборудования». Георгий Лабинцев отмечает прогресс в производстве насосов и стекла: «Некоторые зарубежные бренды начали открывать сборочные производства под другими наименованиями, например Grundfos работает сейчас под маркой Vandjord». В сегменте отделочных материалов, включая керамогранит, гипсокартон, декоративную штукатурку, также преобладают российские производители, говорит эксперт.

Раньше промышленность стройматериалов сильно зависела от европейского оборудования, линии закупались целиком, а для их обслуживания и плановых ремонтов привлекались зарубежные специалисты, рассказывает гендиректор компании «Технониколь» Владимир Марков: «Однако в период пандемии из-за закрытых границ делать это пришлось своими силами, российские инженеры получили опыт самостоятельной работы. После 2022 года это помогло нам в короткие сроки переориентироваться на азиатских производителей».

Замена западных материалов на российские и азиатские аналоги влияет на качество строительства неоднозначно, говорят эксперты. Китайские поставщики в целом предлагают продукцию мирового уровня, но есть риск использования некачественных материалов, особенно в массовом сегменте, отмечают в НОПСМ. «Основные проблемы связаны с сертификацией и интеграцией новых материалов, а также с совместимостью оборудования», — говорит Антон Солон.

Источник: https://www.rbc.ru/