Рост стоимости ТО ВДГО на 23% для УФАС Владимирской области не является признаком нарушения антимонопольного законодательства

АКОН

16.07.2024 в 14:35

567

19.04.2024 г Ассоциация АКОН подала заявление в ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на работы (услуги) ТО ВДГО от имени 10 ТСЖ/ЖСК из 8 субъектов Федерации. ФАС России перенаправила обращение в региональные УФАС.

20.06.2024 г. Ассоциация АКОН получила ответ из УФАС Владимирской области.

По мнению УФАС Владимирской области повышение для ТСН «Лесное» стоимости услуг АО «Газпром газораспределение Владимир» на работы по ТО ВДГО на 23% в январе 2024 года не является признаком нарушения антимонопольного законодательства и связано со следующими факторами:

1. Изменением состава и разряда исполнителей, увеличен разряд слесаря по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования до 5 разряда;

2. Увеличением нормы времени на выполнение работ по техническому обслуживанию газового оборудования;

3. Изменением Минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренный приложением к Правилам пользования газом.

Информации о проведении проверки УФАС Владимирской области соответствия изменений и увеличений расчетных показателей их фактическому исполнению при оказании услуг АО «Газпром газораспределение Владимир» в ответе не содержится.

По ссылке можно скачать шаблон обращения УО, ТСЖ/ЖСК в УФАС своего региона о нарушении, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Владимирской области

600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 1

тел. (4922) 53-14-53, факс (4922) 53-14-53

e-mail: to33@fas.gov.ru

от 20.06.2024 № НШ/3107/24

Ассоциация АКОН

chulochnikov@acon.pro

Для сведения: ФАС России

delo@fas.gov.ru

Решение об отказе в возбуждении дела

Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, рассмотрев обращение Ассоциации АКОН (вх. № 3156-ЭП/24 от 20.05.2024), перенаправленное ФАС России (исх. № 02/42405/24 от 17.05.2024), по вопросу установления Акционерным Обществом «Газпром газораспределение Владимир» завышенной цены на услуги ТО ВДГО и ВКГО при заключении договора на 2024 год с ТСН «Лесное», ИНН 3306018360, адрес: пос. Бавлены, ул. Лесная, д. 5, Кольчугинский район, Владимирская обл., сообщает следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности, определены Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

АО «Газпром газораспределение Владимир» оказывает услуги по ТО и ремонту ВДГО и ВКГО на территории Владимирской области, имеет признаки доминирующего положения на рынке, следовательно, на Общество могут распространяться запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, предусмотрено, что абоненты должны заключить договор на ТО ВДГО и ВКГО со специализированной организацией, допущенной в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению данного вида деятельности.

На основании пп. «е» п.45 Правил поставки газа Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях: отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).

Данными Правилами установлен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО и ВКГО при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о ТО и ремонте ВДГО и ВКГО.

Согласно пункту 16 Правил № 410 ТО и ремонт ВКГО и ВДГО осуществляется на основании договора о ТО и ремонте ВКГО и ВДГО, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Тарифы на работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не подлежат государственному регулированию и устанавливаются на основании договора о техническом обслуживании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном Правилами пользования газом.

Требованиями пункта 39 Правил пользования газом предусмотрено, что в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договоре о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договоре о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) указывается, в том числе, цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).

Согласно п. 40 Правил пользования газом размер платы за техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также за не указанные в минимальном перечне услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренном приложением к настоящим Правилам, услуги (работы) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме определяется в соответствии с договором на оказание (выполнение) указанных услуг (работ).

Согласно п. 43 Правил пользования газом исполнитель обязан осуществлять ежегодное техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом Минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренного приложением к настоящим Правилам (далее – Минимальный перечень работ).

Цена договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России

№ 269-э/8 от 27.12.2013 (далее – Методические рекомендации № 69-э/8).

Стоимость услуг по техническому обслуживанию зависит от количества установленного оборудования, запорной арматуры, газопроводов (и их протяженности), устройств на них, состава необходимых работ и периодичности их выполнения, места расположения внутридомового газового оборудования и его удаленности от филиала или газовой службы филиала Общества, заработной платы сотрудников.

Расчет стоимости услуг на работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме АО «Газпром газораспределение Владимир» на 2024 год произведен в соответствии с Методическими указаниями № 387/пр, внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам № 269-э/8 от 27.12.2013.

Приказом генерального директора АО «Газпром газораспределение Владимир» от 01.09.2023 № 664 утвержден прейскурант цен на товары, работы и услуги Общества на 2024 год, который размещен в сети Интернет по адресу: www.vladoblgaz.ru.

29.12.2023 между ТСН «Лесное» и Обществом был заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме №2024-29-КЛ81-0060 (приложение №2). Ранее техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, расположенного в жилых домах, находящихся под управлением ТСН «Лесное», осуществлялось на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования №2016-29-КЛ81-0038 от 01.12.2016.

Договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования между ТСН «Лесное» и Обществом был перезаключен в связи с вступлением в силу с 01.09.2023 Федерального закона от 18.03.2023 №71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №71-ФЗ), в соответствии с которым договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2024 года.

В связи с вступлением с 01.09.2023 в силу Федерального закона №71-ФЗ также изменились требования к специализированной организации, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с п. 2 актуальных Правил пользования газом специализированная организация – соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Таким образом, осуществление деятельности по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования может осуществляться только газораспределительными организациями.

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется специализированными организациями в соответствии с Минимальным перечнем услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, являющегося приложением к Правилам пользования газом (далее – Минимальный перечень), в который также были внесены изменения.

Увеличение стоимости работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, расположенного в жилых домах, находящихся под управлением ТСН «Лесное», связано с утверждением и вступлением в силу с 01.01.2024 нового прейскуранта на товары, работы и услуги Общества на 2024 год, утвержденного приказом Общества № 664 от 01.09.2023 и разработанного с учетом вышеперечисленных требований действующего законодательства Российской Федерации.

Повышение стоимости услуг Общества на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования связано со следующими факторами:

1. Изменением состава и разряда исполнителей, увеличен разряд слесаря по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования до 5 разряда;

2. Увеличением нормы времени на выполнение работ по техническому обслуживанию газового оборудования;

3. Изменением Минимального переченя услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренный приложением к Правилам пользования газом.

По информации, предоставленной АО «Газпром газораспределение Владимир», в соответствии с заключенным между Обществом и ТСН «Лесное» договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме № 2024-29-КЛ81-0060 от 29.12.2023 Обществом 29.01.2024 были проведены работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, расположенного по адресам: Владимирская обл., Кольчугинский район, п. Бавлены, ул. Лесная, дом № 2, 5, 6, что подтверждается актами технического обслуживания внутридомового газового оборудования, подписанными со стороны заказчика (ТСН «Лесное») без претензий и замечаний.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Владимир» не установлено нарушений требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 и запретов, установленных пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Владимирское УФАС России отказывает в возбуждении дела в отношении АО «Газпром газораспределение Владимир» в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Врио руководителя Н.И. Шибаева