Шаблон обращения УО, ТСЖ/ЖСК в УФАС о нарушении, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО.

РОН

11.07.2024 в 14:30

597

ФАС своего региона, адрес ФАС

Заявитель: Вставить реквизиты своего ТСЖ/ЖСК

Электронная почта, телефон:

Заявление о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО

В связи вступлением в законную силу Федерального закона №71-ФЗ управляющие организации, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы с 01 января 2024 года обязаны заключить договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования только с газораспределительной организацией (далее - Газораспределительная организация или ГРО).

ТСЖ/ЖСК считает заявленную цену данных ГРО необоснованно завышенной, при этом данные ГРО не дают потребителю возможности узнать её экономическое обоснование и производимые затраты по видам работ.

Следует учесть, что стоимость услуги определяется с учетом требований Приказа Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2023 N 73682).

Однако, полной расшифровки затрат на стоимость услуги согласно данного приказа данные ГРО не предоставляют. В связи с чем невозможно сделать вывод об экономическом обосновании предлагаемой услуги. Стоимость услуги не может быть рассчитана произвольно.

При определении размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в многоквартирном доме необходимо применение правил учета доходов и расходов, регламентируемых п. 3 Методических указаний.

Кроме этого, обоснование стоимости для которого используются подтверждающие документы, производится также в соответствии с «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей», утвержденным Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35, Методическими указаниями по расчету размера платы, утвержденным Приказом Минстроя РФ № 387/пр от 29.05.2023г., Приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а именно технологические карты с трудозатратами по каждому виду работ, расшифровкой накладных расходов и обоснование процента к трудоемкости основных рабочих, уровня прибыли и т.д. Они также предоставлены не были.

Следует учесть, что основным видом деятельности ГРО (АО «Газпром газораспределение Владимир», АО "Газпром газораспределение Вологда", АО"МОСГАЗ", АО "Мособлгаз", ООО"ПетербургГаз", АО "Тулагоргаз", АО "Газпром Газораспределение Чебоксары", ООО "Петербурггаз" и др.) является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22). Код ОКВЭД получения доходов от вида деятельности по техническому обслуживанию ГРО не установлен. Следовательно, не представляется возможным установление стоимости услуги согласно требованиям Методических рекомендаций и вышеуказанных нормативно-правовых актов. Таким образом, стоимость услуги установлена не в соответствии с требованиями действующего законодательства и применяться не может.

Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – закон № 71-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта «ж» пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1091» (далее – постановление № 859) газораспределительные организации наделяются исключительным правом на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) в МКД и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме (домовладении) на основании соответствующих договоров, типовые формы которых утверждены приказом Минстроя России № 388/пр.

В этой связи газораспределительные организации в части предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО обладают признаками субъекта естественной монополии, установленными статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

В соответствии с упомянутой нормой субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под которой понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При этом положение газораспределительных организаций на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО обладает признаками доминирующего положения, установленными статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Отмечается, что в силу пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке является административным правонарушением, предусмотренным статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно сообщаем, что антимонопольный орган вправе проверять тарифы подобных организаций, что подтверждается следующей судебной практикой:

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2022 N Ф01-3454/2022 по делу N А43-2072/2021 Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ФЗ "О государственном оборонном заказе" действия исполнителя контрактов, необоснованно завысившего цену продукции, поставляемой в целях выполнения государственного оборонного заказа, и выдал ему предписание о возврате в бюджет суммы дохода, полученного в результате нарушения законодательства. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что фактическая прибыль исполнителя превысила плановую рентабельность (прибыль) и что условия получения фактической прибыли (требования законодательства о государственном оборонном заказе) не были соблюдены.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.11.2021 N Ф03-6399/2021 по делу N А73-3539/2021 Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа. Обстоятельства: Общество, занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг поставки тепловой энергии в виде пара (мощности) с коллекторов, установило монопольно высокую цену товара путем включения в тариф на тепловую энергию и теплоноситель в паре расходов по всему структурному подразделению, а также расчетной прибыли. Предписано устранить нарушения. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушен экономический интерес иного лица в покупке товара по цене, компенсирующей исключительно расходы и норму прибыли, необходимые для производства конкретного товара, а также положения антимонопольного законодательства.

Постановление ФАС Центрального округа от 05.06.2013 по делу N А54-5908/2012 Требование: О признании недействующим постановления в части пункта об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей. Обстоятельства: Истец выражает несогласие с оценкой расходов, принятых регулирующим органом в составе тарифа, и с размером установленного тарифа. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что на основании заключения экспертизы тариф, утвержденный регулирующим органом, экономически не обоснован, установлен.

Считаю, что ГРО используя доминирующее положение на рынке и являясь монополистом в этой сфере, неправомерно завышает стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО, нарушает ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», чем нарушает законные права и интересы ТСЖ, ЖСК.

Учитывая вышеизложенное, прошу провести проверку по данному факту и принять соответствующие меры реагирования к исполнителю услуги – ГРО (указать ГРО своего региона) по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО.

Информировать о результатах рассмотрения настоящего заявления в установленные законом сроки прошу по вышеуказанному почтовому, электронному адресу и телефону.

Приложение:

1. копия договора на услуги за газоснабжение на ________ л.

Председатель правления ТСЖ/ЖСК

дата

Дополнительные материалы