Заявление АКОН в ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО

РОН

21.06.2024 в 13:39

257

Ассоциация АКОН

117105, Россия, r. Москва, уп Нагатинская, д. 3А, стр.2

Тел; •7(495) 085 78-70

info@acon.pro

Руководителю Федеральной антимонопольной службы России

Шаскольскому М.А.

125993, г. Москва, Садовая-Кудринская, д.11

Заявитель: Чулочников Н.В.

117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,

стр. 2, этаж 3, ком. 5

Телефон:

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

Заявление о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО

В связи вступлением в законную силу Федерального закона №71-ФЗ управляющие организации, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы с 1 января 2024 года обязаны заключить договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования только с газораспределительной организацией (далее - газораспределительная организация или ГРО).

Товарищества собственников жилья, Жилищные кооперативы в различных субъектах Российской Федерации обратились в газораспределительные организации, зарегистрированные в данных субъектах Российской Федерации с заявками на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах.

ГРО по итогу рассмотрения заявки выслало в адрес ТСЖ/ТСН/ЖСК/ЖЭК для подписания договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.

Согласно приложениям к договорам, годовая стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового газового оборудования выросла по отношению к стоимости 2023 года от 23% до 515%.

Ассоциация АКОН получила множество заявлений от руководителей ТСЖ/ТСН/ЖСК/ЖЭК с просьбой обратиться в ФАС России (и/или в территориальный орган - УФАС) о нарушении антимонопольного законодательства, выразившееся в установлении необоснованно завышенной цены на услуги ТО ВДГО с целью защитить права и законные интересы.

№ п/п
Наименование ТСЖ/ЖСК, адрес
 ИНН 
Годовая стоимость в 2023 год  (руб. без НДС)
Годовая стоимость в 2024 год (руб. без НДС)
Изменение,%
1
2
3
4
5
6
1
ТСН «Лесное» Владимирская область, Кольчугинский район, ул. Лесная, д. 5
3306018360
17 364,48 
21 403,20
23%
2
ТСЖ "Пр. Победы 110" Вологодская область, г. Череповец, пр. Победы д. 110
3528178573
7 700,72
14 476,20 
88%
3
ЖСК "Зодчий -6" Москва, ул. Яблочкова, д.13
7715040237
31 691,40
41 977,26
32%
4
ТСЖ Бондаренко 14А Московская область, г.Орехово-Зуево пр.Бондаренко,д.14а 
5034043611
12 300,00
31 320,00
155%
5
ЖЭК Химик-3 Московская область г.Орехово-Зуево пр.Бондаренко д.16а
5034080388
22 860,00
57 826,00
153%
6
ЖСК Спартак, Московская область, Можайский район, посёлок Колычево
5028020662
11 020,68 
67 736,08
515%
7
ТСЖ Ковчег, Санкт-Петербург, улица Сикейроса, дом 15, к. 1
7802349462
146 874,58
183 162,25
25%
8
ТСН "Пролетарская-28" Тульская область, г. Тула, ул. Пролетарская д. 28
7105059558
134 414,91
152 279,74
13%
9
ТСЖ Шанс, Чувашская Республика, г. Чебоксары, бульвар А. Миттова, д.2
2130001746
9 215,92
43 680,00
374%
10
 ТСЖ "Орхидея" 350022 г. Краснодар. ул.Черкасская. Д.85
2311114597
21 232,91 
97 518,14
359%
№ п/п
Наименование ТСЖ/ЖСК, адрес
ИНН
Старый договор
Новый договор
1
2
3
7
8
1
ТСН «Лесное» Владимирская область, Кольчугинский район, ул. Лесная, д. 5
3306018360
Дог. № 2016-29-КЛ81-0038 от 01.12.2016 с АО "Газпром газораспределение Владимир"
Дог. № 2024-29-КЛ81-0060 от 01.01.2024 с АО "Газпром газораспределение Владимир"
2
ТСЖ "Пр. Победы 110" Вологодская область, г. Череповец, пр. Победы д. 110
3528178573
Дог. № 185/18 от 15.03.2018 с ООО "ГазСервис
Дог. № 09706290-05-022024 от 01.01.2024 с АО "Газпром газораспределение Вологда"
3
ЖСК "Зодчий -6" Москва, ул. Яблочкова, д.13
7715040237
Дог. № МГ-1/355/21-ЖСК/СВАО от 01.02.2021 с АО "МОСГАЗ
Дог. № 01355/24-ЖСК/СВАО от 30.11.2023 с АО "МОСГАЗ"
4
ТСЖ Бондаренко 14А Московская область, г.Орехово-Зуево пр.Бондаренко,д.14а 
5034043611
Дог. № 2/21 то-мкд от 13.05.2021 с ООО "Техногаз"
Дог. № 2/21 то-мкд от 13.05.2021 с ООО "Техногаз"
5
ЖЭК Химик-3 Московская область г.Орехово-Зуево пр.Бондаренко д.16а
5034080388
Дог. № 3/21 то-мкд от 02.08.2021 с ООО "Техногаз"
Дог. № 12000559/ОД от 01.01.2024 с АО "Мособлгаз"
6
ЖСК Спартак, Московская область, Можайский район, посёлок Колычево
5028020662
Дог. № МО-МЖ-ВДГО-12 от 27.10.2022 с ООО "Юникон"
Дог. № 3002159/ОД от 01.01.2024 с АО "Мособлгаз
7
ТСЖ Ковчег, Санкт-Петербург, улица Сикейроса, дом 15, к. 1
7802349462
Дог. № 200-22 от 01.12.2022 с ООО "ГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Дог. № 3.ВД.м.000013 от 01.01.2024 с ООО"ПетербургГаз"
8
ТСН "Пролетарская-28" Тульская область, г. Тула, ул. Пролетарская д. 28
7105059558
Дог. № 635-ТО-ВДГО/20 от 17.11.2020 с АО "Тулагоргаз"
Дог. № 635-ТО от 01.01.2024 с АО "Тулагоргаз"
9
ТСЖ Шанс, Чувашская Республика, г. Чебоксары, бульвар А. Миттова, д.2
2130001746
Дог. на ТО ВДГО/ВКГО_А.Миттова бульвар, дом 2 от 21.04.2022 с ООО "РУСРЕГИОНГАЗ"
Оферта АО "Газпром Газораспределение Чебоксары" на 2024 год
10
ТСЖ "Орхидея" 350022 г. Краснодар. ул.Черкасская. Д.85
2311114597
Дог. № МКДк-83 от 31.08.2011 с АО "Краснодаргоргаз
Дог. № МКДк-3 от 01.11.2023 с АО "Краснодаргоргаз"

Проанализировав ситуацию Ассоциация АКОН считает заявленную цену данных ГРО необоснованно завышенной, при этом данные ГРО не дают потребителю возможности узнать её экономическое обоснование и производимые затраты по видам работ.

Следует учесть, что стоимость услуги определяется с учетом требований Приказа Минстроя России от 29.05.2023 № 387/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2023 N 73682),

Однако, полной расшифровки затрат на стоимость услуги согласно данного приказа данные ГРО не предоставляют. В связи с чем невозможно сделать вывод об экономическом обосновании предлагаемой услуги. Стоимость услуги не может быть рассчитана произвольно.

При определении размера платы за техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме необходимо применение правил учета доходов и расходов, регламентируемых п. 3 Методических указаний.

Кроме этого, обоснование стоимости для которого используются подтверждающие документы, производится также в соответствии с «Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных сетей», утвержденным Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35, Методическими указаниями по расчету размера платы, утвержденным Приказом Минстроя РФ № 387/пр от 29.05.2023г., Приказом ФСТ России от 27.12.2013 №269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а именно технологические карты с трудозатратами по каждому виду работ, расшифровкой накладных расходов и обоснование процента к трудоемкости основных рабочих, уровня прибыли и т.д. Они также предоставлены не были.

Следует учесть, что основным видом деятельности ГРО (АО «Газпром газораспределение Владимир», АО "Газпром газораспределение Вологда", АО"МОСГАЗ", АО "Мособлгаз", ООО"ПетербургГаз", АО "Тулагоргаз", АО "Газпром Газораспределение Чебоксары" и др.) является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22). Код ОКВЭД получения доходов от вида деятельности по техническому обслуживанию ГРО не установлен. Следовательно, не представляется возможным установление стоимости услуги согласно требованиям Методических рекомендаций и вышеуказанных нормативно-правовых актов. Таким образом, стоимость услуги установлена не в соответствии с требованиями действующего законодательства и применяться не может.

Федеральным законом от 18.03.2023 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – закон № 71-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта «ж» пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1091» (далее – постановление № 859) газораспределительные организации наделяются исключительным правом на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в МКД, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) в МКД и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме (домовладении) на основании соответствующих договоров, типовые формы которых утверждены приказом Минстроя России № 388/пр.

В этой связи газораспределительные организации в части предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО обладают признаками субъекта естественной монополии, установленными статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

В соответствии с упомянутой нормой субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под которой понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При этом положение газораспределительных организаций на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО обладает признаками доминирующего положения, установленными статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Отмечается, что в силу пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке является административным правонарушением, предусмотренным статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считаю, что указанные ГРО используя доминирующее положение на рынке и являясь монополистом в этой сфере, неправомерно завышает стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО, нарушает ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», чем нарушает законные права и интересы ТСЖ/ТСН, обратившихся в Ассоциацию АКОН за их защитой.

Учитывая вышеизложенное, прошу провести проверку по данному факту и принять соответствующие меры реагирования к исполнителю услуги - указанным ГРО по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО.

Информировать о результатах рассмотрения настоящего заявления в установленные законом сроки прошу по вышеуказанному почтовому, электронному адресу и телефону.

Приложение:

копии договоров на услуги за газоснабжение на ________ л;

копии заявлений ТСЖ/ТСН/ЖСК/ЖЭК в Ассоциацию АКОН на ________л

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников

19.04.2024 г.