Все на подряд в ЖКХ?

Мнения

12 марта 2024 в 16:40

122

В начале февраля 2024 года в Госдуме прошло заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере коммунальной инфраструктуры, в котором приняли участие зампредседателя Госдумы Алексей Гордеев, замглавы Минстроя Алексей Ересько, председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов и другие. С протоколом собрания ознакомился “Ъ”. В документе сказано, что комитету Госдумы по строительству и ЖКХ было поручено разработать проблемные вопросы в этой сфере.

Комитет, в свою очередь, предупреждает о том, что есть риск невыполнения задачи, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным по увеличению темпов модернизации коммунальной инфраструктуры, следует из письма первого зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ Владимира Кошелева, направленного Сергею Пахомову 6 марта. До 2030 года на эти цели будет выделено 4,5 трлн руб. Автор документа отмечает, что в ближайшие шесть лет будет сформирован большой госзаказ на выполнение таких работ, при этом ресурсная база не готова к такому резкому росту, что неминуемо приведет к дефициту всех основных ресурсов. Господин Кошелев предупреждает, что уже в 2024-2025 годах произойдет кратное увеличение себестоимости этих работ по причине спекулятивного роста цен на материалы, оборудование и увеличения зарплат. Депутат говорит, что аналогичная ситуация сложилась в 2019-2023 годах, когда реализовывались крупные нацпроекты в сфере строительства.

Никита Чулочников, президент Ассоциации АКОН

1. Как вы считаете, как это повлияет на подрядчиков в сфере ЖКХ? И на строительную сферу в целом?

Износ коммунальной инфраструктуры по разным оценкам составляет от порядка 40% (заложена в Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ РФ до 2030 года) до 60-80% (указаны в региональных программах модернизации сетей, например, в г. Перми). При этом темпы замены изношенных сетей в последние годы составляли 1-3%. Для того, чтобы остановить рост темпов износа необходимо ежегодно менять минимум 4-5% сетей, а для сокращения темпов износа минимум 10-15% в год. Таким образом, объёмы ремонтных работ возрастают многократно, что также требует многократного роста выпуска материалов и оборудования. Для этого необходимо капитальные вложения, которых нахватало многие годы, при этом результат возможно достичь лишь в средне и долгосрочной перспективе. Кроме этого, требуется привлечение значительного количества специализированных строительных организаций и высококвалифицированных инженерно-технических специалистов и рабочих специальностей. С учетом дефицита кадров из-за сокращения объемов профессиональной подготовки, а также перемещения оставшихся кадров в оборонку, где более высокая оплата труда, для их привлечения в инфраструктурное строительство потребуется значительный рост и выравнивание оплаты труда. Все это повлечет рост стоимости материалов, оборудования и увеличения оплаты труда. Попытки ускоренными темпами осуществлять масштабные работы приводят к появлению множества негативных факторов: снижению качества управления и контроля за работами, компенсацией недостатка кадров привлечением множества низкоквалифицированных специалистов организаций-подрядчиков, снижения качества используемых материалов и оборудования, спекулятивному росту цен, увеличению зарплат, «бумажным результатам». Возникают высокие риски ограничения конкуренции из-за изменившейся процедуры госзакупок, выбора подрядчика. Все это в итоге может привести к не достижению поставленных задач в краткосрочной перспективе из-за частичной утраты управляемости и дальнейшего снижения темпов работ.

2. Насколько за последние пару лет выросла себестоимость строительства? Как изменилась стоимость работ по обновлению и ремонту коммунальной системы?

Стоимость работ по обновлению и ремонту коммунальной системы за последние годы выросла порядка 1,5 - 2 раз.

3. Насколько острый сейчас дефицит подрядчиков, специализирующихся на модернизации коммунальных систем?

Дефицит квалифицированных подрядчиков, особенно по рабочим специальностям сварщик, монтажник.

4. Как это все отразится на управляющих компаниях и ТСЖ?

Рост зарплат персонала в УК и ТСЖ (где ФОТ и налоги составляют до 50-70% в выручке без НДС) сдерживается фактически замороженным ростом размера платежа за жилищные услуги – по статье содержание и ремонт жилого помещения, которую оплачивают граждане, а также отсутствием льготных налоговых режимов для УК, необходимость оплачивать НДС, низкой рентабельностью для белых компаний 5-12%. Из-за заниженных зарплат произойдет дальнейшее перемещение, вымывание оставшихся квалифицированных кадров ИТР и рабочих специальностей из УК и ТСЖ в более высокооплачиваемые смежные отрасли. Это опасная тенденция, в первую очередь негативно отразиться на качестве обслуживания сложного инженерного оборудования, установленного в современных МКД, что влечет за собой снижение безопасности проживания в домах.

Сергей Костюченков, Председатель комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП.

1. Полагаю, что выделение большого объема финансирования на работы по ремонту и реконструкции Инженерных сетей и объектов производства энергии должно привести к увеличению стоимости работ. Причины к этому процессу следующие:

- В законе о закупках появилось требование о квалификации исполнителя (наличие ранее исполненного контракта по 44_фз или 223-ФЗ на 1\5 от стоимости закупки) данный факт ограничивает количество участников аукционов и иных тендерных процедур. Следовательно, участниками закупок станет небольшой круг исполнителей, которые при формировании ценовых предложений скорее всего воспользуются ситуацией и увеличат стоимость работ для заказчиков.

- Нынешний уровень производства оборудования и материалов в РФ не готов к существенному увеличению объемов продукции, что потребует вложений производителей в основные фонды, которые и приведут к увеличению стоимости продукции.

2. В силу хронического недофинансирования коммунальной сферы (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, водоочистка, электроснабжение) нет и необходимого количества специализированных организаций для выполнения работ по ремонту и модернизации сетей, малое количество высококвалифицированных специалистов – инженеров, мастеров, рабочих специалистов. Таким образом, задуманные темпы реализации данных планов будут замедляться, наталкиваясь на такие объективные причины.

3. Если будут серьезные вливания в сферу модернизации производства и доставки коммунальных ресурсов это приведет к росту оплаты труда специалистов и как следствие это отразится на УК и ТСЖ прежде всего в форме оттока квалифицированных специалистов из жилищно-эксплуатационных предприятий - в коммунальную сферу.

0 / 300