Аварийные убытки: как УК и жителям взыскать деньги с ресурсников

Прошедшие мероприятия

25 января 2024 в 17:55

515

Аварии на сетях, внезапные отключения теплоснабжения и прочие форс-мажоры чреваты серьезными убытками для управляющих компаний (УК). Да и за поставку некачественных коммунальных ресурсов собственники нередко спрашивают именно с управляющих, а не с ресурсоснабжающих организаций (РСО). Как УК взыскать ущерб, а также помочь жителям сделать перерасчет – разбираем на очередном вебинаре на платформе ОкРОН.

«Самое главное – возьмите собственников себе в союзники. В случае нарушений со стороны РСО, управляющие и собственники должны выступать на одной стороне. Вам вместе предстоит собрать доказательства того, что вина за поставку некачественного коммунального ресурса или перебои с теплом лежит на РСО», - поясняет гендиректор ООО «РЭК», глава комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков.

Важную роль при возникновении аварийных ситуаций или поставках некачественного коммунального ресурса играет работа аварийно-диспетчерской службы (АДС).

Именно в журнале АДС обязательно должен быть зафиксирован факт прекращения подачи тепла или снижение качества услуги. Причем, даже если у собственников заключены прямые договора с РСО, аварийно-диспетчерская служба управляющей компании все равно должна принимать заявки от собственников.

«В идеале работу АДС следует отдать на аутсерсинг. Таким образом, работа службы будет восприниматься максимально объективно. Получится, что диспетчеры независимы ни от УК, ни от РСО. Этот факт может помочь вам в ходе судебных разбирательств», - поясняет Сергей Костюченков.

Проблемы с теплоснабжением (будь то авария, или поставка некачественного ресурса) должны быть соответствующим образом зафиксированы. Однако с этим нередко возникают проблемы. Представители РСО, даже зная об авариях или проблемах на сетях, как правило, не торопятся выезжать на место происшествия для совместного составления акта с управляющими компаниями.

Случается и так, что РСО намерено не сообщают о возникновении аварийных ситуаций, скрывая данные факты даже от специализированных городских служб.

Между тем, согласно сложившейся судебной практике, доказательством некачественного предоставления коммунальной услуги, а также перебоев с теплоснабжением вовсе не обязательно должен служить акт, составленный совместно с представителями РСО.

Так, в п.22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 года №22 прямо указано, что потребитель может подтвердить факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг не только актом, но и любыми другими средствами. В деле, которое было рассмотрено Верховным судом, в качестве подтверждающих документов, например, были предоставлены ведомости учета ОДПУ, отражающие параметры тепловой энергии на вводе в дом.

«Необходимо провести фото и видеофиксацию приборов учета. Если таковых нет, то все тепловые узлы должны быть оборудованы манометром и термометром – показания этих приборов также могут служить доказательством проблем с теплоснабжением», - говорит Сергей Костюченков.

Подобные доказательства будут иметь юридическую силу лишь в том случае, если на тепловом узле были исправные и поверенные приборы. Именно поэтому еще на этапе подготовки дома к отопительному сезону, подписывая соответствующие акты с РСО, важно прописать, какие именно приборы учета установлены на узлах. Также в актах необходимо сделать приписку-пояснение о том, что показания установленных приборов принимаются сторонами к расчетам.

В этом случае, даже если РСО оказалось выехать на место ЧП для составления совместного акта, зафиксированных показаний приборов будет достаточно.

В зависимости от масштаба аварии, а также времени сообщения о факте ЧП, управляющие сталкиваются с различными видами ущерба.

Чем позже стало известно об аварии, тем серьезнее будет ущерб. Ведь если управляющие не успеют должны образом остановить систему, выполнить работы по сливу теплоносителя, не исключено, что в итоге потребуется полноценный ремонт всей внутридомовой системы отопления.

Претензию о возмещении ущерба, а также перерасчете для собственников вместе с соответствующими доказательствами сначала следует подать непосредственно в РСО.

В случае, если ресурсники откажутся от добровольного возмещения, дело можно будет решить в суде.

Подробные алгоритмы действий в случае аварии или подачи некачественных коммунальных услуг можно скачать здесь: https://okron.ru/events/1002

0 / 300