Клинингу пропишут универсальные шаблоны

Прошедшие мероприятия

27.04.2024 в 13:03

312

Полную версию мероприятия Вы можете прослушать здесь: https://vk.com/podcast-195331700_456239084

Участники ФМ-рынка приступили к разработке универсального ТЗ для клининга. Предполагается, что итоговый документ будет представлять собой некий шаблон-конструктор, который можно будет адаптировать для конкретного объекта. Дополнением к шаблону станут расчетные таблицы и калькулятор, с помощью которых можно будет узнать примерную стоимость работ.

«Сегодня в качестве шаблона нам представлено ТЗ и пакет документов для тендера, составленные для одного из столичных ТРЦ. Думаю, что на его основе, добавив некоторые нюансы, мы могли бы разработать некую универсальную модель», - отметил президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников.

Подробно описанную схему обслуживания, которая и ляжет в основу «модельного ТЗ», еще предстоит дополнить временными характеристиками. Благодаря этому будет возможно разработать специальный калькулятор стоимости работ.

«Надо понимать, сколько рабочего времени уходит на выполнение работ, описанных в схеме уборки. Вот, например, прописано, что убирать какую-то зону необходимо ежедневно, или два раза в неделю. Но только на основе периодичности работ невозможно подсчитать количество необходимого персонала. Сколько раз надо мыть пол – понятно. Но вот будем ли мы мыть его час или 15 минут? А ведь от этого зависит сколько нам понадобится уборщиц и соответственно стоимость услуги», - рассуждает гендиректор ООО «Дженель» Андрей Куркин.

По его словам, необходимое количество персонала зависит так же и от класса объекта. Но в итоге, опять же, все упирается во время, затрачиваемое на уборку конкретной зоны. Мерилом чистоты выступают периодичность и перечень работ. На объектах разных классов они могут отличаться.

«То, что сегодня мы обсуждаем некое шаблонное ТЗ – это уже большой прогресс и большой шаг вперед. Ведь до сих пор на нашем рынке не было представлено ничего подобного», - заключил Андрей Куркин.

Важной особенностью рынка клининга, по словам представителей бизнеса, является тот факт, что тендерное задание далеко не всегда отражает действительные требования заказчика. По факту, нередко оказывается так, что, начав работать, представители клининговых компаний сталкивают с необходимость уточнить и скорректировать и количество персонала, и объем работ, а значит – и бюджет проекта.

«Думается, что помимо расчетных таблиц с указанием времени уборки и количества персонала, необходимо также сделать специальную оговорку о том, что по результатам работы клининговая компания оставляет за собой право сделать перерасчет обслуживания объекта, поскольку не все возможно просчитать на этапе проектирования тендерного задания. Тестовым периодом работы можно обозначить, например, месяц», - отметил Никита Чулочников.

При этом тестовый период, после которого возможно сделать перерасчет, является обоюдоострым инструментом: право на внесение изменений должно быть как у клининговой компании, так и у заказчика.

Столь детальная проработка ТЗ, по мнению участников рынка, оказывается особенно актуальной для новых объектов, а также для заказчиков, которые подумывают о смене клининговой компании.

На практике отношения с заказчиком нередко строятся по куда более простым схемам. «Мы на тендерах играем, исходя из расценок за квадратный метр и по расценкам нормо-часа. Заказчик определяет бюджет на полгода или год, а потом методом заявок «выгребает» эту сумму», - поделился опытом гендиректор сервисной компании «РЭК» Сергей Костюченков.

Действительно, стоит ли использовать метод фиксированной оплаты или идти по пути оплаты конкретных работ, возникающих у заказчика, - вопрос, который сегодня не имеет однозначного ответа в клиниговом бизнесе. «Мы пришли к тому, что лучше иметь «фиксаж» и принимать на себя все риски. Но будет ли это дешевле или дороже, никто не знает. Можно и за одну-две чистки истратить весь месячный бюджет, который окажется сопоставим с тем, как если бы тебе платили «фиксу», - рассуждает Андрей Куркин. Наглядным примером тому служит уборка территорий в период зимних снегопадов. В моменте цены на подобные услуги могут вырасти в разы, так что компании, работающие «по фиксе», оказываются в выигрыше. С другой стороны, если речь идет о работах внутри ТЦ или складских помещений, то оплата работ по заявкам может оказаться выгоднее.

Еще один немаловажный вопрос – модель оценки качества работ. В предложенном для обсуждения проекте шаблона описывается фактически тотальный контроль за клинерами. Речь идет о многократных ежедневных проверках, по итогам которых выставляется средняя оценка. Ежедневные оценки складываются в среднюю оценку за месяц, на основании которой применяется понижающий коэффициент к стоимости услуг.

Такая модель нередко применяется в крупных компаниях и сетевых ТЦ. Однако, на объектах, не располагающими серьезными бюджетами, подобные методы практически не используют. Ведь сплошной мониторинг требует дополнительного персонала, а значит – дополнительных затрат.

«У меня каждый месяц сотрудники получают коэффициент трудового участия, который определяется методом контрольных точек. Техник проезжает по участкам и делает контрольные замеры. Плюс к этому действует артельный метод, при котором сотрудники разных бригад или разных смен несут совместную ответственность за свой участок», - пояснил Сергей Костюченков.

Ассоциация АКОН совместно с участниками рынка продолжит разработку универсального, шаблонного ТЗ для заказчиков клининга, к которому также планируется добавить удобный калькулятор для расчета стоимости услуг.

Принять участие в обсуждении будущего документа можно на наших вебинарах на платформе ОкРОН.

Следите за расписанием мероприятий!