Ассоциация АКОН: необходимо расширить доступ УК/ТСЖ к реестру собственников в МКД через ГИС ЖКХ!

РОН

15.11.2023 в 14:22

3
974

С 1 марта 2023 года вступили в силу отдельные положения ФЗ от 14 июля 2022 г. No 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (далее - Закон No 266) в соответствии с которыми запрещается передача третьим лицам данных из ЕГРН.

Подробно возникшие противоречия в законодательстве описаны в письме АКОН от 21 декабря 2022 г в Правительство РФ, на которое от имени Правительства РФ 26 декабря 2022 г. ответило Минцифры, определенное в качестве межведомственного координатора, разослав по госорганам письмо АКОН и прошлую переписку с Ассоциацией за 2021-22 годы и ответ Минстроя от 25 января 2023г. по ГИС ЖКХ.

Ассоциация АКОН повторно обратилась в Правительство РФ - дать поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) устранить данную правовую коллизию, противоречия в нормативно-правовых актах, возникшие после вступления в силу с 1 марта 2023 года отдельных положений Закона № 266 о персональных данных.

1. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги нотариусов получения выписок из ЕГРН формирования реестра собственников помещений МКД изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.

2. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.

3. С целью конкурентного ценообразования расширить круг участников и предложить распространить оказание данной услуги на иные организации (в первую очередь кредитно-финансовые), работающие с объектами недвижимости и являющиеся операторами персональных данных – банки, страховые компании. Более востребована услуга будет в отделениях и филиалах банков, расположенных в МКД или непосредственной близости от них, где УО/УК, ТСЖ уже открыли счета по сбору платежей собственников за ЖКУ или накопительные спецсчета на капремонт.

4. Реформировать деятельность органов госжилнадзора, находящихся в ведении Минстроя, наделив функциями «реестродержателя» и гаранта, обеспечивающего законный процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК. Обеспечение ведения реестров УО/УК и ТСЖ с использованием определенных в законодательстве информационных систем (ГИС ЖКХ и др.), контроль за полнотой, достоверностью и актуализацией данных.

5. Поручить внести изменения в НПА в части обязательного информирования собственником управляющего МКД (УО/УК, ТСЖ), а также орган госжилнадзора при изменении в праве собственности на помещение в МКД, путем направления уведомления в электронном виде в информационной системе (ГИС ЖКХ). Заблокировать переход права собственности без внесения данных изменений в информационную систему. Обязать нотариусов при регистрации/переходе данных прав внесения необходимых изменений в информационную систему (ГИС ЖКХ)

6. Поручить доработать механизма реализации функционала ГИС ЖКХ (и в мобильном приложении) в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ. Сместить акцент на сервисную составляющую услуги, взяв за основу наиболее удачные IT решения мобильных приложений банков и страховых компаний.

7. Упросить и расширить доступ в ГИС ЖКХ к актуальному реестру собственников жилых помещений, всех категорий в соответствии с требованиями ЖК РФ для проведения ОСС. Верификацию получателя при электронном запросе осуществить через Госуслуги, ЭЦП. Получать доступ к данным через личный кабинет, мобильное приложение, без технической возможности тиражирования и пересылки данных. Часть персональных данных возможно предоставлять в зашифрованном виде (например, QR код).

8. В случае получения от собственника запрета на передачу третьим лицам данных из ЕГРН, обязать собственника определить своего уполномоченного представителя (физическое лицо – юриста, доверительного управляющего или госорган) по доверенности представлять его интересы с правом голосования на ОСС с отметкой о данном статусе. Персональные данные об уполномоченном представители содержатся в ЕГРН и доступны при формировании реестра собственников помещений в МКД, вместо персональных данных собственника.


Председателю Правительства

Российской Федерации

Михаилу Владимировичу Мишустину

103274, г. Москва, Краснопресненская наб., д.2

Заявитель: Чулочников Н.В.

Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская д. 3А,

стр. 2, этаж 3, ком. 5

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

Тип: обращение

Исх. № 01/14-11/2023П

от «14» ноября 2023 г.

Уважаемый Михаил Владимирович!

С 1 марта 2023 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 14 июля 2022 г. No 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»… (далее - Закон No 266) в соответствии с которыми запрещается передача третьим лицам данных из ЕГРН.

С июля 2022 года Ассоциация АКОН ведет регулярную переписку с уполномоченными Правительством РФ федеральными госорганами (Минстроем, Росреестром, Роскомнадзором) о возникших противоречиях в нормативно-правовых актах, связанных с раскрытием персональных данных при организации общего собрания собственников (далее – ОСС). Подробно противоречия описаны в письме, от 21 декабря 2022 г, направленном в Правительство РФ (Исх. № 01/21-12/2022), на которое от имени Правительства РФ 26 декабря 2022 г. ответило Минцифры (№П10-90481), определенное в качестве межведомственного координатора, разослав по госорганам письмо АКОН и прошлую переписку с Ассоциацией.

Несмотря на полученные ответы от федеральных госорганов, Ассоциация АКОН до их пор не получила чётких разъяснений о законной деятельности управляющих организаций/управляющих компаний (далее -УО/УК) и товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) при вступлении в силу данных поправок.

Из обращений УО/УК и ТСЖ в Ассоциацию АКОН следует, что сложившаяся система доступа к персональным данными, ведение реестра собственников и организация ОСС блокирует деятельность добросовестных управляющих.

Во-первых, законодательно не отрегулирован процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК, например, получившей многоквартирный дом (далее – МКД) в управление по результатам конкурсной процедуры. Новая УО/УК не имеет возможности на законных основаниях получить в госорганах информацию и оперативно проверить полноту и достоверность переданных ей персональных данных от предыдущей УО/УК чтобы сформировать полноценный реестр собственников для проведения ОСС, т.к. данный МКД еще не включен в ее лицензию. Недобросовестная УО/УК имеет возможность сознательно искажать персональные данные в реестре, чтобы сделать его недействительным и затормозить передачу МКД новой УО/УК.

Во-вторых, в Жилищном Кодексе до сих пор не урегулирован вопрос проведения ОСС помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием «системы» (пункт 2 статьи 44(1), часть 6 статьи 45, часть 1(1) статьи 46, часть 14 статьи 47(1).

В своем ответе от 25 января 2023 года (№3275-МС/04) Минстрой России наконец озвучил свои планы по решению данного противоречия. Минстрой пишет, что «для обеспечения доступности информации о ЖКХ, бесперебойности функционирования ГИС ЖКХ (или Система), повышения эффективности ее использования для граждан, органов власти и организаций отрасли ЖКХ, а также безусловного соответствия функциональности ГИС ЖКХ нормам законодательства РФ Минстроем России совместно с Оператором ГИС ЖКХ в настоящее время проводится работа по реализации функционала ГИС ЖКХ в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ.

Кроме того, в целях нивелирования возможных негативных последствий, в том числе выраженных в отсутствии сведений о собственниках помещений в МКД и как следствие невозможности проведения ОСС помещений, принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании, Минстроем России прорабатывается вопрос необходимости внесения соответствующих изменений в рамках подготовки проекта поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 78299-8 «О внесении изменений в ЖК РФ» (далее - проект поправок).

Однако в ЖК РФ до сих пор нет прямого указания на перечень всех используемых «систем», в жилищном законодательстве нет четкого описания их свойств, необходимого функционала, а проект поправок (ФЗ № 78299-8) завис в Госдуме летом 2023 года на стадии первого чтения. Несмотря на издание Минстроем приказа от 13 сентября 2023 №660\пр «Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения в ГИС ЖКХ информации из ЕГРН об объектах, указанных в пунктах б и 7 части 1 статьи 6 ФЗ от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и приказа от 13 сентября 2023 г № 661/пр «Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в законодательстве нет необходимого правового механизма понуждающего ответственный орган или лицо за своевременное и полное размещение достоверной информации для ведения актуального реестра собственников помещений в МКД, отсутствует законный и удобный механизм оперативной проверки достоверности данной информации и отсутствует необходимый уровень ответственности за нарушения недобросовестных участников

В-третьих, как ранее предлагала Ассоциация АКОН, решение привлечения услуг нотариусов, а также использование многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) для получения выписки с персональными данными из ЕГРН оказалось технически недоработанным, т.к. данные услуги изначально предполагают получение выписок ЕГРН по незначительному количеству помещений, для удостоверения или перехода права собственности при проведении конкретной операции с недвижимостью. Распространение тарификации данной услуги на множество помещений (а современные МКД – это в среднем 300-500 квартир, с увеличением доли домов с более чем 1500 жилых помещений) сделано без учета финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. По опросу УО/УК и ТСЖ средняя стоимость выписки ЕГРН у нотариуса составляет порядка 500 руб., однако в ряде случаев необходимо брать повторно выписку с дополнительными данными для реестра, тогда стоимость возрастает до порядка 1700 руб, за помещение.

Данные расходы законодательно не включены в минимальный перечень услуг, оказываемых УО/УК и не включены в бюджеты ТСЖ, следовательно, УО/УК и ТСЖ не могут на этом основании, автоматически, без решения общего собрания включить в свои услуги содержание и ремонта и поднять на эту величину размер своей платы.

Михаил Владимирович!

Прошу Вас дать поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) устранить данную правовую коллизию, противоречия в нормативно-правовых актах, возникшие после вступления в силу с 1 марта 2023 года отдельных положений Закона № 266:

1. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги нотариусов получения выписок из ЕГРН формирования реестра собственников помещений МКД изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.

2. Поручить доработать организационно-правовой механизма оказания услуги Многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), изменить тарификацию данной услуги с учетом финансовых возможностей УК/УО и ТСЖ. Предлагаю внедрить регрессивную шкалу тарификации, в зависимости от количества помещений в МКД, на которые заказываются выписки из ЕГРН.

3. С целью конкурентного ценообразования расширить круг участников и предложить распространить оказание данной услуги на иные организации (в первую очередь кредитно-финансовые), работающие с объектами недвижимости и являющиеся операторами персональных данных – банки, страховые компании. Более востребована услуга будет в отделениях и филиалах банков, расположенных в МКД или непосредственной близости от них, где УО/УК, ТСЖ уже открыли счета по сбору платежей собственников за ЖКУ или накопительные спецсчета на капремонт.

4. Реформировать деятельность органов госжилнадзора, находящихся в ведении Минстроя, наделив функциями «реестродержателя» и гаранта, обеспечивающего законный процесс передачи полных и достоверных персональных данных от старой к новой УО/УК. Обеспечение ведения реестров УО/УК и ТСЖ с использованием определенных в законодательстве информационных систем (ГИС ЖКХ и др.), контроль за полнотой, достоверностью и актуализацией данных.

5. Поручить внести изменения в НПА в части обязательного информирования собственником управляющего МКД (УО/УК, ТСЖ), а также орган госжилнадзора при изменении в праве собственности на помещение в МКД, путем направления уведомления в электронном виде в информационной системе (ГИС ЖКХ). Заблокировать переход права собственности без внесения данных изменений в информационную систему. Обязать нотариусов при регистрации/переходе данных прав внесения необходимых изменений в информационную систему (ГИС ЖКХ)

6. Поручить доработать механизма реализации функционала ГИС ЖКХ (и в мобильном приложении) в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ. Сместить акцент на сервисную составляющую услуги, взяв за основу наиболее удачные IT решения мобильных приложений банков и страховых компаний.

7. Упросить и расширить доступ в ГИС ЖКХ к актуальному реестру собственников жилых помещений, всех категорий в соответствии с требованиями ЖК РФ для проведения ОСС. Верификацию получателя при электронном запросе осуществить через Госуслуги, ЭЦП. Получать доступ к данным через личный кабинет, мобильное приложение, без технической возможности тиражирования и пересылки данных. Часть персональных данных возможно предоставлять в зашифрованном виде (например, QR код).

8. В случае получения от собственника запрета на передачу третьим лицам данных из ЕГРН, обязать собственника определить своего уполномоченного представителя (физическое лицо – юриста, доверительного управляющего или госорган) по доверенности представлять его интересы с правом голосования на ОСС с отметкой о данном статусе. Персональные данные об уполномоченном представители содержатся в ЕГРН и доступны при формировании реестра собственников помещений в МКД, вместо персональных данных собственника.

Приложение:

1. Ответ Минстроя России (от 25.01.2023 г. исх. №3275-МС/04)

2. Ответ Минцифры (от 26.12.2022 г. исх. №П10-90481)

3. Письмо Председателю Правительства РФ М. В. Мишустину (от 21.12.2022 г. исх. № 01/21-12/2022)

С глубоким уважением,

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников

3 комментария
0 / 300
3 комментария
avatar
Александр Клыпин
Председатель правления ТСЖ "ЗАХАРОВО" 15.11.2023 в 23:43

Придумали, и приняли (в спешке) Законы, которые противоречат уже действующим Законам. Получили свои зарплаты за не профессиональную деятельность. Фактически сделали невозможным нормальное функционирование ЖКХ. Теперь давайте все (кроме них) выдумывать как исправить эти "ляпы". Законодатели.

avatar
Никита Чулочников
Президент АССОЦИАЦИЯ АКОН 16.11.2023 в 12:44

В этом наша общая задача - Ассоциаций с УК,ТСЖ: основываясь на практике организаций выявлять, формировать согласованную позицию и исправлять ошибки законодателей, из-за непрофессонализма или сознательно заложенные в чьих-то интересах, тогда отстаивать свои интересы доступными нам законными способом

avatar
Никита Чулочников
Президент АССОЦИАЦИЯ АКОН 17.11.2023 в 13:35

Коллеги, есть шанс, что по нашему обращению пересмотрят и снизят услуги нотариусов за реестр с множеством записей "Нотариат сообщил о снижении тарифов за оформление жилья" https://rg.ru/2023/10/25/prozhivem-deshevle.html