С июля 2022 года Ассоциация АКОН ведет регулярную переписку с уполномоченными Правительством РФ федеральными госорганами (Минстроем, Росреестром, Роскомнадзором) о возникших противоречиях в нормативно-правовых актах, связанных с раскрытием персональных данных при организации ОСС и получает половинчатые ответы.
21 декабря 2022 года Ассоциация АКОН обратилась с очередным письмом к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину за разъяснением позиции регулятора. В своем ответе от 26 декабря 2022 года Аппарат Правительства РФ в ускоренном порядке определил координатором по данному вопросу Минцифры. Минцифры обратился в Минстрой и переслал туда всю переписку Ассоциации АКОН с госорганами.
25 января 2023 года Ассоциация получила более развернутый ответ из Минстроя, в котором регулятор наконец озвучил свои планы по решению данного противоречия.
Минстрой пишет, что «для обеспечения доступности информации о ЖКХ, бесперебойности функционирования ГИС ЖКХ (или Система), повышения эффективности ее использования для граждан, органов власти и организаций отрасли ЖКХ, а также безусловного соответствия функциональности ГИС ЖКХ нормам законодательства РФ Минстроем России совместно с Оператором ГИС ЖКХ в настоящее время проводится работа по реализации функционала ГИС ЖКХ в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей ЖКУ.
Кроме того, в целях нивелирования возможных негативных последствий, в том числе выраженных в отсутствии сведений о собственниках помещений в МКД и как следствие невозможности проведения ОСС помещений, принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании, Минстроем России прорабатывается вопрос необходимости внесения соответствующих изменений в рамках подготовки проекта поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 78299-8 «О внесении изменений в ЖК РФ» (далее - проект поправок).
Так, предлагается внести изменения согласно которому Оператор Системы обеспечивает ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в МКД и иных лиц, имеющих право участвовать в общем собрании собственников помещений в таком доме.
Учитывая изложенное, в настоящее время Минстроем России ведется работа по модернизации ГИС ЖКХ с учетом изменений законодательства, а также необходимости реализации дополнительных интеграционных механизмов».
Возникает вопрос – успеет ли Минстрой провести необходимую модернизацию ГИС ЖКХ до 01 марта 2023 года или придется отменять (переносить на более поздний срок) вступление в силу поправок в законодательство о персональных данных.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНСТРОЙ РОССИИ)
Садовая-Самотечная ул., д. 10, строение 1,Москва, 127994
тел. (495) 647-15-80, факс (495) 645-73-40
25.01.2023 г. №3275-МС/04
Чулочникову Н.В.
Уважаемый Никита Викторович!
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассмотрев Ваше обращение (вх. Минстроя России от 30. 12. 2022 № 20З95З/МС), поступившее письмом Минцифры России от 30. 12. 2022 № П2З-1-04-070-99758, в пределах компетенции сообщает следующее.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 5 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон No 218-ФЗ) установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), являются общедоступными, если иное не установлено законом.
В соответствии с действующими в настоящее время положениями статьи 62 Закона № 218-ФЗ, Порядка заполнения форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, утвержденного приказом Росреестра от 04.09.2020 № П/0З29, управляющие организации вправе получать выписки из ЕГРН, содержащие общедоступные сведения, в которых отображаются только фамилия, имя и отчество правообладателя объекта недвижимости, являющегося физическим лицом (при этом в такой выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о дате и месте рождения, а также месте жительства правообладателя объекта недвижимости - физического лица).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 14 статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 266-ФЗ), положения которого в части предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, вступают в силу с 1 марта 2023 года, предусмотрено предоставление персональных данных правообладателя (лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости) о фамилии, имени, отчестве (последнее – при наличии) и дате рождения гражданина в составе выписки из ЕГРН, содержащей общедоступные сведения, только при наличии в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя (лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости), внесенной по заявлению таких лиц (их представителей), а при отсутствии такой записи – только отдельным категориям лиц и нотариусу для цели совершения им нотариального действия, в частности удостоверения факта наличия сведений в ЕГРН о фамилии, имени, отчестве (последнее – при наличии) и дате рождения гражданина, являющегося правообладателем объекта недвижимости (лицом, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости), в том числе по обращениям лиц, чьи права и законные интересы были нарушены правообладателями объектов недвижимости.
В то же время Законом № 266-ФЗ не предусмотрено изменение перечня лиц, имеющих право на получение сведений ЕГРН ограниченного доступа в соответствии с частями 13 – 16.2 статьи 62 Закона № 218-ФЗ, к которым, в частности, отнесены суды.
Также отмечаем, что, исходя из положений части 3 статьи 124 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), в случае, если взыскателю не известны дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа и такая информация по запросу суда предоставляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел.
Таким образом, отсутствие у взыскателя указанных в части 3 статьи 124 ГПК сведений о должнике не является препятствующим условием для доступа к правосудию.
Учитывая изложенное, в целях ведения претензионной и судебной работы управляющие организации могут использовать информацию, полученную в порядке, установленном ЖК РФ, ГПК и Правилами № 354.
Кроме того, как представляется, указанными организациями могут быть использованы сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, содержащиеся в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в которой Росреестр в том числе размещает сведения о характеристиках жилых помещений и персональных данных их собственников в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Помимо этого, управляющие организации могут получать сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме непосредственно у самих собственников, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые в силу части 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ вправе получать содержащиеся в ЕГРН сведения ограниченного доступа, включая персональные данные правообладателей объектов недвижимости в том числе для реализации полномочий в сфере жилищно коммунального хозяйства, а с 1 марта 2023 года - также и через нотариуса в порядке, предусмотренном Законом № 266-ФЗ.
Дополнительно Минстрой России отмечает следующее.
Для обеспечения доступности информации о жилищно-коммунальном хозяйстве, бесперебойности функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ, Система), повышения эффективности ее использования для граждан, органов власти и организаций отрасли жилищно-коммунального хозяйства, а также безусловного соответствия функциональности ГИС ЖКХ нормам законодательства Российской Федерации Минстроем России совместно с Оператором ГИС ЖКХ в настоящее время проводится работа по реализации функционала ГИС ЖКХ в части ведения в Системе реестра собственников жилых помещений - получателей жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, в целях нивелирования возможных негативных последствий, в том числе выраженных в отсутствии сведений о собственниках помещений в многоквартирных домах и как следствие невозможности проведения общего собрания собственников помещений, принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании, Минстроем России прорабатывается вопрос необходимости внесения соответствующих изменений в рамках подготовки проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 78299-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее - проект поправок).
Так, предлагается внести изменения согласно которому Оператор Системы обеспечивает ведение в ГИС ЖКХ в электронном виде реестра собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц, имеющих право участвовать в общем собрании собственников помещений в таком доме.
Учитывая изложенное, в настоящее время Минстроем России ведется работа по модернизации ГИС ЖКХ с учетом изменений законодательства, а также необходимости реализации дополнительных интеграционных механизмов.
Заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства М.В. Соболев