Обращение к Президенту РФ от лица ГИГО о недопустимости монополизации рынка

РОН

07 марта 2023 в 10:46

2
287

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину

103132, город Москва, улица Ильинка, дом 23/16, подъезд 11

Председателю Правительства Российской Федерации

М.В. Мишустину

103274, город Москва, Краснопресненская набережная, дом 2, строение 2

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В.И. Матвиенко

103426, город Москва, улица Большая Дмитровка, дом 26

Руководителю

Федеральной антимонопольной службы России

М.А. Шаскольскому

125993, город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11, Д-242, ГСП-3

Уважаемые Владимир Владимирович, Михаил Владимирович, Валентина Ивановна, Максим Алексеевич!

Мы, представители специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере технического обслуживания, ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ТО ВДГО/ВКГО) в многоквартирных и жилых домах, вынуждены обратиться к вам в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении Федерального закона (проект №337041-7) «О внесении изменений в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» с новым наименованием «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее - Законопроект №337041-7), устанавливающего порядок заключения и прекращение действующих договоров о ТО ВДГО/ВКГО, а также наделяющего исключительным правом проведения ТО ВДГО/ВКГО только газораспределительные организации (ГРО).

С 2013 года специализированные организации организовали и наладили работу по ТО ВДГО/ВКГО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Специализированные организации, которые не являются газораспределительными организациями, обеспечивают безопасность миллионов жителей Российской Федерации, проживающих в газифицированных многоквартирных и жилых домах.

Наделяя Законопроектом №337041-7 исключительным правом осуществлять деятельность по ТО ВДГО/ВКГО только газораспределительные организации (ГРО), депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не учли, что такое правовое регулирование будет противоречить статье 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 49, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «О защите конкуренции», статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», статьям 6, 18, 21 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральные законы не запрещают иным организациям, не являющимся газораспределительными, заниматься ТО ВДГО/ВКГО. Введенные Законопроектом №337041-7 ограничения приводят к полной монополизации на данном рынке услуг, а также к закрытию отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на этом рынке, препятствуют дальнейшей деятельности специализированных организаций по надлежащему техническому обслуживанию и ремонту (замене) газоиспользующего оборудования на основании заключенных договоров с гражданами и управляющими организациями.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в России гарантируется свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, составляющие согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя Российской Федерации.

В силу статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2).

В целях реализации указанных конституционных норм Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, распространяя свое действие, в том числе на федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы или организации, осуществляющие функции указанных органов, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействие) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3);

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5);

- создание дискриминационных условий (пункт 8).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Устранение и/или ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции, что также подтверждают слова нашего Президента Российской Федерации – «Мне бы точно не хотелось, чтобы у нас была монополия какая-то, результатом которой является понижение качества и повышение цены. Этого, конечно, никто не хочет. Экономике России такая ситуация не нужна, она губительна вообще для любой экономики, для нашей в том числе».

Попытки незаконной монополизации рынка оказания услуг по ТО ВДГО/ВКГО с 2013 года неоднократно предпринимались как со стороны инициатив некоторых Депутатов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, так и со стороны некоторых представителей Минстроя Российской Федерации, и поддерживались представителями организаций, осуществляющих деятельность по поставке газа населению. Неоднократно, подобные различные подзаконные акты, в которых закреплялись данные инициативы, получали отрицательные отзывы как со стороны экспертных сообществ, так и со стороны Федеральной антимонопольной службы России и Администрации Президента. Наиболее полно и значимо отзывы были представлены в 2018 году в рамках заседания Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо также обратить внимание на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. по гражданскому делу №АКПИ13-826, с учетом позиции Федеральной антимонопольной службы России, в соответствии с которой предоставления права осуществления ТО ВДГО/ВКГО только газораспределительной организации, ограничивает количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере, что приводит к устранению с данного рынка услуг субъектов малого и среднего предпринимательства и способствует снижению качества предоставляемых услуг.

Нельзя признать обоснованными доводы Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который является ответственным за разработку Законопроекта №337041-7, о том, что решение законодательно закрепить обязанность по выполнению соответствующих работ за газораспределительными организациями принято в целях обеспечения безопасности граждан, использующих газ для бытовых нужд, с учетом роста числа несчастных случаев, связанных с ненадлежащим ТО ВДГО/ВКГО. Тем более, что отсутствуют доказательства того, что причиной роста числа несчастных случаев является ненадлежащее исполнение своих обязательств не газораспределительными организациями, а иными хозяйствующими субъектами, выполняющими работы (оказывающими услуги) по ТО ВДГО/ВКГО. Более того, из выступления генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Густова Сергея Вадимовича на заседании Совета по вопросам газификации субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении вопроса «Проблемы обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» от 1 апреля 2022 года следует, что газораспределительными организациями группы компаний «Газпром» обслуживаются 23 млн. граждан на территории 67 субъектов Российской Федерации (это примерно 85 % ВДГО и ВКГО, которые существуют в стране). Аварийные ситуации, связанные со взрывами газа, происходят на всей территории страны, в том числе на объектах, обслуживаемых группой компаний «Газпром».

Передача оставшихся 15% объектов ВДГО/ВКГО газораспределительным организациям, приводящая к монополизации рынка, никак не повлияет на снижение рисков новых аварий на сетях газопотребления при эксплуатации газового оборудования. Однако, это приведет к прекращению деятельности иных специализированных организаций по ТО ВДГО/ВКГО, которые имеют многолетнюю практику работы в указанной сфере деятельности, квалифицированных работников, и зарекомендовали себя как надлежащие, добросовестные исполнители и повлечет их банкротство.

Тысячи работников по всей стране, у которых на иждивении имеются несовершеннолетние дети, нетрудоспособные члены семьи, в том числе мобилизованные родственники, останутся без работы и заработной платы. И это в то время, когда вами, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, принимаются все возможные меры поддержки для сохранения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также рабочих мест.

В рамках деятельности МОО «ГИГО» созданы ключевые материалы и предложения, которые имеют непосредственное отношение к повышению безопасности, а не носят скрытый характер по перераспределению финансовых потоков, монополизации рынка. Мы считаем, что обеспечение безопасности граждан является задачей Государства, и не должно становится предметом финансовых спекуляций, борьбы за долю на рынке. Мы неоднократно предлагали всем участникам рынка и ГРО создать единую экспертную площадку для выработки реальных мер повышения безопасности, но получали молчаливый отказ со стороны поставщиков газа. Мы считаем, что единственно верным подходом является технический, а не финансовый и юридический, необходимо выработать и в определенной степени возродить техническое регулирование государством вопросов безопасности граждан, а не передавать эти полномочия в руки коммерческих организаций, осуществляющих продажу газа населению. По рассматриваемому законопроекту мы также предоставили анализ в рамках работы экспертной группы при комитете по Энергетике ГД РФ, который был созван за 2 дня до планируемых слушаний. В рамках анализа мы указали что предлагаемая инициатива снизит уровень безопасности на рынке, приведет к оттоку подготовленных кадров, приведет к фактическому закрытию более 4,5 тыс малых и средних предприятий.

С учетом вышеизложенного, просим вас вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять меры, направленные на защиту субъектов малого и среднего бизнеса, а также их работников, не одобрять Законопроект №337041-7, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, и направить его на доработку.

Председатель Правления

Межрегиональной общественной организации

«Гильдия Инженеров Газового Оборудования»

Митюшин Станислав Юрьевич

, info@rasgo.ru

2 комментария
0 / 300
2 комментария
avatar
Лев Николаев
Председатель правления ТСЖ "ШАНС" 11.03.2023 в 17:22

Безопасность использования газа в быту может быть реализована техническими средствами, да и то только в случаях, где есть фактор случайностей, халатности при использовании газа потребителями. Никакого безопасного использования газа в быту НЕЛЬЗЯ обеспечить от террорАКТОВ либо действий психов...

avatar
Елена Лыткина
юрист ООО Управляющая жилищная компания 17.03.2023 в 15:26

Опасным является именно сжиженный газ. Если использовать природный газ, поступающий по трубам (к примеру на котельные), то он не взрывается. Нужно только переоборудовать способ поступления газа в МКД. Тогда и емкости у домов не нужно будет содержать. Сжиженный выгоден для продажи, но не нам!