
Рынок складской недвижимости Екатеринбурга начал 2025 год в условиях тотального дефицита качественных площадей: вакантны всего 0,2 процента складов класса "А" и 0,4 - "В". Это минимальный показатель за последние десять лет, отмечают аналитики "ХОД Консалтинг".
Умерить аппетиты
В 2023 году в мегаполисе и городах-спутниках ввели в эксплуатацию около 480 тысяч квадратных метров логистических терминалов, а в 2024-м - 450 тысяч. В результате общий фонд составил четыре миллиона квадратных метров, из которых 2,5 миллиона - высококачественные. Но, несмотря на это, предложение все равно не успевает за спросом. В ближайшие два года запланировано строительство еще 700 тысяч квадратов, правда, две трети проектов являются спекулятивными, то есть типовыми, рассчитанными не на конкретного клиента, а на продажу, поэтому их реализация может отложиться. Кроме того, застройщики начинают тестировать формат light industrial (производство, офис, склад "мелкой нарезкой"): он менее капиталоемкий, крупные площади можно осваивать поэтапно. По прогнозам, в 2025-2026 годах будет сдано около 120 тысяч квадратных метров таких помещений.
Инвентаризацию можно проводить с помощью дронов: один беспилотник способен осмотреть до тысячи паллет в час
Если раньше основной объем новых площадей поглощали федеральные торговые сети и маркетплейсы, то сегодня все более заметную роль начинают играть промышленники и дистрибьюторы. По словам независимого отраслевого эксперта Виталия Хиля, за год арендные ставки выросли на 20 процентов, до 1000-1200 рублей за квадрат, включая НДС и операционные расходы. Многие арендаторы вынуждены перезаключать договоры по более высоким ценам либо сокращать занимаемые площади. Также на пользователей собственники начали частично перекладывать эксплуатационные издержки, например, установку средств пожаротушения в терминале, ремонт и очистку от снега подъездных путей и парковок, обслуживание доклевеллеров (устройств для выравнивания автофургона с уровнем пола в здании).
Как и многие другие отрасли, логистика испытывает дефицит рабочих рук, чему причиной демографическая яма 1990-х, ужесточение миграционной политики и агрессивная региональная кадровая стратегия маркетплейсов. На этом фоне у соискателей растут зарплатные ожидания и требования к компенсационному пакету.
- За два последних года доход рабочих складов в регионах вырос на 37 процентов. При этом скорость закрытия вакансий замедлилась с 23 до 35 дней, - констатирует Марина Алексеева, представитель 3PL-оператора BG Logistics, который эксплуатирует объекты в том числе в Екатеринбурге и Челябинске.
QR-навигатор
Поскольку людей на рынке труда становится меньше, предприниматели задумываются о том, как оптимизировать бизнес-процессы.
- По статистике половину рабочего времени комплектовщика занимает перемещение по складу, поэтому мы решили идти в автоматизацию широким шагом, - говорит руководитель по развитию бизнеса компании Comitas Александр Евсеенко.
Одно из возможных решений - коробочный конвейер, с помощью которого товары спускаются с любого уровня многоэтажного мезонина и сортируются по нескольким маршрутам. За счет этого производительность труда увеличивается на 53 процента. Такие системы подходят для крупных терминалов, а средним эксперты рекомендуют использовать автономные мобильные тележки с телескопической мачтой. Платформа на аккумуляторах движется между стеллажами по меткам навигации с QR-кодом. Она способна за один цикл перемещать до 9 пластиковых или картонных коробов весом до 50 килограммов каждый и поднимать их на высоту.
Удобным решением для электронной торговли и курьерских служб считаются высокоскоростные cross-belt сортировщики. Они состоят из ленточных конвейеров, движущихся перпендикулярно основному направлению, зон подачи и выкладки товаров, сортировочного узла и блока управления. При их использовании для склада площадью 20 тысяч квадратных метров достаточно всего 16-18 сборщиков. На замену погрузчикам с водителями приходят автономные вилочные, они захватывают паллетированные грузы массой до трех тонн и перемещают горизонтально на нужное место. Емкости аккумулятора хватает на 6-8 часов работы.
А инвентаризацию можно проводить с помощью дронов. Аппараты оснащены считывающей головкой и камерой, облетая по команде оператора последовательно каждую ячейку, распознают штрих-код, QR-код, оценивают целостность упаковки и транслируют информацию на базовую станцию, где она преобразуется в цифровой отчет. Один беспилотник способен осмотреть до тысячи паллет в час, объясняет Виктор Литвинов, представитель "Оператора инфраструктуры БАС" из Югры.
Карандаш и смекалка
Лидером комплексной автоматизации складов выступает торговля. Следом идут логистические операторы, поставщики продуктов питания и производственные компании. Большинство внедрявших подобные новации знают, с какими проблемами приходится сталкиваться: на складах отсутствует адресное хранение, реальные материальные остатки не соответствуют бухгалтерским данным, нередки ошибки при маркировке, неоптимальная маршрутизация.
Ситуация осложняется отсутствием мотивации у персонала: рядовые сотрудники, а зачастую и руководство не заинтересованы в переменах. Как правило, они работают по старинке: используют простейшую конфигурацию 1С или самописную ИТ-систему, из нее распечатываются листы приемки, комплектации и т. п., в остальном опираются на опыт и смекалку. Также на сроки внедрения влияет загруженность корпоративных айтишников: проекты подразумевают интеграцию WMS (программы, охватывающей все этапы работы с товаром: поступление, разгрузку, размещение, хранение и отбор) с другой цифровой инфраструктурой компании.
Если запуск проходит успешно, как уверяют вендоры, сборка заказов ускоряется в 2,5 раза, приемка - на 40 процентов, время адаптации работника-новичка сокращается до одной недели. Контроль склада с экрана монитора и назначение ответственных на каждом уровне минимизируют издержки по пересортице, браку, недостачам, при этом количество персонала уменьшается примерно втрое.
- Мы рекомендуем переходить на сдельную плату труда, это очень мотивирует людей. И преподносить WMS не как инструмент контроля, а как инструмент для заработка, иначе высок риск саботажа, - говорит руководитель отдела продаж GT LOGISTICS Михаил Титов.
По мнению директора компании Sevco Александра Цагарейшвили, оцифровка склада - сложная управленческая задача, в решении которой многое зависит от выбора партнера.
- С кем бы я не имел дел? С поставщиками облачных продуктов, к которым просто подключиться, с автоматизаторами широкого профиля, которые занимаются всем подряд, в также с разработчиками ПО с нуля по техзаданию и многочисленными консультантами, - подчеркивает эксперт. - Компания должна специализироваться на внедрении WMS и оказывать комплексные услуги от проектирования до пуска в промэксплуатацию, а продукт - существовать на рынке не менее 10 лет, тогда потребитель получит необходимый функционал, удобный интерфейc, понятную моторику массовых операций.
Фото: Freepik
📌 Войди в «100 лучших практик управления недвижимостью» на Ярмарке УК