Дворы с машинами: почему автосервисы и мойки стали открываться в жилых домах

Управление

05.03.2025 в 12:03

54

Москва стала лидером по приросту автосервисов, называемых детейлинг-центрами: за минувший год количество таких заведений в столице выросло почти на треть. Тренд задают застройщики, открывающие детейлинг, мойки и шиномонтаж в жилых комплексах. Уживутся ли сервисы для автовладельцев в составе инфраструктуры ЖК, разбирался Forbes

За последние 12 месяцев (с февраля 2024 года по февраль 2025-го) количество сервисов детейлинга (комплекс специализированных процедур по уходу за автомобилем) в 16 городах-миллионниках России увеличилось на 12,6% — до 6099 точек, такими данными с Forbes поделился геосервис «2ГИС». Лидер по приросту — Москва: количество сервисов детейлинга за последние 12 месяцев выросло на 28% и составило 1899 заведений. Больше всего точек расположено в Тропарево-Никулино (64 студии), Пресненском районе (58 студий), Хорошевском районе (50 точек), Выхино-Жулебино (49 точек), Отрадном (44 точки), Раменках (44 точки), следует из данных сервиса «2ГИС Про».

В топ-5 городов по приросту вошли также Санкт-Петербург (плюс 16%, до 853 точек), Краснодар (плюс 13,6%, 401 точка), Уфа (плюс 10%, 296), Ростов-на-Дону (плюс 7,3%, 132).

Тенденцию подтверждают и данные Avito. Количество поисковых запросов на платформе на покупку готового бизнеса в сфере ремонта, обслуживания и детейлинга автомобиля за 2024 год в Москве выросло на 13%, в то время как в целом по России спрос снизился на 8% (по отношению к 2023 году).

За минувший год россияне стали тратить на уход за автомобилями больше и пользоваться такими сервисами чаще, подтверждают данные и аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (есть у Forbes). В 2024 году число покупок услуг автосервисов в целом в России выросло на 11% год к году, средняя цена составила 3767 рублей, что на 14% выше уровня прошлого года. В прошлом году россияне на 12% чаще мыли свои машины в автомойках (средняя цена — 1190 рублей, плюс 16%), а число покупок услуг нанесения защитных покрытий выросло на 32% (37 550 рублей, плюс 19%).

«Владельцы новых авто все больше приезжают не только за плановыми техобслуживанием, но и за косметической обработкой, например за нанесением антигравийной пленки, чтобы обеспечить более долгий срок службы покрытий и высокую остаточную стоимость машины, — уточнили в пресс-службе «Чек Индекс». — Пользователи авто вторичного рынка чаще обращаются за кузовным ремонтом, заменой базовых запчастей и расходников».

Как рос рынок

«Слово «детейлинг» возникло в конце нулевых, так называли продвинутые автомойки, предлагающие более разнообразные услуги, чем остальные, — объясняет глава Ассоциации организаций в сфере детейлинга и автомобильной мойки (АОСДАМ) Василий Чернышов. — На рынок вышел ряд франшиз (Defendcar, Детайлинг-Про, Advance Star, Morendi), представлявших новые технологии по уходу и защите лакокрасочных покрытий кузова автомобиля». По его словам, к детейлингу сегодня можно отнести около десятка услуг по уходу за автомобилем: качественную мойку, полировку и нанесение защитных покрытий, оклейку кузова защитными пленками, реставрацию кожи в салоне и так далее.

Бизнес детейлинга взлетел с 2022 года, когда рост цен и общий дефицит автомобилей на рынке простимулировал спрос на услуги по уходу и дооснащению машин. «Объем рынка детейлинга в России в 2024 году мы оцениваем примерно в 250 млрд рублей, с учетом всех направлений этого бизнеса — автомойки, детейлинг-студии, мастерские PDR-ремонта, центры шумотеплоизоляции и антикоррозийной обработки, мастерские локальной окраски, центры реставрации автоинтерьера», — говорит Чернышов. По его данным, численность моечных постов в России растет и по итогам 2024 года приближается к цифре в 40 000. Количество студий детейлинга остается в сложной динамике: тенденции трансформации гаражного детейлинга, автомоек в детейлинг-студии сохраняются, но приобретают более упорядоченный вид. По данным АОСДАМ, их количество в стране приближается к 9000.

Эволюция детейлинга

За счет чего же растет рынок? «Детейлинг-центры, мойки и автосервисы эволюционируют, ведь традиционные локации их размещения — гаражные комплексы и промышленные зоны — попадают под планы реновации, — говорит Чернышов из АОСДАМ. — На их месте строятся жилые дома и торговые центры, и детейлеров стали приглашать арендовать у них площади на паркингах. Тенденция особенно заметна в Москве», — отмечает Чернышов.

Тренд подтверждают и застройщики, опрошенные Forbes. «Рост популярности детейлинга в ЖК можно объяснить сразу несколькими факторами, — говорит генеральный директор ГК «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян. — Во-первых, автомобили стали дороже, и владельцы теперь внимательнее относятся к их состоянию. Во-вторых, люди ценят комфорт и время: если можно привести машину в порядок прямо в своем доме, это очевидное удобство. В-третьих, масштабные программы реновации и комплексного развития территории в Москве отобрали устоявшиеся локации всех этих автосервисов и моек, а современные ЖК предлагают все-таки более цивилизованные условия как для посетителей, так и для самих этих точек». По его мнению, наличие подобных сервисов добавляет статусности самому комплексу, создавая ощущение, что здесь предусмотрено все, что нужно для комфортной жизни. «Одна из задач девелопмента — формирование среды, способной обеспечить максимум потребностей на расстоянии «вытянутой руки», — комментирует руководитель подразделения развития и перспективных проектов Sezar Group Георгий Новиков. — В современных жилых комплексах это в том числе спрос на сервисные услуги для автомобилей. Мы видим, что в сегментах бизнес- и премиум-класса сохраняется приоритет передвижения на личном автомобиле, что растут требования к качеству обслуживания, уверены: возможность клининга и иных регулярных автоуслуг в жилом комплексе однозначно будет востребована». По словам представителя одной из девелоперских компаний, детейлинг-центры появятся в ряде проектов, строящихся в Большом Сити: «River Park Кутузовский» от «АЕОН Девелопмент», а также ЖК ELEVEN от девелопера «РСТИ» и Sezar City от Sezar Group.

Мизерный арендатор

Владельцы детейлинг-центров и автомоек — арендаторы скромные, говорят эксперты коммерческой недвижимости. «Именно коммерческих площадей под детейлинг уходит немного, — констатирует управляющий партнер Penny Lane Андрей Садо. — Чаще всего это вообще парковка в жилом комплексе. Несколько машиномест выделяются, ограждаются, и на этих местах люди открывают такой бизнес. Поэтому застройщик не теряет коммерческие площади, он просто теряет машиноместа. Если брать усредненно, то в жилых комплексах среднего размера с приблизительно 500 квартир застройщик имеет порядка 700 машиномест, из которых он отдает на обслуживающий автобизнес примерно четыре». «Обычно под такие автомобильные «услуги» выделяются площади с габаритами 150–200 кв. м, — добавляет сооснователь и совладелец Группы «Родина» Владимир Щекин. — Как правило, этого достаточно для мойки на один-два поста, там же размещают шиномонтаж и прочее. В среднем это около 3–6% от общего фонда коммерческих площадей».

По словам Садо, доля под детейлинг может меняться от класса в класс — чем больше площадь квартир в жилом комплексе, тем больше коэффициент парковочных мест. «Если в комплексе мало двушек, трешек, четырехкомнатных и в основном это студии и однушки, то коэффициент парковочных мест на жилую площадь составляет около 0,3%, — подсчитал он. — С увеличением количества двухкомнатных, трехкомнатных квартир, коэффициент увеличивается до двух машиномест на квартиру. Чем более элитный комплекс, тем больше парковочных мест, и вряд ли машиноместа будут использоваться для сервиса. В жилых комплексах премиум-класса с более просторными квартирами, как правило, больше парковочных мест, что делает выделение нескольких мест для автомобильных сервисов менее значимым. Однако в элитных комплексах, где парковочные места могут стоить от 10 до 20 млн рублей каждое, продажа этих мест напрямую зачастую выгоднее, чем их аренда» .

«Чаще всего эта опция «мойка и детейлинг» встречается в новостройках комфорт плюс и бизнес-класса, — уточняет Щекин. — Но если комплекс располагает ограниченным набором помещений для бизнеса, то застройщик скорее отдаст их под магазин, аптеку, салон красоты или кафе. Но мы живем в очень автомобилизированном городе. Даже не самый крупный ЖК — это несколько сотен автомобилей, что дает гарантированный стабильный спрос».

«Мойки и шиномонтаж не для элитных малоквартирных комплексов, — считает президент AREA Ирина Жарова-Райт. — Хотя автомойки закладывались в ЖК и 20 лет назад, для примера можем взять «Брюсов 19» или «Стольник», но бизнес не получил развития. В элитном сегменте автосервис имеет ряд характерных особенностей и ограничений: во-первых, безопасность — сервис должен работать только на закрытый круг резидентов, штат сотрудников должен быть отобран и проверен. Во-вторых, это высокое качество оказываемых услуг, владение знаниями и умениями в работе с автомобилями класса люкс и использование дорогостоящих средств и оборудования. И главное — это высокий уровень материальной ответственности в случае нанесения ущерба. Поэтому в элитном сегменте «жизнь по одному адресу», а все, что связано с автомобилем, его обслуживанием и содержанием — задача водителя и иного персонала». По ее словам, этот вид бизнеса больше подходит для размещение в многоквартирных комплексах бизнес-, комфорт- и премиум-класса. В качестве примера Жарова-Райт приводит ЖК «Суббота», где действует автомойка «Чистая суббота», ЖК «Пресня Сити» — детейлинг-центр Carleone, ЖК «Шмитовский, 16» — мойка, шиномонтаж, детейлинг услуги Autocity 24, ЖК «Садовые кварталы» — детейлинг-центр Four Seasons, ЖК City Park и ЖК «Хорошевский» — мойка и детейлинг услуги Car Wash City.

Но успешные примеры есть и в «элитке», считает владелец агентства недвижимости «Ашихмин и партнеры» Григорий Ашихмин. «Да, в элитных клубных домах автомойки обслуживают только жильцов, и это, скорее, сервис, повышающий комфорт жизни и статус дома, например «Ля Дефанс», «Гранатный, 6», «Саввин Резиденс», из строящихся — «Империум» во 2-м Обыденском переулке», — перечисляет он.

Операторы детейлинга могут столкнуться с техническими проблемами в организации работы, предупреждают эксперты. «Важно знать, насколько заложены застройщиком и соответствуют необходимым параметрам инженерные коммуникации (водосток, необходимый уклон, очистные сооружения, расчеты по освещению, вентиляции и отоплению и другие особенности), габариты помещения должны работать под размеры обслуживаемых машин, предусмотрены удобный заезд, выезд, зона ожидания и пр. Не всегда приятным может быть взаимодействие с Роспотребнадзором», — предупреждает Жарова-Райт.

«Средняя площадь детейлинг-центра, предусмотренного в составе внутренней инфраструктуры жилого комплекса или бизнес-центра, составляет 250–300 кв. м общей площади, из которых 180–215 кв. м полезной площади и 70–85 кв. м — проезды, — посчитал Чернышов из АОСДАМ. — Этого пространства обычно хватает для компактного расположения 10 машиномест и организации детейлинг-студии на пять постов. Аренда такого пространства по состоянию на начало 2025 года будет обходиться детейлеру в среднем от 2,2 до 5,2 млн рублей в год в зависимости от цены квадратного метра (в среднем 1000–2000 рублей за квадратный метр) и размера полезной площади». В целом такой бизнес, по его словам, в Москве может стоить 10–12 млн рублей.

Источник

📌 Войди в «100 лучших практик управления недвижимостью» на Ярмарке УК

Другие новости по теме