
Лифтовое хозяйство в России переживает сейчас непростые времена. Согласно решению Евразийской экономической комиссии, уже с 15 февраля 2025 года все устаревающие лифты необходимо выводить из эксплуатации. Для отечественного рынка это задача практически невыполнимая. Но на кону – жизнь и безопасность людей. Что делать в сложившейся ситуации? Удастся ли избежать крайних мер и может ли российская лифтовая отрасль рассчитывать на развитие в будущем? Ответы на эти вопросы попытались дать участники пресс-конференции «Лифтовой коллапс: быть или не быть?»
Отсутствие информации и неразбериха в финансах
Как рассказала депутат Госдумы РФ, заместитель председателя думского комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева, России удалось добиться отсрочки по замене устаревших лифтов еще на 5 лет – до 2030 года. Но и эта отсрочка вряд ли позволит решить все накопившиеся проблемы.
«Рамки мы отодвинули, но лифты от этого новее не стали», - отметила депутат.
По словам Разворотневой, достоверной и полной информации о состоянии лифтов в России сейчас нет, точно так же, как и данных о состоянии многоквартирных домов в целом. Регулярное техническое обследование и учет общего имущества МКД отсутствует с 2013 года. Нет и базы данных о состоянии лифтов в учреждениях и нежилых зданиях. Поэтому остается лишь ориентироваться на год производства лифта.
Изменения в законодательстве вернули Ростехнадзору право проверять техническое состояние лифтов, однако у него, как и у других контролирующих органов, нет кадровых возможностей для подобного технического аудита. Максимум, что сейчас может это ведомство, - реагировать на жалобы, и, если они касаются лифта старше 25 лет – вынести предписание о его остановке и выводе из эксплуатации, отметила депутат.
Одной из мер поддержки стало поручение президента РФ как минимум половину списанных межбюджетных кредитов (а федеральные власти списали регионам две трети таких кредитов) использовать на решение проблем ЖКХ. Однако, как отметила Разворотнева, «никто не понимает, есть ли эти деньги у регионов, и сколько их».
В то же время, по ее словам, ситуация на местах очень разная: где-то региональные власти, несмотря на ограниченный бюджет, активно решают проблему замены лифтов, а есть регионы с лучшими финансовыми возможностями, власти которых не уделяют должного внимания проблеме.
«Тем не менее, мяч теперь на стороне регионов, проблема замены лифтов на 99% решается за счет средств региональных программ капремонта», - сказала депутат.
Импорт vs собственное производство
Президент Национального лифтового союза (НЛС) Виктор Тишин привел данные экспертов, согласно которым, на данный момент в стране требуют замены 66 тыс. лифтов и еще 56 тыс. устареют к 2030 году.
При этом, по его данным, на российском рынке сейчас присутствует немалое количество поставщиков – более 70 российских и более 100 зарубежных заводов-изготовителей.
Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО), секретарь Комиссии по лифтам Общественного совета при Минстрое России Петр Харламов утверждает, что отечественные производители располагают значительными мощностями и способны производить до 60 тыс. лифтов в год.
Кроме того, при необходимости нам готовы оказать помощь белорусские партнеры.
При этом, по его словам, отечественные предприятия успешно справились с необходимостью импортозамещения. Закупать за рубежом приходится лишь несколько позиций в области микроэлектроники – контроллеры, процессоры, чипы, частотные преобразователи, которые обеспечивают плавность движения кабины лифта и открытия-закрытия дверей. «Есть одно предприятие, которое выиграло субсидирование в Минпромторге, но, к сожалению, они обещают этот частотный преобразователь только в 2026 году. Конечно же, они нам нужны сегодня и даже вчера», — сказал Харламов.
По данным гендиректора РЛО, загрузка российских предприятий по производству лифтов и лифтового оборудования достигает лишь 70%.
В то же время, как отмечает Тишин, на российском рынке в разы выросло присутствие китайских и турецких производителей. Такая тенденция опасна тем, что в обозримом будущем все эти лифты некому будет обслуживать. Поэтому требования к производителям решено ужесточить, а количество поставщиков – ограничить, обеспечив преобладание российской продукции. На сегодняшний день, по данным Тишина, отобрано 7 отвечающих критериям предприятий, еще 3 рассматриваются для внесения в соответствующий список.
Комфорт стоит недешево
Стоимость оборудования и работ часто растет быстрее, чем объем средств в Фонде капремонта. На сегодняшний день замена лифта, включая работы по демонтажу и установке, стоит порядка 3 млн рублей, отмечает Харламов. Не все собственники успевают накопить необходимую сумму к тому моменту, когда лифт требует замены. Как отмечают участники рынка, региональные власти не очень охотно и не везде оказывают содействие собственникам в данном вопросе.
В итоге рынок сталкивается с проблемой низкого спроса. По данным гендиректора РЛО, число электронных аукционов на замену лифтов в России в прошлом году снизилось почти на четверть.
"В 2024 году было проведено электронных аукционов на замену 13 932 лифтов. Но по сравнению с 2023 годом это значительно меньше - примерно на 26%. В 2023 году было проведено более 18,8 тыс. электронных аукционов на замену лифтов", - привел статистику Харламов.
«Подводные камни» эксплуатации
«Лифт проектируют на компьютере 2,5 минуты, делают на заводе 2,5 часа, монтируют 25 дней, а эксплуатируют 25 лет», - отметил президент Национального лифтового союза Виктор Тишин, добавив, что в этой связи отраслевые союзы пытаются донести до всех заинтересованных инстанций мысль о том, насколько важно обеспечить контроль и содействие грамотной эксплуатации лифтового оборудования.
«Пытаемся донести до государства, что лифт – это автомобиль, а не велосипед», - подчеркнул Тишин.
Проблемы эксплуатации, как отмечают участники обсуждения, в основном упираются в два момента: финансовый и кадровый дефицит.
Разворотнева охарактеризовала финансовую ситуацию в лифтовом хозяйстве регионов следующим образом: «Пока никаких ориентиров нет: управляющая компания (УК) стремится собрать побольше, граждане – заплатить поменьше, а между ними – власти муниципалитетов». И у этих властей, по ее словам, особенно накануне выборов, нет желания принимать непопулярные с точки зрения избирателей решения.
Часто сервисные компании жалуются, что граждане собирают достаточные суммы на замену или ремонт лифтов, но до сервисов эти деньги не доходят. Возможным выходом из ситуации может стать заключение прямых договоров с предприятиями. Такая возможность уже предусмотрена законодательно в соответствующей дорожной карте, однако, по мнению депутата, далеко не все считают такое решение панацеей, и вопрос пока остается дискуссионным.
По мнению Светланы Разворотневой, необходимо сформировать обязательную, а не рекомендательную методику расчета оплаты за обслуживание лифтов, и она должна стать основой при расчетах за общедомовое имущество.
Виктор Тишин обратил внимание на то, что проблема дефицита кадров, существовавшая в отрасли, усугубилась в последнее время в связи с общей ситуацией в стране. Следствием этого стало увеличение нагрузки на специалистов сервисных служб, в частности, электромехаников.
При этом, поскольку речь идет о безопасности людей, все заинтересованные стороны отдают себе отчет, что качество работы специалистов по эксплуатации снижаться не должно. По мнению первого вице-президента Национального лифтового союза, гендиректора «АДС «СО «Лифтсервис» Алексея Захарова, необходимо ввести расчет минимальных трудозатрат по техобслуживанию лифта в соответствии с требованиями производителя, а также определить минимальное количество лифтов, которые может обслуживать механик. Эта величина бывает разной в зависимости от типа лифта. Работа над соответствующими нововведениями уже идет, и участники обсуждения надеются, что такие расчеты помогут определить корректную стоимость качественного обслуживания.
Законотворчество и реалии СВО
Представители отрасли отмечают, что большим подспорьем в решении накопившихся проблем становится активная законотворческая работа. Благодаря разработанной профильными министерствами дорожной карте расширены компетенции Ростехнадзора, что, по мнению специалистов, несмотря на сложности в кадровом обеспечении, поможет повысить качество лифтов и их обслуживания.
Однако при работе над долгожданными правилами использования и содержания лифтов (постановление 1744), вступившими в силу в сентябре 2024 года, из законодательного поля выпали инвалидные подъемники и эскалаторы.
«С 1 сентября 2024 года нет законных оснований для проведения технического освидетельствования этого оборудования, а таких подъемников и эскалаторов в стране десятки тысяч. То есть, примерно 5/12 (почти 50%) их парка в стране должно остановиться», - сказал Виктор Тишин.
Он напомнил, что эта проблема особенно остро ощущается в период СВО, когда такое оборудование необходимо вернувшимся на лечение и реабилитацию участникам спецоперации.
Поэтому, если говорить о коллапсе, то он возникает, прежде всего, в сфере законодательства, считает президент Национального лифтового союза.
В числе мер, которые могли бы исправить ситуацию в российской лифтовой отрасли, участники рынка назвали ужесточение требований к эксплуатации и организациям техобслуживания, создание реестра добросовестных подрядчиков, создание обязательной методики расчета стоимости обслуживания, а также устранение выявленных на данный момент в законодательстве недочетов. Все заинтересованные стороны высказали готовность работать в этом направлении вместе с законодателями.