Новые Правила подготовки к отопительному сезону 2025 года

Эксплуатация

05.02.2025 в 15:45

697

Приказом Минэнерго России от 13.11.2024 №2234 утвержден новый порядок подготовки домов к отопительному сезону. Документ вступает в силу 1 марта 2025 года.

Изменения касаются всех участников системы теплоснабжения, от муниципальных образований до управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК.

Основные изменения для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК.

  1. 1. Необходимо разработать и утвердить план подготовки к отопительному периоду (далее – План), который должен содержать результаты анализа прохождения трех прошлых отопительных периодов, в том числе схемные, режимные и погодные условия, возникшие в текущий отопительный период, аварийные ситуации, особенности функционирования объектов теплоснабжения и их оборудования. Срок — не позднее 30 апреля.

Образец Плана нормативными актами не утвержден. Получается, что каждая организация оформляет План в соответствии со своими «внутренними убеждениями».

  1. 2. План должен быть заранее согласован с теплоснабжающей организацией, срок на согласование – не более 15 рабочих дней.
  2. 3. План в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения направляется в орган местного самоуправления (в Санкт-Петербурге – Администрации районов).
  3. 4. План размещается на официальных сайтах (при наличии) управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. Если такой сайт отсутствует, то План размещается на официальном сайте органа местного самоуправления.
  4. 5. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду управляющие организации обязаны:

5.1. Выполнить требования, установленные ч. 6 ст. 20 и ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

5.2. Обеспечить выполнение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170.

5.3. Обеспечить выполнение требования, предусмотренного п. 11 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317), в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

5.4. Обеспечить выполнение предписаний, содержащих требования об устранении нарушений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115), пунктов 394, 396-399, 403 Правил промышленной безопасности (Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).

5.5. Подготовить и представить комиссии документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных требований, в том числе:

5.5.1. Акты промывки теплопотребляющей установки, проведенной в присутствии представителя теплоснабжающей организации (п. 9.2.9 Правил № 115);

5.5.2. Акты о проведении наладки режимов потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя (в том числе тепловых и гидравлических режимов) теплового пункта, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок, актов об установке и пломбировании дроссельных (ограничительных) устройств во внутренних системах, включая элеваторы и шайбы на линиях рециркуляции горячего водоснабжения (п. 9.3.25 Правил № 115);

5.5.3. Акт проверки (осмотра) запорной арматуры на предмет наличия и работоспособности, плотности (герметичности), наличия теплоизоляции в соответствии с проектными решениями, наличия неповрежденных пломб, установленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.

5.5.4. Документы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок для объектов, не являющихся опасными производственными объектами (ОПО), — п. 2.1.2, 2.1.3 Правил N 115, в случае эксплуатации ОПО – п. 228 Правил промышленной безопасности.

5.5.5. Акты о проведении испытаний на плотность и прочность (гидравлических испытаний) тепловых энергоустановок в границах балансовой принадлежности, оборудования индивидуальных тепловых пунктов и внутренних систем теплопотребления (п. 9.8, 9.1.59 Правил N 115) и наличие записей о результатах проведенных испытаний в паспорте теплового пункта и (или) теплопотребляющих установок.

Испытания проводятся в присутствии представителя теплоснабжающей организации. Копии актов гидравлических испытаний должны быть переданы в теплоснабжающую организацию в течение 5 рабочих дней со дня их проведения.

5.5.6. Документы об утверждении перечня производственных инструкций для безопасной эксплуатации котлов и вспомогательного оборудования в случае эксплуатации ОПО (п. 278 Правил промышленной безопасности), и (или) перечня документации эксплуатирующей организации для объектов, не являющихся ОПО (п. 2.8.2 Правил N 115).

5.5.7. Эксплуатационные инструкции объектов теплоснабжения (п. 2.2 Правил N 115) и (или) производственные инструкции (п. 278 Правил промышленной безопасности).

5.5.8. Паспорта тепловых пунктов или копии паспортов тепловых пунктов (п. 9.1.5 Правил N 115), а также проектно-техническая документация на здание (сооружение) в части внутренних систем теплоснабжения по теплопотребляющим установкам, установленным в здании (сооружении).

5.5.9. Выписка из штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, осуществляющего функции эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб или документы на техническое обслуживание, энергосервисные контракты в случае привлечения специализированных организаций для эксплуатации оборудования.

5.5.10. Акты или документы, подтверждающие проверку работоспособности автоматических регуляторов температуры воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения, а также проверку настроечных характеристик и установок систем регулирования и (или) регуляторов температуры и давления теплоносителя на системы отопления и воды на системы горячего водоснабжения, ограничения расхода сетевой воды через тепловой пункт в соответствии (п. 9.3.22, 9.4.18 Правил N 115).

5.5.11. Акты осмотра объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок на предмет наличия несанкционированных врезок для разбора сетевой воды или потребления тепловой энергии на теплопотребляющих энергоустановках, или для переключения закрытой системы теплоснабжения на открытую систему теплоснабжения с разбором сетевой воды или отступлений от проектного решения.

5.5.12. Копии заключенных договоров теплоснабжения и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности в соответствии с Правилами N 808.

5.5.13. Акт сверки расчетов за поставленные тепловую энергию (мощность), подтверждающий отсутствие задолженности либо подписанный сторонами документ, подтверждающий урегулирование с теплоснабжающей организацией порядка погашения всей существующей задолженности.

5.5.14. Акты периодической проверки узла учета, составленные в соответствии с п. 73 Правил коммерческого учета, акты разграничения балансовой принадлежности.

5.5.15. Акты проверки контрольно-измерительных приборов в тепловом пункте, с указанием заводских номеров, отметки о наличии паспортов контрольно-измерительных приборов в соответствии с п. 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, содержащие результаты поверки средств измерений в соответствии с ч.4 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

5.5.16. Акт выполненных работ по подготовке к отопительному периоду теплового контура здания в соответствии с требованиями пункта 2.6.10 Правил N 170.

5.5.17. Акты о проведении дезинфекции систем теплопотребления с открытой схемой теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с пунктом 5.2.10 Правил N 170, санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2, и акты о результатах отбора проб воды из системы на соответствие с СанПиН 1.2.3685-21, оформленные аккредитованной лабораторией.

5.5.18. Копия акта обследования дымовых и вентиляционных каналов многоквартирных домов перед отопительным периодом, копия действующего (действующих) документа (документов), подтверждающих выполнение технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном дом.

5.5.19. Акт проверки технической готовности теплопотребляющей установки объекта к отопительному периоду, составленный по результатам анализа документов и визуального осмотра, с указанием выявленных замечаний.

  1. 6. Оценка обеспечения готовности к отопительному периоду осуществляется комиссией, создаваемой органом исполнительной власти (в Санкт-Петербурге видимо это будет администрация района, как и ранее).

Каждому объекту теплоснабжения (МКД) будет дана оценка на основании значения индекса готовности в соответствии с формулами, установленными в оценочных листах.

В отношении управляющих организаций расчет индекса готовности и проверка оценочных листов осуществляется теплоснабжающей организацией, на основании документов (информации), представленных в комиссию.

Результаты оценки обеспечения готовности оформляются в акте комиссии (не позднее 10 сентября). Паспорт обеспечения готовности к отопительному периоду выдается в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта (но не позднее 15 сентября).

  1. 7. Лица, не получившие паспорт до 15 сентября, обязаны продолжить подготовку к отопительному периоду посредством устранения указанных в оценочном листе замечаний.
  2. 8. В случае неустранения замечаний комиссия в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта передает сведения органам жилищного надзора.

Выводы:

Новый приказ Минэнерго значительно ужесточает требования подготовки к отопительному периоду в целях повышение надежности теплоснабжения. Однако для управляющих и теплоснабжающих организаций это означает дополнительные расходы и изменение уже сложившихся отношений.

Полагаем, что наибольше затруднения у управляющих организаций возникнут при формировании к апрелю Плана подготовки к отопительному периоду (образец нормативными актами не утвержден!) и сопутствующего пакета документов (п. 11 Приказа Минэнерго России от 13.11.2024 N 2234).

Столь радикальное изменение порядка подготовки к отопительному сезону приведет к массовому неисполнению новых требований управляющими организациями. Органам власти придется либо «закрывать глаза» на эти нарушения, либо в срочном режиме упрощать порядок подготовки, отменяя или изменяя законодательство.

Ждем массовых проблем ближе к концу лета, когда большинство ТСЖ и ЖСК не смогут выполнить новые требования при подготовке к отопительному сезону.

Источник

Другие новости по теме