Верховный суд РФ определением №301-ЭС23-14417 от 28 декабря 2023 г. по делу № А11-12585/2019 обозначил свою позицию по вопросу создания и эксплуатации контейнерных площадок.
Суть судебного спора: Администрация муниципального образования обратилась в Арбитражный суд с иском к ТСЖ об обязании создать и содержать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для нужд многоквартирного дома, находящегося под управлением ТСЖ.
ТСЖ указывало, что индивидуальная площадка отсутствует с момента строительства дома и по санитарным нормам ее нельзя установить на придомовом земельном участке (стесненные условия, невозможно соблюсти расстояния от зданий).
Суд удовлетворил иск «муниципалов», исходя из следующего: товарищество в силу закона обязано с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований организовать место накопления ТКО для обслуживания спорного дома вне зависимости от принадлежности земельного участка. Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Верховный суд РФ, рассмотрев жалобу ТСЖ, отметил следующее.
1. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 3 Правил № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15-19 Правил № 1039).
Из указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
2. Исходя из статьи 44 Жилищного кодекса управляющая организация (ТСЖ/ЖСК) может создать место (площадку) накопления ТКО только на основании решения общего собрания собственников помещений и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу.
3. В случае, если площадь придомового земельного участка не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением санитарных норм, то обязанность по созданию площадки возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона № 89-ФЗ).
Приведенная позиция изложена в пунктах 24, 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
4. Согласно Правил № 1039, регламентирующему порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО и требования к его содержанию, реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО. То есть каждый объект недвижимости (многоквартирный дом) должен быть «привязан» к существующей площадке. При отсутствии «личной придомовой» площадки уполномоченный орган должен учитывать в реестре многоквартирный дом как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке.
5. Если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, либо место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (статья 249 Гражданского кодекса). Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 Жилищного кодекса).
По итогу рассмотрения жалобы дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
В части создания новой контейнерной площадки за счет местной администрации – согласны.
Но каким образом может возлагаться на УК, ТСЖ, ЖСК обязанность по содержанию чужой муниципальной контейнерной площадки – не понятно. Законодательством такой механизм не предусмотрен. В состав общего имущества конкретного дома такая площадка входить не может, в договоре управления не значится, а значит у собственников помещений и не может возникнуть обязанности по ее содержанию. В Минимальный перечень работ и услуг эксплуатация «муниципальной» площадки не входит.
Муниципалитет за бюджетные средства построит площадку и потом передаст в пользование УК? А если УК завтра сменится, обанкротится? Если УК не будет принимать площадку на свое обслуживание, каков механизм принуждения? Кто будет вести ее текущий или капитальный ремонт? Кто и каким образом будет определять тариф на содержание «муниципальной» площадки?
А если площадкой пользуются несколько домов (а это большинство случаев в городской застройке), то как между 3-5-10 домами распределять эксплуатацию и содержание площадки, особенно если везде разные способы управления и организации? Остается открытым вопрос, как организовать график уборки, кто и когда «дежурит», за что отвечает, в каких пропорциях домам вносить оплату и кому? И все это нужно согласовывать между несколькими домами, что не реализуемо на практике.
Если перекладывать содержание «муниципальной» площадки на управляющие компании, то тогда на них переложить и содержание внутриквартальных дорог и проездов, детских площадок, зеленых насаждений и т.п., так как всем этим в итоге пользуются местные жители. Оплатили сперва местные налоги, а потом еще раз «продублировали» оплату в квитанции на ЖКХ.
Полагаем, что этот спорный вопрос еще найдет свое продолжение в судебной практике. Неплохо, если Прокуратура выйдет с подобным иском, потому что у управляющих компаний, ТСЖ/ЖСК шансов на выигрыш в борьбе с местными властями немного. Еще и учитывая значительные расходы на выросшие госпошлины. Ждем продолжения!