Тарифы на жилищные услуги: рост, индексация, предложения.

РОН

25.11.2024 в 10:38

62

20 ноября 2024 г. Ассоциация АКОН в рамках пресс-конференции на тему: «Эволюция тарифов ЖКХ» презентовала результаты аналитического исследования: «Тарифы на жилищные услуги для населения по регионам РФ в 2020-2024 годах: темпы роста, индексация, динамика».

Квартплата состоит из платы за жилищные и коммунальные услуги. К жилищным услугам относится плата за «Содержание и ремонт» (далее – СиР) и «Капитальный ремонт». Были проанализированы тарифы по этим видам услуг в 85 регионах России (без учёта 4 новых регионов).

Расчёт стоимости обслуживания был произведён, исходя из типовой модели однокомнатной квартиры площадью 36,7 кв. м., с одним проживающим.

Обсудили, как изменились платежи россиянина за жилищные услуги и его способность оплачивать коммуналку за исследуемый период. Например, по сравнению с 2020, в 2024 году в жилищных услугах выросла доля капремонта на 4,62%.

· По данным исследования максимальный темп роста тарифа на СиР с 2020 по 2024 год составляет 52,77% в Курской области. Средний темп роста составляет 14,83%. В 38 регионах темп роста превышает средний. В 6 регионах тариф вообще не повысился: Республика Алтай, Ямало-Ненецкий АО, Республика Адыгея, Ненецкий АО Хабаровский край, Еврейская АО.

· Максимальный темп роста на капремонт составляет 119,09% в Севастополе. Средний темп роста с 2020 по 2024 год составляет 38,90%, в 35 регионах темп роста превышает средний. В 3 регионах тариф остался прежним: Республика Ингушетия, Рязанская область и Тюменская область.

· Отметили, что платежи за жилищные услуги напрямую связаны с состоянием дома, его износом.

«Ассоциация АКОН предложила регулятору провести аудит положений Жилищного кодекса РФ, определяющих структуру и механизм формирования размера платы за содержание жилого помещения, а также структуру и механизм формирования размера взноса на капремонт – пояснил Никита Чулочников, президент Ассоциации АКОН - для устранения дисбаланса неравномерно опережающего роста размера взноса на капитальный ремонт, по сравнению с фактически замороженным ростом размера платы по статье «Содержание и ремонт». Наличие дисбаланса ведет к недофинансированию деятельности управляющих компаний (УК) и ТСЖ, а в итоге - к ускоренном износу общего имущества собственников помещений и самого дома».

Для компенсации регулярного роста размера взносов и для предотвращения инфляционного обесценивания денежных средств, собранных собственниками помещений в МКД на капитальный ремонт, Ассоциация АКОН предложила комплекс мер:

- законодательно предусмотреть возможность и условия формирования накопительных счетов для размещения временно свободных средств фондов капремонта в банках в качестве депозитных, для начисления процентов на уровне коммерческих ставок, а также стимулировать банки предлагать фондам капремонта, УК и ТСЖ со спецсчетами выгодные финансовые продукты для защиты накапливаемых средств на капремонт от инфляции. Проблема в том, что во многих регионах до сих пор нет выгодных предложений финансовых продуктов для УК и ТСЖ, - рассказали в Ассоциации АКОН.

Также АКОН предложил для устранения сложившегося дисбаланса законодательно установить механизм регулярной автоматической индексации размера платы по статье «Содержание и ремонт» на размер инфляции на долгосрочный период.

«Органы местного самоуправления часто пропускают ежегодную индексацию, замораживая размер СиР из-за дефицита бюджета. Собственники “экономят” ориентируясь на “выгодный” размер СиР, установленный муниципалитетом, а не на экономически обоснованный расчет УО, который выше, чем у ОМСУ – разъяснил Никита Чулочников. - Проблема в том, что до сих пор нет рабочего организационно-правового механизма согласования условий и цены договора управления МКД между УК и множеством собственников, который определяет размер СиР».

АКОН считает необходимым в составе платы по статье СиР предусмотреть механизм автоматической индексации совокупного размера платы за СиР на размер повышения стоимости услуг обязательных подрядчиков. Также предусмотреть механизм исключения непроизводственных и необоснованных затрат подрядчиков из структуры стоимости их услуг для УО/УК и ТСЖ, а также для собственников жилых помещений в МКД.

Важно изменить жилищное законодательство с целью выделения в составе платы за СиР в отдельный самостоятельный вид платежа - плату за текущий ремонт. Стремительный рост фонда оплаты труда фактически “съедает” незащищенный бюджет текущего ремонта внутри платы за СиР, оставшихся средств зачастую не хватает даже на аварийно-восстановительные работы в доме, - считают в Ассоциации АКОН.

В качестве выводов была представлена аналитическая записка, в которой изложены предложения по совершенствованию принципов индексации, выработанные по результатам проведенного исследования, направленная в адрес Председателя Правительства РФ и ответ с позицией Минстроя.

Пресс-центр Ассоциации АКОН

Эл. почта: pr@acon.pro

Тел.: 8 903 262 37 65 (WhatsApp),

@ManagerOkronApp (Telegram)

Дополнительные материалы