Предлагаемые изменения
на проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества»
Пункт 1 проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Проект Правил взаимодействия) определяют порядок взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД). Понятия объекты общего имущества в МКД не определено в жилищном законодательстве, следовательно, нуждается в определении и соотнесении с соответствующими нормами.
Также в Проекте Правил взаимодействия не определено понятие «лица, осуществляющего управление домом», к которому планируют официально обращаться провайдеры. В ЖК РФ закреплены способы управления МКД – управляющей организацией (Статья 161 ЖК РФ)., управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом (разделы V,VI,VIII ЖК РФ), непосредственный способ самими собственниками жилья (статья 161, статья. 164 ЖК РФ). Здесь противоречия с нормами с жилищного законодательства.
Также пункт 1 проекта Правил взаимодействия определяет в качестве стороны договора собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма. Здесь и далее по тексту проекта Правил взаимодействия сторону необходимо обозначить с позиции гражданского законодательства, как абонента согласно статьи 429.4. Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяющего абонентский договор.
Дополнить подпунктом д) пункт 2 проекта Правил взаимодействия. Подпункт д) абоненты – собственники или пользователи помещения в многоквартирном доме, или наниматели жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального или иного найма, заявившие о намерении заключить договор связи с оператором связи.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвовать в расходах на содержание общедомового имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, а также взносов на капитальный ремонт.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании такого имущества (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления общедомовым имуществом является управление управляющей организацией, деятельность которой должна соответствовать интересам собственников помещений в доме. При этом, деятельность управляющей организации финансируется и обеспечивается за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В настоящий момент в случае использовании третьими лицами общедомового имущества для целей отличных от интересов большинства жителей, они должны покрывать затраты последних по содержанию общедомового имущества, возникшие в связи с их деятельностью в доме.
Подобное развитие отношений сторон способствовало уменьшению финансовой нагрузки на собственников помещений, подавляющее большинство которых являлось рядовыми гражданами, добросовестно вносившими плату за жилищно-коммунальные услуги.
Однако, пунктом 3 Проект Правил взаимодействия, предусмотрено, что лицо, осуществляющее управление МКД, не вправе устанавливать получение иных платных услуг в качестве условия доступа оператора связи к объектам общего имущества в МКД.
Вместе с тем, положениями статьи 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора. Указанный принцип предполагает свободу воли лица, вступающего в соответствующие правоотношения; самостоятельный выбор контрагента; самостоятельное формирование с ним договорной структуры и вида договорной связи; изъявление своей воли при формировании условий договора.
Думается, что проектируемая норма не должна исключать возможности договорного регулирования отношений оператора связи и лица, осуществляющего деятельность по управлению МКД и представляющего интересы жителей дома, при достижении ими соответствующего согласия. Иными словами, норма подлежит дополнению, в части указания на возможность установления иного порядка регулирования по соглашению между сторонами.
Рассматриваемая корректива будет способствовать снятию излишней финансовой нагрузки с собственников помещений, являющихся в подавляющем числе рядовыми гражданами.
Пунктом 4 Проекта Правил взаимодействия устанавливается обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) сведения об операторах связи, сети которых размещены в соответствующем многоквартирном доме.
Вместе с тем, деятельность управляющей организации финансируется и обеспечивается за счет средств собственников помещений в МКД. Размещение соответствующей информации требует трудовых и финансовых затрат посредством привлечения соответствующих специалистов.
Как и в случае с комментированием пункта 3, считаем, что расходование денежных средств, собираемых с собственников помещений в МКД, на обеспечение экономических интересов операторов связи, недопустимо. Рациональным видится получение операторами связи статуса поставщика информации в ГИС ЖКХ и самостоятельное размещение соответствующих сведений. Необходимо отражение данных изменений в совместном приказе Минкомсвязи и Минстроя России «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» от 28.12.2015 №589/944/пр.
В пункте 5 Проекта Правил взаимодействия «монтаж и эксплуатация сетей… осуществляется без взимания платы с оператора связи за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме», исключить слова «за доступ к указанным сетям связи».
Доступ к общедомовому имуществу оператора связи осуществляется на возмездной основе, либо предусмотрен компенсационный механизм затрат управляющей организации (управляющей организации, ТСЖ/ЖК/ЖСК иного жилищного кооператива). Т.к. персонал управляющей организации несет ответственность исключительно в рамках общедолевого имущества, сети оператора не являются общедомовым имуществом. Следовательно, управляющая организация несёт необоснованные убытки, связанные с дополнительной оплаты работнику по осуществлению доступа к сетям оператора. Цена выхода специалиста рассчитывается из средней цены по региону. Оператор связи обязан заблаговременно оповещать управляющую организацию о необходимости доступа к сетям оплатить выход специалиста на расчётный счёт управляющей организации. Передача ключей оператору связи в данной правовой конструкции противоречит антитеррористической защищённости.
В качестве одного из способов взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего деятельность по управлению МКД, в проектируемом нормативном правовом акте указана электронная почта, однако не указаны телефон и мессенджеры (пункт 6 Проекта Правил взаимодействия). При этом, положениями статьи 161.5 ГК РФ, урегулированы способы доставки юридически-значимых сообщений. Направление указанных сообщений по электронной почте возможно только в том случае, если стороны согласовали указанный порядок в договорном порядке.
Таким образом, проектируемые нормы нуждаются в доработке в части их приведения в соответствие с положениями статьи 161.5 Гражданского кодекса РФ.
В подпункте и) пункта 8 Проекта Правил – «информация о заявке собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма в многоквартирном доме – получателя услуг связи абонента, свидетельствующая о намерениях указанного лица пользоваться услугами связи данного оператора связи» дополнить «с указанием фамилии, имени, отчества (для физических лиц), наименования и реквизитов (для юридических лиц) абонента, номер помещения абонента в многоквартирном доме, телефон или электронная почта абонента для связи с ним»
В пункте 9 Проекта Правил – «лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обеспечивает ведение реестра запросов», изменить срок обработки запроса вместо одного «в течение трех рабочих дней».
Пункте 10 Проекта Правил изложить в следующей редакции «Информация о запросе оператора связи, соответствующему требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, поступившем лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, подлежит размещению в ГИС «ЖКХ» и на сайте такого лица (при наличии) в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса».
В пункте 11 Проекта Правил взаимодействия изменить срок с 5 на «10 рабочих дней» - в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, принимает следующие решения:
В пункте 11.2 Проекта Правил взаимодействия предусмотрены основания направления лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, мотивированного отказа в монтаже сетей связи в многоквартирном доме в связи с отсутствием технической возможности. Перечень указанных оснований является исчерпывающим и ограничивается наличием статуса аварийности у многоквартирного дома и фактом начала проведения работ по капительному ремонту общего имущества.
При этом, в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Разрабатываемые положения не должны исключать ситуации, когда монтаж и эксплуатация сетей связи невозможны в силу конструктивных и технических особенностей общего имущества в многоквартирном доме, то есть монтаж сетей связи не должен ставить под угрозу безопасность и благоприятные условия проживания собственников помещений в многоквартирном доме.
При указанных обстоятельствах перечень оснований для мотивированного отказа в монтаже сетей связи должен быть дополнен указанием на отсутствие технической возможности размещения таких сетей. Следовательно, целесообразно дополнить следующим пунктом «направляет оператору связи мотивированный отказ в монтаже сетей связи в многоквартирном доме в случае отказа абонента от направления заявки оператору связи, или выявления факта неиспользования абонентом помещения в многоквартирном доме (в которое должны быть проведены сети связи), или отсутствии у абонента права собственности или пользования на помещения в многоквартирном доме. Направляет оператору связи мотивированный отказ в монтаже сетей связи в многоквартирном доме в связи с вынесением вопроса на согласование общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».
Для обеспечения деятельности оператора связи предусматривается обязанность управляющей организации по предоставлению технической документации (пункт 11.3 Проекта Правил взаимодействия).
Состав технической документации определяется положениями пунктов 24 – 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила N 491) и включает в себя, в том числе, значительное количество документов, связанных с текущей эксплуатацией многоквартирного дома.
Акцентируем внимание, что согласно пункту «д(1)» пункта 26 вышеупомянутых Правил к проектной документации относится реестр собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ «О персональных данных») персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» персональные данные, в частности, данные о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, в том числе сведения о факте владения им на праве собственности недвижимым имуществом, являются сведениями конфиденциального характера.
Управляющая организация осуществляет обработку персональных данных в соответствии с пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 6 ФЗ «О персональных данных», пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, то есть, является оператором обработки персональных данных собственников помещений в МКД, заключивших с ним договор управления.
Согласно статье 7 ФЗ «О персональных данных» операторы, в том числе управляющая организация, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 6 ФЗ «О персональных данных» предусмотрен закрытый перечень случаев, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. При этом, предоставление информации о персональных данных субъекта для обеспечения деятельности оператора связи законом не предусмотрено.
Необоснованное получение третьим лицом персональных данных собственников помещений может повлечь их утечку и привести к существенному нарушению прав.
Полагаем, что нецелесообразным является закрепление за управляющей организацией обязанности по предоставлению оператору связи документов на установленные коллективные приборы учета коммунальных ресурсов, актов о приемке результатов работ по текущему и капитальному ремонту, документов, подтверждающих готовность многоквартирного дома к работе в отопительный период и т.д.
Таким образом, положения проекта нормативного правового акта нуждаются в уточнении в части определения исчерпывающего перечня документов, предоставляемых управляющей организацией оператору связи.
Пункт 12 Проекта Правил взаимодействия считаем необходимым исключить, как неправомочный, без решения общего собрания собственников МКД.
Абзац 2 пункт 14 Проекта Правил взаимодействия необходимо исключить, как технически неосуществимый. Технически неосуществима установка и контроль за работой прибор учета на каждый ящик. Необходимо определить, за чей счет установка и обслуживание, на чей баланс, процедуру опломбирования, поверок и т.д. Если подключение будет к общедомовым сетям, необходимо внесение изменений в электросети, определить за чей счет, проект переустройства сетей и т.п. Необходимо оператору получение условия на тех подключение от энергокомпании в качестве его абонентом сразу, с исключением из данных отношений управляющей организации.
Дополнить подпунктом е) пункт 17 Проекта Правил взаимодействия - «номера помещений, планируемых к подключению к сетям связи оператора».
Дополнить в конце раздела II. Подготовка оператором связи проекта монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме Проекта Правил взаимодействия следующим пунктом « Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в течение 10 рабочих дней после получения заявки от оператора связи вправе самостоятельно инициировать собрание собственников помещений, или информировать собственников помещений о получении заявки от оператора связи для решения вопроса об одобрении размещения оборудования связи в многоквартирном доме. Любой собственник помещения (группа собственников) вправе в течении 10 дней с даты получения информации о поступлении заявки на размещение оборудования связи вправе инициировать проведение общего собрания собственников по вопросам одобрении размещения оборудования связи в многоквартирном доме. В случае принятия собранием собственников отказа в монтаже сетей связи лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, направляет в адрес оператора связи копию протокола собрания и отказывает в удовлетворении заявки»
Дополнить подпунктом д) пункт 23 Проекта Правил взаимодействия - д) номера помещений, планируемых к подключению к сетям связи оператора.
Дополнить в конце пункт 26 Проекта Правил взаимодействия словами «в рабочие дни в период с 10 ч. до 17 ч.»
Дополнить пункт 26 Проекта Правил взаимодействия следующими подпунктами:
26.1. «При необходимости переустройства внутридомовых инженерных сетей электроснабжения для подключения оборудования оператора связи проект переустройства разрабатывается и согласовывается в установленном законом порядке за счет оператора связи.
26.2. Подключение оборудования оператора связи к сетям электроснабжения многоквартирного дома осуществляется после согласования с энергосбытовой компанией схемы подключения и ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
26.3. Оборудование и инженерные сети, установленные оператором связи на объекте общего имущества в многоквартирном доме, в состав общедомового имущества не включаются. Ответственность за их ремонт, содержание, эксплуатацию несет оператор связи»
Пункт 30 Проекта Правил взаимодействия дополнить словами: «Все подключения производятся до общедомового прибора учета многоквартирного дома». Т.к. управляющая организация не обязана нести затраты, даже возмещаемые не через управляющую организации. Прямой договор подразумевает под собой подключение к тем сетям с кем заключен договор, т.е. к сетям энергосбытовой компании.
В пункте 34 Проекта Правил взаимодействия урегулированы переходные положения, связанные с возможностью для оператора связи расторгнуть действующие договоры, не демонтируя, при этом, размещенные на общем имуществе сети и оборудование связи.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Положения Федерального закона от 06.04.2024 N 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации» распространяют свое действие на ранее возникшие отношения в части документального оформления и легализации сетей связи, которые были размещены на общем имуществе до его вступления в законную силу.
Пункт 34 Проекта Правил взаимодействия, при указанных условиях, подлежит доработке в части указания на обязанность оператора связи, при расторжении действующих договоров, разработать и согласовать с управляющей организацией на размещенные сети связи разрешительную документацию, указанную в Проекте Правил взаимодействия. Данная обязанность оператора связи прямо вытекает из положений части 5 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2024 N 67-ФЗ.
По смыслу внесенных законодателем изменений, сети и оборудование связи являются собственностью оператора связи. Пункт 35-36 Проекта Правил взаимодействия также необходимо переработать, в соответствии с логикой пункта 34.
а в случае необходимости устранения неисправностей на сетях связи – круглосуточно Пункт 38 Проекта Правил взаимодействия изложить в следующей редакции - «не позднее двух двенадцати часов с момента получения соответствующего запроса от оператора связи».
Пункт 40 Проекта Правил взаимодействия исключить, как технически неисполнимый для управляющей организации. Персонал управляющей организации несет ответственность исключительно в рамках общедолевого имущества, сети оператора не являются общедомовым имуществом. Сети оператора связи не являются общедолевой собственность, следовательно, управляющая организация не несёт за повреждение сетей никакой ответственности, так же не обязана производить осмотр сетей оператора связи. Статья 36 ЖК РФ.
При этом, подпунктом «д» пункта 45 Проекта Правил взаимодействия обязанность по содержанию сетей связи и обеспечению их сохранности возложена на управляющую организацию.
Как указывалось выше, деятельность управляющей организации финансируется и обеспечивается за счет средств собственников помещений в МКД.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Полномочия лица, осуществляющего управление МКД, урегулированы частью 2 статьи 162 ЖК РФ: оказание услуг по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг.
Более того, согласно пункту 29 Правил N 491 расходы на содержание общедомового имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем исключительно содержание общего имущества.
Анализ указанных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что управляющая организация, действующая в интересах собственников помещений многоквартирного дома на основании договора управления, несет ответственность перед ними исключительно за надлежащее состояние общего имущества.
Обязанности по обеспечению сохранности сетей связи, к общему имуществу не относящихся, должны быть возложены на собственников указанных сетей, то есть на операторов связи.
Возложение же подобных обязанностей на управляющую организацию противоречит положениям гражданского и жилищного законодательства и предполагает неправомерное расходование целевых денежных средств, собираемых с собственников помещений в многоквартирном доме, на реализацию указанных целей. В итоге, существенные материальные траты понесут собственники помещений.
Считаем ситуацию, когда обычные граждане берут на себя бремя содержания имущества коммерческой организации на безвозмездной основе, несправедливой и противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Положения анализируемого пункта необходимо доработать в части возложения соответствующей обязанности на оператора связи. Вместе с тем, подзаконное нормативное регулирование не должно исключать возможности делегирования указанных функций управляющей организации, при наличии соглашения, заключенного между участниками соответствующих правоотношений.
Пункт 43 Проекта Правил взаимодействия дополнить абзацем «В случае неисполнения обязанности по проведению восстановительных работ в согласованные сроки оператор связи выплачивает лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, штраф в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств по ремонту».
Подпункт б) пункта 45 Проекта Правил взаимодействия изложить в следующей редакции «б) доступ уполномоченных представителей оператора связи к сетям связи, размещенным на объектах общего имущества многоквартирного дама, включая технические помещения, подвалы, чердаки, крышу для проведения осмотра, работ по монтажу, эксплуатации, демонтажу сетей связи в рабочие дни в период с 10 до 17 ч., а также проведения аварийно-восстановительных работ в течении 12 ч. после подачи заявки на сети связи в многоквартирном доме».
Пунктом 47 Проекта Правил взаимодействия регулируются права управляющей организации, как субъекта правовых отношений по обеспечению доступа оператора связи к общему имуществу.
Перечень правомочий управляющей организации ограничивается одним пунктом и характеризуется дисбалансом в содержании анализируемых правоотношений.
При этом, управляющая организация, действуя в рамках прямого указания закона в интересах собственников помещений в МКД, должна иметь возможность пресекать неправомерное поведение оператора, которые может повлечь угрозу безопасным и благоприятным условиям проживания граждан (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), а равно – требовать возмещения вреда, причиненного общему имуществу собственников помещений в МКД (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом содержание пункта 47 Проекта Правил взаимодействия, подлежит расширению за счет включения в него полномочий управляющей организации, направленных на обеспечение прав и законных интересов собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме. Также предлагается исключить конец фразы: «с собственниками помещений в многоквартирном доме или нанимателями жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма;»
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что Проект Правил взаимодействия разработан авторами, далекими от практической реализации положений жилищного законодательства, при игнорировании интересов собственников помещений МКД – рядовых граждан, несущих бремя по содержанию общего имущества здания, и нуждается в значительной доработке.
В связи с этим, заявители просят учесть изложенные доводы при доработке Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление МКД, представляющего интересы собственников, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.