Капитальный недоремонт лифтового оборудования!

Мнения

19 апреля 2024 в 10:10

69

С лидером движения «Народный жилищный инспектор» Сергеем Крековым обсудили проблему замены лифтового оборудования с истёкшим сроком эксплуатации, и причем тут программа капитального ремонта, стартовавшая в России 10 лет назад:

1) В 2015-м на заседании Минстроя под председательством замглавы ведомства Чибиса было озвучено, что 119 716 лифтов отработали нормативный срок службы. В 2024 говорится о необходимости заменить 140 тысяч лифтов, из которых 97 тыс. с истекшим сроком эксплуатации. После сопоставления цифр, возникает вопрос, а за истекшие 9 лет хоть что-то происходило в лифтовом хозяйстве?

Высокий износ лифтового оборудования, а также большой объем денежных средств, необходимых для их замены и модернизации, стали ключевым аргументом в обосновании необходимости введения в России программы капитального ремонта, автором которой стал Чибис. Предполагалось, что собираемые взносы на капитальный ремонт пойдут, в первую очередь, на решение этой задачи, но, как это водится, что-то пошло не так.

Ключевая проблема — это стоимость, точнее - дороговизна. Из всех работ, которые предполагает капитальный ремонт, замена лифтов - это самый дорогостоящий вид работ. Более того, он очень длителен по времени выполнения, поскольку с момента заказа оборудования на производстве до его поставки проходит от 3 до 6 месяцев, столько же уходит на монтаж. В итоге время выполнения работ по замене лифтового оборудования составляет, в лучшем случае, от 6 месяцев до года.

В результате региональные фонды по капитальному ремонту стояли перед выбором: отремонтировать в течение года - полутора 10 лифтов или покрасить 1000 подъездов. Поскольку программа дает возможность произвольно определять порядок и вид работ по капитальному ремонту, их выбор был очевиден и логичен, как понимаете, не в пользу нуждающихся в замене лифтового оборудования из-за сроков и стоимости. Зато массовая покраска подъездов в некоторых случаях принимала комичный вид, когда красили, где не нужно и что не нужно.

Еще с большей проблемой столкнулись те, кто собирал средства на индивидуальных счетах накопления. Для того, чтобы произвести необходимые работы по замене отработавшего свой срок лифтового оборудования, нужно было копить 10-12 лет. В тоже время закон позволял им повысить размер взносов для решения этой задачи, но согласовать это решение на общем собрании собственников смогли единицы. Попытки получить средства в долг столкнулись с проблемой того, что банки не понимают, кого они кредитуют и что является или может быть предметом залога. В результате они или отказывают в кредитовании, или устанавливают процент, сравнимый с потребительским кредитованием. В такой ситуации шансов профинансировать эти работы нет!

В 2021 году Минстрой анонсировал, что «предполагает выделение 1,5 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на замену старых лифтов в многоквартирных домах». Деньги выделялись регионам через «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на условиях 50% софинансирования.

Региональные власти неохотно пользовались этой программой, поскольку несмотря на то, что компенсировалась ставка на кредит и можно было провести существенную программу модернизации лифтового оборудования, нуждающегося в замене, деньги по кредиту всё равно пришлось бы возвращать.

2) Замминистра строительства и ЖКХ Ересько среди мер, которые помогут ускорить работу по замене лифтов, назвал (в том числе) повышение ответственности собственников, которые пользуются спец счетами для сбора денег на капремонт. Одновременно чиновники заговорили о том, что взносы на капремонт слишком маленькие. Надо ли это понимать так, что нас хотят привлечь к финансированию модернизации лифтов?

Изначально стартовавшая в России программа капитального ремонта ставила перед собой эти цели, и в конечном итоге план государства состоял в том, чтобы снять с себя все финансовые обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов. Поэтому ничего удивительного, что такие разговоры ведутся, это вполне укладывается в логику властей. А практика решения любых подобных вопросов всегда приводила к росту тарифов, имелись для этого основания или нет!

К сожалению, Ересько не понимает, о чем он говорит. Шансы собрать необходимый объем средств на замену лифтового оборудования с помощью накоплений на индивидуальном счете в текущих обстоятельствах стремятся к нулю. И усиление контроля ничего не даст, поскольку выполнять эти работы не на что!

Вот необходимый перечень мер для владельцев индивидуальных накоплений на капитальный ремонт, который необходимо было принять вчера:

· Обязать банки начислять проценты на средства накопления без решения общего собрания собственников. Сейчас по умолчанию проценты не начисляются, в результате деньги обесцениваются.

· Предоставить возможность получения кредитов для выполнения таких работ по льготной ставке или совсем без нее.

· Предложить программу лизинга такого оборудования поскольку от 60% до 70% стоимости таких работ — это цена за оборудование.

3) Госдума и правительство обсуждают вопрос о введении в профильном министерстве должности отвечающего за модернизацию лифтов. Более того, в обращении депутатов к правительству говорится, что (цитирую) «на сегодняшний день ответственность и полномочия в отрасли ЖКХ размыты между несколькими федеральными ведомствами, а это существенно усложняет подготовку общей программы модернизации отрасли». Проблема с лифтовым хозяйством уже настолько серьезна, что требует модернизации всей отрасли, ее управления, введения ответственного за лифты и даже выносится на рассмотрение правительства с подачи Госдумы?

Государственная Дума сегодня - это место, где действуют лоббисты всех мастей, и любая общественно значимая проблема обсуждается с точки зрения возможности освоить бюджет или, используя её, принять законопроект для создания какой-нибудь монополии по зарабатыванию денег.

Поскольку программа замены лифтового оборудования с вышедшими сроками эксплуатации со 100% вероятностью потребует государственного софинансирования, сесть на эти потоки много желающих. И лучший способ их контролировать – это создать для этого целую должность.

Интересно, что данное предложение поступило от председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, и длительное время его не особо волновали эти вопросы. Все изменилось после того, как в Думу из Башкирии вернулся Александр Сидякин - бывший руководитель этого комитета в прошлом созыве Госдумы. Он вновь стал депутатом в сентябре 2023 года. Видимо его кандидатуру Пахомов лоббирует в качестве кандидата на эту новую должность, которая позволит управлять средствами, выделяемыми государством для решения обсуждаемой задачи.

Александр Сидякин имеет личный интерес в решении вопросов по замене лифтового оборудования. Как писали Башкирские СМИ, со времен работы в профильном комитете Госдумы РФ его гражданская супруга стала совладелицей лифтового бизнеса с многомиллиардными оборотами, а бизнес-партнером, по случайному стечению обстоятельств, оказался Чибис. В Башкирии даже разгорелся скандал, когда исчез тираж местной газеты, в которой об этом рассказывалось.

Поэтому все подобные инициативы - результат действий лоббистов и коррупционеров во власти!!!

4) В публичном пространстве говорится о том, что к 2025 году должны быть заменены 140 тысяч лифтов - с одной стороны. С другой - глава Общественного совета при Минстрое Степашин считает, что эти сроки нереальны, и их надо сдвигать. За какой срок, на ваш взгляд, реально провести полную модернизацию? И как это должно выглядеть практически: в рамках капремонта, по отдельной программе, в кредит, в рассрочку, за счет федерального бюджета или исключительно на региональные деньги?

На самом деле все просто!

Первое - нам нужно оценить наши производственные мощности при формировании планов по замене лифтов, отработавших нормативный срок службы. Причем мы должны принять во внимание потребность застройщиков в таком типе оборудования на вновь возводимых объектах, а также те санкционные ограничения, которые сейчас действуют или могут быть введены.

Понимая наши мощности, мы сможем оценить потребность в объеме финансирования. То есть вопрос не в том, сколько необходимо заменить, вопрос в том, сколько мы можем произвести и направить на замену.

Когда мы понимаем объем необходимых средств, нужно определить источники и принцип финансирования. С учетом сложившей ситуации, по моему мнению, единственным возможным вариантом реализации такой масштабной программы в текущей ситуации может быть лизинг нового лифтового оборудования, идущего на замену старого.

Механизм очень простой: лизинговая компания, из числа аккредитованных государством организаций, покупает это оборудование и передает собственникам помещений в многоквартирном доме на условиях его выкупа за счет взносов на капремонт. Для каждого региона устанавливается своя доля взносов на капремонт, которые идут не в общий котел регионального оператора, а поступают лизинговой компании в счет выкупа лифтового оборудования.

Но ничего из сказанного мною сделано не будет! Нас точно ожидает кратный рост взносов на капремонт, тем более что практика таких повышений уже есть, а контроль за этим со стороны федерльного центра отсутствует.

Более того, Минстрой уже несколько лет вынашивает планы по введению новой платы за обслуживание лифтового оборудования. «На заседании рабочей группы в Минстрое 20 марта было предложено на уровне государства ввести нормы затрат и ценовые показатели по договорам техобслуживания и текущего ремонта лифтов, а также единые стандарты техзаданий на выполнение таких работ.»

Рост взносов на капремонт, новый вид поборов за обслуживание лифтов, в результате - астрономическая сумма за коммунальные платежи!!!

0 / 300