Решение ВС РБ по иску Сагидуллина и.г. нормативы ТКО недействующие

РОН

09.11.2023 в 10:38

2
1024

С уведомлением:

Сагидуллину И.Г.

ул. Южная, д. 2/6 с. Белое озеро, Гафурийский район, Республика Башкортостан


Абубакировой Н.Н.

Блюхера ул., д. 24/1, кв. 73, г. Уфа

Министерство природопользования и экологии

Республики Башкортостан

Ленина ул., д. 86, г. Уфа

Правительство

Республики Башкортостан Тукаева ул., д. 46, г. Уфа

ООО «Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан

8 Марта ул., д. 12, корпус 1, г. Уфа

Прокуратура Республики

Башкортостан

Крупской ул., д. 19, г. Уфа,

Республика Башкортостан, 450077

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Пушкина ул., 95, офис 503, 5 этаж
г.Уфа


26 октября 2023 г.

№ зга-476/2023

Верховный Суд Республики Башкортостан направляет копию решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года.

Приложение: копия решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Хамидуллина ЭМ.

дело № Зга-47Ы2О2З

Верховный Суд Республики Башкортостан

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Уфа 19 октября 2023 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной ЭМ. ,
при секретаре судебного заседания Гариповой А.Г.,
с участием прокурора Байковой АО.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сагидуллина Ильвира Гайсиевича к Правительству Республики Башкортостан, Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12 октября 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан», в части граф 4,5 строки 4 «промтоварные магазины», в части строки 16 «автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания», в части строки 18 «автомойки», с момента принятия,

установил:

Сагидуллин И.Г. осуществляя торговлю розничными автомобильными деталями, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, мойку автотранспортных средств на территории Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административными исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан № 466 бт 12 октября 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан» в части граф 4,5 строки 4 «промтоварные магазины», в части строки 16 «автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания», в части строки 18 «автомойки, с момента принятия, полагая, что постановление Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12 октября 2017 года не отвечает принципу обоснованности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку административными ответчиками нарушена методика расчета таких нормативов (т. 17 л.д. 238-246).

Представитель Сагидуллина И.Г. по доверенности Абубакирова Н.Н. в судебном заседании административный иск поддержала, просила исключить технический отчет по научно-исследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан» из числа достоверных доказательств по административному делу.

Представитель Правительства Республики Башкортостан по доверенности Инсапова ЗВ. в судебном заседании административный иск не признала, пояснив суду, что утвержденные нормативы твердых коммунальных отходов установлены на основании научных исследований, проведенных ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан в рамках исполнения государственного контракта от 08 июля 2016 года № 16016. Процедура сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов проведены ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан с учетом сезонных изменений в соответствии с нормативными требованиями. Сезонными отчетами (лето, осень, зима, весна) и итоговым отчетом, выполненными специализированной организацией в рамках исполнения контракта, подтверждается соблюдение требование Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 и Методических рекомендаций по вопросам связанными с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр. Кроме того, указывает, что требования истца о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Башкортостан № 466 с момента его опубликования не соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года № 50, согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Министерства природопользования и экологии Республию« Башкортостан по доверенности Давлетов ХА. в судебном заседании просил в удовлетворении требований административного истца отказать, полагая, что права и интересы Сагидуллина И.Г. оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, поскольку утвержденные нормативы твердых коммунальных отходов установлены в полном соответствии с законом.

Исполняющий обязанности директора ООО Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан Шерстнев ВВ. представил возражения на административное исковое заявление, указав, определение нормативов производилось в соответствии с установленными Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства

Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 и Приказом № 524/пр от 28 июля 2016 года «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Источники образования отходов на территории Республики Башкортостан, выбраны в соответствии с критериями, установленными Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Выбор объектов проведения замеров, в соответствии с требованиями пункта 5 постановления № 259 осуществлялся совместно специалистами ООО Научно-исследовательсмй институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан и органами местного самоуправления- и по согласованию с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, что отражено в протоколе рабочего совещания по вопросам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктами 4 (в), 6 Правил определения нормативов отходов - определение нормативов производилось отдельно по каждой категории объектов следующее оборудование: крановые весы ВСК-1000А, мусоровоз с боковой загрузкой оборудованный манипулятором и мерная линейка (технические характеристики отражены в отчетах) Кроме того, определение степени заполнения контейнера и непосредственно процесс взвешивания фиксировался фотографическим способом; фотоматериал представлен в составе отчетов. Все расчеты выполнены в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-22 Правил. Результаты работ, а именно отчет по научно-исследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан» переданы в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на бумажном и электронном носителях. Считает, что выводы административного истца о нарушении методики расчета являются голословными, не соответствуют действительности. Оспариваемые нормативы приняты в полном соответствии с нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу.

Выслушав стороны, изучив Доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъёктов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах предоставленных ему вышеупомянутым правовым актом полномочий, а также с соблюдением порядка принятия указанного нормативного правового акта, введения его в действие. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Обращаясь к доводам административного истца о том, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 466 не отвечает принципу обоснованности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в связи с нарушением административным ответчиком методики расчета таких нормативов, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 269).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методшеские рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил № 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц (подпункт «б»); категорий объектов, на которых образуются отходы (подпункт «в»).

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил № 269 определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил № 269.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 269 определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодрщности вывоза отходов.

Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при ' помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте дбпускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

При рассмотрении дела установлено, что Сагидуллин И.Г. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности является торговля розничными автомобильными деталями, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, мойка автотранспортных средств, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Судом установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых постановлением Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12 октября 2017 года, и оспариваемая норма фактически применена к нему, в связи с чем, у Сагидуллина И.Г. возникло законное право на обращение в суд с настоящим административным иском.

08 июля 2016 года между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан (в настоящее время ООО Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан) заключен государственный контракт № 16016 на оказание услуг в области научных исследований по теме: «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан».

По результатам выполненных работ по названному выше договору ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан представлены технический отчет по научноисследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан», технический отчет по научно-исследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан. Зимний период», технический отчет по научноисследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан. Весенний период», технический отчет по научно-исследовательской работе «Определение нормативов накопления тћердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан. Летний период», технический отчет по научно-исследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан. Осенний период».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостана (далее постановление от 12 октября 2017 года № 466), официально опубликованным на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан npa.bashkortostan.ru, утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан (далее - Нормативы).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 466 в части граф 4,5 строки 4 «промтоварные магазины», в части строки 16 «автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания», в части строки 18 «автомоЙки определен годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов в Республике Башкортостан.

Пунктом 7 Правил определения нормативов № 269 предусмотрено, что в целях определения нормативов замеры должны проводиться на участках, как поселений, так и городских округов.

На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее З объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8 Правил № 269).

Как следует из материалов дела, для проведения замеров нормативов накопления отходов на территории Республики Башкортостан по категории промтоварные магазины определены следующие участки исследования: город Уфа, город Туймазы, город Салават, село Месягутово, село Верхнеяркеево.

По категории объектов промтоварные магазины замеры проводились:

по городу Уфа по одному промтоварному магазину (магазин «Спорт» г. Уфа ул. Проспект Октября, 59), в селе Месягутово по одному промтоварному магазину («Монетка» с. Месягутово, ул. Коммунистическая, 44), в городе Салават и в селе Верхнеяркеево замеры по промтоварным магазинам не проводились.

В материалах дела, документы подтверждающие отсутствие на выбранных участках городов и поселений необходимого количества объектов категории промтоварные магазины, отсутствуют.

При этом в категорию объектов промтоварные магазины включен магазин «Монетка» село Месягутово, ул. Коммунистическая, 44, который согласно сайта www.monetka.ru в*одит в федеральную сеть продуктовых магазинов.

Список адресов для замера накопления отходов согласовывается с администрациями сельских поселений и городов. Так, в списке адресов согласованных с администрацией Туймазинского района магазин «Семейный» отнесен к категории продовольственный и промтоварный, для расчета нормативов его включили в перечень категории объектов: промтоварный магазин. В списке адресов согласованных с администрацией Илишевского района магазин «Табыш» с. Верхнеяркеево отнесен к категории продовольственный и промтоварный, для расчета нормативов его включили в перечень категории объектов: продуктовый магазин. В списке адресов согласованных с администрацией Дуванского района магазин «Окси-групп» отнесен к категории продовольственный и промтоварный, для расчета нормативов его включили в перечень категории объектов: продуктовый магазин.

Пунктом 10 Правил № 269 предусмотрено, что при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

Судом установлено, что в перечень объектов проведения замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан включены:

по адресу село Месягутово, ул. Коммунистическая, 41 продовольственный магазин «Магнит» и общежитие ГБПОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж» № п/п 101 и 114 приложения 1 к перечню объектов проведения замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан, по адресу город Туймазы, ул. Советская, За промтоварный магазин «Магнит-Косметикс» и продовольственный магазин «Магнит» № п/п 33 и 36 приложения 1 к перечню объектов проведения замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан, по адресу село Месягутово, ул. Промышленная, 1 1 автомойка «ССМ» и автовокзал № п/п 106 и 104 приложения I к перечню объектов проведения замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан.

Кроме того, установлено, что в паспорте объекта общественного назначения ООО «Кронг» корпорация центр в пункте З указано, что магазин находится в ТЦ «Аструм», в паспорте объекта общественного назначения магазин «Магнит» «Таирук» в пункте 3 указано, что помещение встроенное, в паспорте объекта общественного назначения магазин «Алкомаркет» в пункте 3 указано, что помещение также встроенное.

Документы, подтверждающие наличие собственного контейнера для мусора и собственной мусорной площадью у каждого из указанных объектов отсутствуют, следовательно, при проведении замеров отходов данных объектов невозможно исключить смешивание отходов объектов различных категорий, что не соответствует пункту 1.0 Правил № 269 и свидетельствует о нарушении процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, и как следствие, к нарушению расчетов нормативов накопления отходов данной категории.

Замеры накопления отходов по объектам категории автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания проводились:

в городе Туймазы по два автосервиса (город Туймазы, ул. 70 лет Октября, 26, город Тумазы, ул. 70лет Октября, д. 26), в селе Месягутово по одному СТО «Оригинал» (село Месягутово, ул. Промышленная, 116),

в городе Салават по двум объектам (здание технического обслуживания транспортных средств город Салават, ул. Первомайская, 61a и шинный центр город Салават, ул. Вокзальная, 7), в городе Уфа и в селе Верхнеяркеево замеры накопления отходов по данной категории не проводились.

В материалах дела, документы подтверждающие отсутствие на выбранных участках городов и поселений необходимого количества объектов категории автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания, отсутствуют.

Замеры накопления отходов по объектам категории автомойки проводились:

в городе Туймазы по двум автомойкам (автомойка «Мегаполис» г. Туймазы ул. Фабричная, 6 и автомойка город Туймазы, пер. Железнодорожный,5), в селе Месягутово по одной автомойке (село Месягутово, ул. Промышленная, 1 1), в городе Уфа, городе Салават и в селе Верхнеяркеево замеры накопления отходов по данной категории не проводились.

В материалах дела, документы подтверждающие отсутствие на выбранных участках городов и поселений необходимого количества объектов категории автомойки, отсутствуют.

При проверке приложения 5 «Сводные сезонные ведомости среднесуточных нормативов накопления отходов Республики Башкортостан» (этап 1. Летний период, этап П. Осенний период, этап Ш. Зимний период, этап IV. Весенний период) к Техническому отчету по научноисследовательской работе «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан, выполненному ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан в соответствии с государственным контрактом № 16016 от 08 июля 2016 года, установлено нарушение пункта 1 1 Правил № 269.

Замеры по объектам категории промтоварные магазины, при определении нормативов, проводились не в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов.

Так по магазину «Спорт» город Уфа ул. Проспект Октября, 59 замеры отходов проводились в зимний период З дня 14, 16 и 18 декабря 2016 года, в осенний период З дня 16, 18 и 20 сентября 2016 года, в весенний период 7 и 10 марта 2017 года.

По магазину «Магнит-Косметикс» город Туймазы, ул. Советская За замеры отходов проводились в летний период 2 дня 10 и 18 августа 2016 года, в осенний период один день 7 октября 2016 года, в весенний период один день 15 марта 2017 года.

По ООО «Кронг» Корпорация центр город Туймазы, ул. Островского ба замеры отходов проводились в летний период 2 дня 10 и 12 августа 2016 года, в зимний период 2 дня 1 и З февраля 2017 года, в осенний период 2 дня 5 и 7 октября 2016 года, один день 15 марта 2017 года.

По магазину «Монетка» село Месягутово, ул. Коммунистическая, 44 замеры отходов проводились в летний период З дня 17, 19 и 20 августа 2016 года, в зимний период З дня 5, 7 и 9 декабря 2016 года, в осенний период 3 дня 17, 19 и 21 октября 2016 года, в весенний период три дня 27, 29 и 31 марта 2017 года.

Таким образом, из проведенных замеров отходов по пяти промтоварным магазинам, в четырех магазинах (или в 8094 случаев) замеры отходов проводились с нарушением п. 1 1 Правил № 269.

Замеры по объектам категории автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания проводились по одному разу в летний, осенний, зимний и весенний периоды.

Замеры по объектам категории автомойки проводились по одному разу в летний, осенний, зимний и весенний периоды.

Данные факты указывают на недостоверность проведенных расчетов нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан в части промтоварных магазинов, автомастерских, шиномонтажных мастерских, станций технического обслуживания, автомоек.

Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением Приказом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр ”06 утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов“ на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта. Форма паспорта объекта утверждена в приложении 2 Методических рекомендаций и определяют существенные характеристики таких объектов. Принимая во внимание пункт 9 Правил № 269, которым предусмотрено использование контейнеров, бункеров и полиэтиленовых мешков, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров, сведения, заполняемые в паспортах объектов, имеют существенное значение для необходимых расчетов.

В категории объектов промтоварные магазины паспорта объектов общественного назначения составлены в отношении 5 магазинов.

Судом установлено, что формы заполнены не полностью. По магазинам «Спорт», «Магнит-Косметикс», «Монетка» не заполнен пункт З «встроенное или отдельно стоящее (для последнего указать этажность). По магазинам «Спорт», «Магнит-Косметикс», «Монетка» и «Семейный» не заполнен пункт 7 «наличие раздельного накопления отдельных видов отходов в целях их утилизации (наименование вида отхода, количество).

В категории автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания паспорта объектов общественного назначения составлены в отношении 5 объектов.

Судом установлено, что формы заполнены не полностью. По автосервису «Глобус» и СТО «Оригинал» не заполнены пункт З «встроенное или отдельно стоящее (для последнего указать этажность) и пункт 7 «наличие раздельного накопления отдельных видов отходов в целях их утилизации (наименование вида отхода, количество).

В категории автомойки паспорта объектов общественного назначения составлены в отношении З объектов. Судом установлено, что формы заполнены не полностью. По всем трем автомойкам не заполнены пункт З «встроенное или отдельно стоящее (для последнего указать этажность) и пункт 7 «наличие раздельного накопления отдельных видов отходов в целях их утилизации (наименование вида отхода, количество).

Данные факты также указывают на недостоверность проведенных расчетов.

На основании изложенного, суд оценивая представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен только исходя из показателей, полученных при исследовании пяти промтоварных магазина, расположенных на территории двух городских округов и одного сельского поселения, при исследовании пяти автомастерских, шиномонтажных мастерских, станций технического обслуживания, расположенных на территории двух городских округов и одного сельского поселения, при исследовании трех расположенных на территории одного городского округа и одного сельского поселения, то есть менее трех объектов в каждом выбранном городе и селе, что не соответствует Правилам определения нормативов № 269.

Кроме того, несоответствие указанным правилам нормативов накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, расположенных на всей территории Республики Башкортостан, обусловлено многочисленными нарушениями, допущенными при проведении замеров (нарушение сроков замеров по сезонам, не полное заполнение паспортов объектов общественного назначения, отсутствие доказательств раздельного сбора отходов от деятельности промтоварных магазинов, находящихся во встроенных помещениях, а также находящихся по одному адресу двух объектов замеров массы и объема отходов, включение в список промтоварных магазинов продуктового магазина сети «Монетка»).

Довод Правительства Республики Башкортостан о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 N 524/пр носят рекомендательный характер, судом во внимание не принимается, поскольку как следует из положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», а также пункта 1 Методических рекомендаций, методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы. Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (пункт 2 Методических рекомендаций), однако являются основным документом, разъясняющим понятия и порядок осуществления вышеуказанных расходов.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 466 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд прйходит к выводу о признании нормативного правового акта не действующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12 октября 2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан», в части граф 4,5 строки 4 «промтоварные магазины», в части строки16 «автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания», в части строки 18 «автомойки».

Обязать Правительство Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет портале правовой информации Республики Башкортостан npa.bashkortostan.ru.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан

Копия верна:

п/п

Э. М. Хамидуллина

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан

ЭМ. Хамидуллина

2 комментария
2 комментария
avatar
Александр Клыпин
Председатель правления ТСЖ "ЗАХАРОВО" 15.11.2023 в 22:58
Нормативы накопления ТКО не имеют и не могут быть научно обоснованы и являются фикцией,описанной наукообразными словами. Нельзя это измерять ни линейкой ни весами. Все это служит прикрытием для необоснованного и бесконтрольного роста платежей с населения и организаций за обычный сбор мусора.
avatar
Наталья Николаева
член правления ТСЖ "ШАНС" 13.11.2023 в 20:16
Развели бюрократию с целью ограбить население и предпринимателей, приняв постановления с фальшивыми расчётами нормативов накопления ТКО - всё вместо нормального или ЕСТЕСТВЕННОГО порядка вывоза ТКО по фактическим объёмам...