
Минстрой предложил законодательно обязать жителей впускать работников ЖКХ в квартиры для установки и обслуживания умных счетчиков воды и тепла. Об этом утром 3 апреля написали "Известия". За повторный отказ в допуске - ввести штрафы. Вечером 3 апреля ТАСС сообщил, что Минстрой не выдвигал такую инициативу, процитировав замглавы Минстроя Алексея Ересько: "Это какой-то непонятный фейк. Я об этом не знаю. Хочу официально заявить, что Минстрой такой инициативы не выдвигал".
По запросу «Российской газеты» Ассоциация АКОН утром 3 апреля собрала комментарии УК и ТСЖ по данной инициативе Минстроя. Часть из них вошла в публикацию «РГ» вечером 3 апреля, уже вместе с опровержением Минстроя. Мнения профессиональных участников разделились. Публикуем полную версию комментариев и официальное разъяснение от Минстроя.
Никита Чулочников, президент Ассоциации АКОН
При коммуникации с жителями основные проблемы две: первая – часть собственников не проживает в своих квартирах, может находиться в другом городе, даже в другой стране, а квартира стоять закрытой, поэтому необходимо заранее уведомить собственника, провести переговоры и договориться с ним, как можно попасть в эту квартиру. Идеально, если у собственника есть ответственный представитель, по доверенности, который сможет обеспечить доступ в квартиру. Что делать, когда его нет? Вторая проблема – как оградить жителей от мошенников, которые будут активно этим пользоваться и липовыми обходами повышать уровень недоверия к работе УК. В доме, где все лично знают управляющего или председателя/члена правления ТСЖ, проще, так как существует доверие к ним. Но в большинстве домов, для таких обходов вынуждены создавать целые комиссии и будут привлекать официальных лиц, правоохранительные органы в форменной одежде и с отличительными знаками, для убедительности. И заранее провести полномасштабную информационную кампанию в доме желательно с идентификацией участников этих обходов. Как организовать такую работу для массовых обходов огромного количества домов – большой вопрос.
Денис Троценко, Основатель компании Facility Management Communications (FMC) (г. Москва)
Как всегда, все переворачивается с ног на голову! Инициатива, как нужная мера по увеличению уровня безопасности социума - безусловна правильная. Считаю, что при правильном структурированном подходе: своевременного уведомление собственника и разработке для сотрудников УК верифицированных удостоверений - приведет к нужному результату.
Мошенничества трудно избежать, здесь важно своевременно и правильно вести диалог с населением - ликбез! Вероятно, придется подключать силовые структуры (МВД, Росгвардия) как гарантов выполняемых работ.
Галина Немчинова, Председатель НП "НОВОСИБИРСКАЯ ЛИГА ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ" (г. Новосибирск)
Обсуждали это на собрании членов Лиги, сошлись на том, что так как УК и ТСЖ являются ответственными лицами за оборудование общедомовое и за состояние дома, для замены внутриквартирных счетчиков у собственников запускать только с письменного разрешения УК, которая будет знать, что в данной квартире поменяли счетчики, перерегистрируют их для учета, и произведет начисление, чтобы уберечь жителей от мошенничества.
Максим Гейт, Председатель правления ТСЖ "ЛИДЕР" (г. Хабаровск)
Часто сталкиваемся с этой проблемой. На наш взгляд давно необходимое предложение. Каждый раз приходится решать вопрос, как по доступу в жилое помещение, так и по демонтажу ограждающих, общедомовые коммуникации в нем, в судебном порядке.
Несмотря на сформированную практику доступ осуществляется далеко не всегда.
Даже в настоящее время жильцы одного из подъездов МКД, по стояку с 1 по 10 этажи находятся, уже более трех суток, без горячей воды. Собственник не допускает в квартиру для правления осмотра и при необходимости работ. По предыдущим профилактическим осмотрам ОДИ, в жилом помещении, нам известно почему, стояки основательно заделаны коробами, с облицовкой кафельной плиткой. Другие собственники страдают в таких ситуациях. Если будет возможность обеспечения доступа в жилые помещение во внесудебном порядке, с установлением соответствующих санкций за не допуск, уверен, что это существенно повлияет на ситуацию в положительном ключе.
Артем Румянцев, генеральный директор управляющей организации "Кордис Хоум" (г. Москва)
На мой взгляд это излишняя инициатива т.к.: на сегодня у собственника помещения в многоквартирном доме есть обязанность по установке ИПУ (индивидуального прибора учёта) коммунального ресурса. За отсутствие ИПУ законом предусмотрено применения повышающего коэффициента при расчётах. Исключение составляет только отсутствие технической возможности по установки такого прибора учёта.
Более того, Постановление Правительства РФ № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" устанавливает возможность управляющих организаций и ТСЖ проверять показания приборов учёта, расположенных в квартире. При отказе в доступе к такому собственнику могут быть применены меры в виде начислений по нормативу с повышающими коэффициентами. Такие расчёты крайне невыгодны для конечного потребителя.
Таким образом, на сегодня имеются достаточные механизмы по доступу работников ЖКХ к приборам учёта, расположенным в квартире. При этом если правительство хочет поставить умный ИПУ в каждой квартире, достаточно поменять требования к таким ИПУ, содержащимся в специальных нормах. В таком случае не умные ИПУ просто исчезнут с рынка, а вся страна перейдет на прогрессивный учёт лет через 5-7 когда придёт время замены прибора учёта.
Ирина Марченко, Председатель правления ТСН «ТРОЛЛЕЙНАЯ 14» (г. Новосибирск)
Граждан обяжут впускать в квартиры работников сферы ЖКХ только для установки и обслуживания умных счетчиков? За чей счёт должны устанавливаться такие счетчики?
Если есть возможность, то объединить обязанности и штрафы за отказ к допуску и для осмотров/замены общедомовых стояков и обычных счетчиков.
Рашид Мустафин, генеральный директор ООО «УК «Озроса» (Московская область)
Умные счетчики устанавливать за счет РСО. Не вводить обязательную установку водомеров на ХВС в МКД с газовыми колонками.
Мкртич Аракелян, Председатель правления ТСЖ "Серебряный Квартет-3" (г. Москва)
Мы ещё не сталкивались с данным вопросом. Но как всегда делается без проработки правил подхода к целесообразности. Чтобы решать этот вопрос правильно, необходимо решить вопрос ответственного за установку и обслуживанию их в счёт РСО. Также решить, как и за чей счёт будет решён вопрос энергообеспечения счётчиков, а это должно быть за счёт РСО и прямые договора с потребителями (аналог - Мосзнергосбыт)
Лилия Маякина, Председатель правления ТСЖ «Коперник» (г. Новосибирск)
Для нашего ТСЖ вопрос о входе "работников сферы ЖКХ" в квартиры - не актуален, поскольку все приборы учета вынесены из квартир и находятся в технических комнатах на каждом этаже - мы абсолютно не зависим от собственников, и это огромное преимущество. Суть нашего неприятия данного предложения:
1. Мы уже подключили все приборы учета горячей и холодной воды к системе автоматического считывания программного комплекса "Пульсар".
2. 25 числа за считанные минуты мы получаем показания абсолютно всех приборов учета.
3. Мы не включаем эту работу по снятию показаний в какие-то тарифы - это наша текущая работа, конкретно - обработкой этой информации занимаюсь я - председатель правления и (или) энергетик нашего ТСЖ.
4. Поэтому - нам абсолютно не нужно тратить деньги на подключение "умных" приборов учета - они у нас уже умные и, тем более - категорически против введения в тариф еще новые и новые придумки Минстроя.
5. Мы обсчитываем потребление коммунальных услуг - и у нас все цифры - абсолютно прозрачны и проверяемы.
6. И мы вовремя рассчитываемся перед РСО - по всем собственникам жилых помещений - у них с нами НИКОГДА нет НИКАКИХ проблем с расчетами - в отличие от тех МКД, где имеют место прямые расчеты каждой квартиры. Да, у нас есть должники, и мы вынуждены использовать для погашения задолженностей за счет Резервного фонда - но! Он был создан за счет прибыли в самом начале запуска наших домов в эксплуатацию - и он не меняется в течение каждого года - мы его тратим, но по мере погашения задолженностей собственников - он пополняется.
Поэтому никакие новшества с увеличением тарифа - нам просто технически не нужны. И, честно говоря, вызывают только раздражение…
Уже после публикации в «РГ», 4 апреля пресс-служба Минстроя привела официальный комментарий замминистра Алексея Ересько.
"Пунктом 4 перечня поручений заместителя председателя правительства РФ Д.Н. Чернышенко по итогам стратегической сессии по вопросам применения искусственного интеллекта в отраслях экономики от 17 ноября 2022 года Минстрою было поручено подготовить предложения по изменениям в нормативные правовые акты, обеспечив доступ к данным "умных" приборов учета за счет переноса их с баланса потребителя на баланс ресурсоснабжающей организации (РСО), - пояснил замглавы Минстроя. - Вопрос установки "умных" приборов учета проработан Минстроем в соответствии с поручением, в том числе определены минимально необходимые мероприятия, реализация которых позволит обеспечить использование "умных" приборов учета в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе необходимость установки таких приборов в жилых помещениях, что, в свою очередь, невозможно без соответствующего согласия собственника. Следует отметить, что без внедрения минимально необходимых мероприятий, в том числе допуска работников сферы ЖКХ для установки и обслуживания "умных" приборов, построение единой системы учета невозможно. Введение в отношении собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов административной ответственности за повторный отказ в допуске представителей ресурсоснабжающей организации в жилое помещение для установки "умных" приборов учета является одной из возможных мер в ряду прочих возможностей. Такая мера на текущий момент не принята к реализации и с общественными и профильными организациями пока не обсуждалась. Детальная проработка вопроса будет осуществляться с учётом мнений заинтересованных отраслевых организаций, делового и профессионального сообщества".
Ассоциация АКОН собирает мнения профессиональных управляющих МКД для формирования отраслевой позиции и направления ее в Минстрой. Свои предложения и замечания присылайте на почту chulochnikov@acon.pro до 15.00 (мск) 7 апреля 2023 г.