Постановление Правительства Москвы "Об утверждении Генеральной схемы газоснабжения города Москвы на период до 2035 года"  

Эксплуатация

09.02.2023 в 10:00

735

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 650-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке разработки, согласования и представления на утверждение проектов отраслевых схем в городе Москве", на основании постановления Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 451-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" и в целях формирования сбалансированной программы проектирования и строительства внешних и городских инженерных коммуникаций и сооружений на территории города Москвы с учетом присоединенных территорий, обеспечения надежной и безопасной эксплуатации газораспределительной системы города Москвы, а также повышения уровня комфорта жизни жителей города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Генеральную схему газоснабжения города Москвы на период до 2035 года (приложение).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2019 г. N 408-ПП "Об утверждении Генеральной схемы газоснабжения города Москвы на период до 2030 года и Схемы внешнего газоснабжения города Москвы на период до 2030 года".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 26 декабря 2022 г. N 3002-ПП

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

1. Общие положения

1.1. Определение целей и задач:

1.1.1. Генеральная схема газоснабжения города Москвы на период до 2035 года (далее - Генеральная схема газоснабжения) разработана с целью определения направлений развития и реконструкции городской системы газораспределения для обеспечения развития города Москвы в соответствии с Генеральным планом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 (далее - Генеральный план города Москвы), Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", для формирования сбалансированной программы проектирования и строительства городских и внешних инженерных коммуникаций, обеспечения надежной, рентабельной, устойчивой к различным внешним воздействиям, инвестиционно привлекательной и безопасной системы газоснабжения потребителей города Москвы.

1.1.2. Генеральная схема газоснабжения является отраслевой схемой и разработана в соответствии со статьями 32 и 33 Градостроительного кодекса города Москвы, на основании положений постановления Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. N 650-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке разработки, согласования и представления на утверждение проектов отраслевых схем в городе Москве".

1.1.3. Основными задачами Генеральной схемы газоснабжения являются:

- обеспечение надежной работы системы подачи газа по газопроводам города Москвы к потребителям с учетом развития города Москвы, предусмотренного Генеральным планом города Москвы, Актуализацией схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 июля 2021 г. N 638, исполнения поручений Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 г. N Пр-907 и от 2 мая 2021 г. N Пр-753;

- обеспечение возможности поставки природного газа всем существующим и перспективным потребителям в заданных объемах и с параметрами, обеспечивающими проектную производительность газоиспользующего оборудования;

- снятие ограничений на подключение новых потребителей в городе Москве, обусловленных недостаточной пропускной способностью элементов газораспределительной сети;

- снижение капитальных и эксплуатационных затрат при строительстве и реконструкции объектов газового хозяйства города Москвы, включая смежные объекты городской инфраструктуры;

- обеспечение безопасности и надежности функционирования газотранспортной системы города Москвы;

- обеспечение экологической безопасности городской системы газоснабжения и газораспределения.

1.2. Генеральная схема газоснабжения соответствует положениям Актуализации схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 июля 2021 г. N 638 "Об утверждении актуализации схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года".

2. Анализ фактического положения системы транспорта газа в городе Москве

Годовое потребление природного газа за 2020 год потребителями города Москвы составило 20,61 млрд. м3, в том числе:

- объекты энергетики - 18,27 млрд. м3;

- промышленные предприятия - 1,11 млрд. м3;

- население - 913,34 млн. м3;

- коммунально-бытовой сектор - 320,01 млн. м3.

Основными потребителями природного газа в городе Москве являются энергетические предприятия ПАО "Мосэнерго", где он используется в качестве топлива для выработки электрической и тепловой энергии. На их долю, без учета ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27 - филиала ПАО "Мосэнерго", расположенных на территории Московской области, приходится 72,7% от общего объема потребления природного газа на территории города Москвы. Анализ структуры потребления газа за последние 5 лет показал отсутствие существенных изменений доли каждой категории потребителей на территории города Москвы в общем объеме потребления. В целом энергоисточники (объекты ПАО "Мосэнерго", ПАО "МОЭК" и энергоисточники сторонних теплоснабжающих организаций) потребляют 88,6% от всего объема потребления природного газа на территории Москвы.

Остальной объем потребления распределяется следующим образом:

5,4% - промышленные предприятия, 4,4% - население и 1,6% - коммунально-бытовой сектор.

При этом за 2016-2020 годы наметилась устойчивая динамика к постепенному уменьшению потребления природного газа всеми категориями потребителей. За последние 5 лет суммарное годовое потребление газа сократилось на 2,23 млрд. м3, или, в среднем, 446,17 млн. м3 в год. Данный факт обусловлен следующими причинами:

- существенное отклонение фактических показателей температуры наружного воздуха в отопительный период от нормируемых значений по СП 131.13330.2020 "Строительная климатология. СНиП 23-01-99*", для которых производится расчет прогнозных значений потребностей в тепле и топливе;

- реализация мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению энергозатрат, внедрение на объектах энергетики высокоэффективных энергетических установок с высоким КПД;

- закрытие крупных энергоемких промышленных производств;

- задержка ввода ряда новых объектов энергетики (ПГУ ТЭС "Кожухово", ГТЭС "Молжаниновка" и иные);

- снижение темпов и объемов строительства новых промышленных объектов;

- нереализованная в полном объеме программа по строительству АГНКС;

- низкие темпы газификации жилого сектора в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы (далее также - ТиНАО);

- реализация Программы реновации жилищного фонда в городе Москве. В границах города Москвы действуют три основные газораспределительные организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и оказывающие услуги по транспортировке газа потребителям: АО "МОСГАЗ", АО "Мособлгаз", ООО "Газпром газораспределение Москва".

Общая протяженность подземных газопроводов высокого, среднего и низкого давлений на территории Москвы составляет 7863,45 км, из них 19% имеют срок эксплуатации превышающий нормативный - 40 лет.

Количество газорегуляторных пунктов, расположенных на территории Москвы - 466, из них 53% имеют срок эксплуатации, превышающий нормативный - 20 лет.

Система газораспределения города Москвы в границах до 1 июля 2012 г. имеет достаточно высокую степень надежности за счет наличия закольцованных сетей, имеющих несколько источников подачи газа, а также резервирования подачи газа крупным потребителям. Основными проблемами, требующими решения на данной территории, являются: - старение существующих газопроводов и сооружений на них; - наличие локальных зон с дефицитом пропускной способности сетей; - необходимость выполнения ранее намеченных мероприятий по обеспечению резервирования подачи газа на объекты энергетики; - газификация существующих исторически сложившихся территорий малоэтажной индивидуальной жилой застройки.

Система газораспределения ТиНАО в основном представляет из себя тупиковую сеть распределительных газопроводов значительной протяженности, не имеющую необходимого резервирования. Подача газа в большинстве случаев основана на использовании местных рассредоточенных или единственного источников малой производительности, значительная часть которых перегружена и не имеет резерва производительности. При этом в ТиНАО имеется существенный неудовлетворенный спрос на природный газ со стороны малоэтажной индивидуальной жилой застройки, обусловленный неразвитостью газораспределительной сети и перегруженностью источников подачи газа. Указанные причины в совокупности с планами перспективного развития новых территорий требуют радикальной модернизации системы газораспределения на данной территории с целью увеличения ее пропускной способности путем формирования новых источников и строительства системообразующих газопроводов. 3. Формирование проектных предложений по развитию и реконструкции систем газоснабжения города Москвы.

По результатам анализа возможности существующей системы газоснабжения обеспечить стабильную и устойчивую работу сетей газораспределения при условии удовлетворения перспективного спроса на природный газ сформирован перечень перспективных мероприятий, направленных на развитие и реконструкцию системы газоснабжения города Москвы. При формировании проектных предложений учтены мероприятия предусмотренные:

- Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2022-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2022 г. N 2195-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2022-2025 годы" (далее - Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2022-2025 годы); - Программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы, утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 19 января 2021 г. N 17-РП "Об утверждении Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы" (далее - Программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы);

- производственными и инвестиционными программами ГРО Московского региона; - соглашением о сотрудничестве между Правительством Москвы и Публичным акционерным обществом "Газпром" по вопросам развития систем газо- электро- и теплоснабжения города Москвы от 17 июня 2022 г. Проектные предложения сгруппированы по трем расчетным периодам в соответствии с планируемым сроком реализации - 2025, 2030 и 2035 годы. Выделено 6 основных групп объектов, объединенных по единому назначению:

1) объекты общегородского назначения. В данную группу включены объекты транспорта газа, предназначенные для газоснабжения двух и более объектов газопотребления;

2) газоснабжение новых объектов энергетики;

3) газоснабжение жилого сектора, включая подводящие газопроводы к населенным пунктам и зонам коллективной индивидуальной застройки, пункты редуцирования газа, распределительные газопроводы по территории;

4) ликвидация дефицита пропускной способности существующих сетей и сооружений;

5) подключение новых перспективных потребителей (промышленные и коммунально-бытовые предприятия);

6) обеспечение необходимого резервирования подачи газа на объекты энергетики. При разработке перспективных мероприятий учитывались положения Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", СП 62.13330.2011* "Газораспределительные системы", СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".

Технические решения предусматривают:

- широкое использование закрытых методов прокладки газопроводов с целью минимизации объемов разрытия грунтов и антропогенного воздействия на окружающую среду;

- использование типовых блочных конструкций ПРГ, в том числе для обеспечения газоснабжения жилого сектора; - применение в составе пункта редуцирования газа (далее - ПРГ), осуществляющих подачу газа на общегородские нужды, не менее двух линий редуцирования (основной и резервной);

- применение ПРГ с одной линией редуцирования (без установки резервной линии редуцирования) при подаче газа на индивидуальные объекты малоэтажного жилищного фонда, а также на объектовых ГРПШ, осуществляющих подачу газа потребителям, в работе которых допускается прекращение подачи газа на период выполнения регламентных работ или подача газа, которым осуществляется по закольцованной схеме газопроводов;

- применение технологии "врезка под давлением" с целью исключения отключений потребителей газа и уменьшения выбросов парниковых газов на период выполнения врезок;

- расширение использования полиэтиленовых труб при новом строительстве и реконструкции существующих газопроводов с давлением до 0,6 МПа включительно, с целью минимизации затрат на антикоррозионную защиту сетей, обеспечения их безаварийной работы и увеличения срока службы. Предлагаемые мероприятия представляют собой схемные решения, направленные в первую очередь на обеспечение возможности транспортировки природного газа всем существующим и перспективным потребителям в заданных объемах и с параметрами, обеспечивающими проектную производительность газоиспользующего оборудования, а также на обеспечение безопасности и надежности функционирования газотранспортной системы города Москвы. Стоимость проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по каждому объекту в составе предлагаемых мероприятий определена на основании сметной стоимости объектов аналогов со сходными технико-экономическими показателями, а также сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства. При включении конкретных мероприятий в состав Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы или иных инвестиционных программ, стоимость и объемы работ по каждому объекту необходимо уточнять на основании предпроектной проработки. Итоговая стоимость строительства объектов определяется по итогам разработки и экспертизы проектной документации.

4. Мероприятия, направленные на совершенствование работы и развитие городской газораспределительной системы

4.1. Объекты общегородского назначения

В состав мероприятий данной группы включены объекты, которые участвуют в транспортировке газа нескольким потребителям и обеспечивают необходимые режимы подачи газа в целом в городской газораспределительной сети:

- строительство новых головных источников подачи газа в зонах с дефицитом пропускной способности существующих источников;

- реконструкция существующих пунктов редуцирования газа, осуществляющих подачу газа в городские сети газораспределения, обеспечивающие снабжение газом большого круга потребителей (населения, коммунально-бытовых потребителей, промышленности и энергетики);

- строительство системообразующих газопроводов для подачи газа в зоны и районы со слабо развитой газовой инфраструктурой, в которых имеется неудовлетворенный спрос на природный газ;

- строительство межпоселковых сетей газораспределения для газоснабжения группы населенных пунктов; - строительство газопроводов-связок между существующими нагруженными участками сетей газораспределения и вновь сооружаемыми, для обеспечения резервирования и оптимальных режимов подачи газа. Реализация данной группы мероприятий в первую очередь обеспечивает устойчивую работу городской газораспределительной сети и создает возможность газификации населения и подключения новых потребителей. Отдельно необходимо отметить объекты, планируемые к реализации на территории ТиНАО. В настоящее время данная территория города Москвы активно развивается, ведется строительство гражданских, промышленных и социальных объектов. Для создания благоприятных условий для перспективного развития и условий бесперебойного газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города необходимо синхронное развитие системы газоснабжения на данной территории. На текущий момент подача газа на территорию ТиНАО осуществляется от 16 газораспределительных станций:

10 ГРС, расположенных на территории города Москвы и 6 ГРС - на прилегающей территории Московской области и осуществляющих подачу газа потребителям Москвы. Станции спроектированы и построены в 1961-1978 годах и с тех пор не реконструировались. Проектная производительность трех наиболее крупных станций (ГРС "Голицыно", ГРС "Московский", ГРС "Ерино") составляет от 58 тыс. до 120 тыс. м3/ч. Производительность остальных 11 ГРС находится в диапазоне от 3 тыс. до 50 тыс. м3/ч. Суммарная проектная производительность 14 существующих ГРС составляет 487 тыс. м3/ч. Потребность в природном газе в зоне размещения указанных ГРС и ГРП существенно превышает проектную производительность. Резерв пропускной способности исчерпан на 9 из 14 ГРС. Подключение к ним новых потребителей невозможно. В зоне дефицита пропускной способности ГРС находится 11 из 21 муниципального образования в ТиНАО, в которых проживает 167 тыс. человек. В зонах дефицита пропускной способности головных объектов ПАО "Газпром" располагается более 47 тыс. негазифицированных домовладений. При этом существующая сеть газораспределения преимущественно сформирована по тупиковому принципу, имеет ограниченный резерв пропускной способности и не способна обеспечить перспективный спрос. Для ликвидации дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения и создания технической возможности подключения новых потребителей на всей территории города Москвы в первоочередном порядке Генеральной схемой газоснабжения предусматривается строительство системообразующих газопроводов, а также подводящих (межпоселковых) газопроводов к негазифицированным населенным пунктам.

В целях решения проблемы отсутствия необходимого резерва пропускной способности существующих источников подачи газа на территории ТиНАО 17 июня 2022 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Москвы и Публичным акционерным обществом "Газпром" по вопросам развития систем газо- электро- и теплоснабжения города Москвы (далее - Соглашение), в рамках реализации которого предусматривается строительство силами ПАО "Газпром" новых головных источников: КРП-20 производительностью 450 тыс. м3/ч и КРП-21 производительностью 650 тыс. м3/ч, в том числе для подачи газа потребителям города Москвы в объеме 250 тыс. м3/ч и 300 тыс. м3/ч соответственно. Мероприятия по строительству КРП-20 и КРП-21, а также выходных газопроводов, проектируемых на территории Московской области, не являются предметом рассмотрения Генеральной схемы газоснабжения, однако они играют ключевую роль в организации системы подачи газа на территорию ТиНАО.

Также в соответствии с положениями Соглашения Правительство Москвы обеспечивает строительство ГРП "Десна" с пропускной способностью 100 тыс. м3/ч и подключение распределительного газопровода-связки КРП-21 - КГМ к выходным газопроводам от КРП-10, который обладает резервом более 1 млн. м3/ч. Для полного покрытия перспективного спроса на газ дополнительно необходимо выполнить реконструкцию ГРС "Ново-Никольская" и ГРС "Юрьевка", с увеличением их производительности до 80 тыс. м3/ч каждой. В составе объектов общегородского назначения в рамках реализации Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы запланировано создание опорной сети газораспределения на территории ТиНАО общей протяженностью более 343 км, строительство 12 газорегуляторных пунктов, в том числе 5 ГРП в замещение существующих ГРС: ГРП "Михайловское" (объект 18.045), ГРП "Ерино" (объект 18.032), ГРП "Вороново" (объект 18.036), ГРП "Воскресенское" (объект 18.031), ГРП "Красная Пахра" (объект 18.047), ГРП "Русино" (объект 18.043), ГРП "Белоусово" (объект 18.038), ГРП "Клен" (объект 18.034), ГРП "Десна" (объект 18.028), ГРП "Ликовский" (объект 18.029), ГРП "Никольский", ГРП "Волынский" и реконструкция двух газораспределительных станций: ГРС "Юрьевка" (объект 22.012), ГРС "Ново-Никольская" (объект 22.011). Для дальнейшей интеграции вновь создаваемой опорной системы газопроводов с исторически сложившейся сетью газораспределения на территории ТиНАО с целью обеспечения резервирования и формирования устойчивых режимов газопотребления предусматривается строительство газопроводов-связок между вновь построенной и существующей сетями газораспределения. Среди объектов общегородского значения, реализуемых на территории города Москвы в границах до 1 июля 2012 г., необходимо отметить следующие мероприятия: - строительство газопровода связки высокого давления 0,6 МПа, Ду 1000 мм между существующими участками сетей по 3-й Магистральной улице (от ГРП "Щукино" АО "МОСГАЗ") и до существующего газопровода Ду 1000 мм P <= 0,6 МПа от ГРП "Очаковская ГС" АО "МОСГАЗ", проложенного в направлении ТЭЦ-12 - филиала ПАО "Мосэнерго".

Реализация данного объекта позволит обеспечить необходимое резервирование подачи для всех энергоисточников и жилого сектора, запитанных от системы указанных газопроводов: ТЭЦ-12 и ТЭЦ-16 - филиала ПАО "Мосэнерго", РТС "Красная Пресня" и ТЭС "Международная", крупный общегородской газорегуляторный пункт "Силикатный 3-й" АО "МОСГАЗ", жилой комплекс "Серебряный бор" и иные объекты потребления города Москвы; - реконструкция газопровода высокого давления по адресу: Москва, СЗАО, 2-я Лыковская ул. - РТС "Строгино" (Луч 6 Щукинский ввод).

В рамках реализации данного объекта предусматривается строительство второго газопровода-ввода высокого давления 1,2 МПа, Ду 1000 мм к ГРП "Щукино", а также реконструкция существующего газопровода высокого давления 1,2 МПа от отвода на РТС "Строгино" до "Щукинского дюкера". В результате будет обеспечено резервирование подачи газа на крупнейший ГРП "Щукино", что повысит надежность подачи газа на ТЭЦ-16 и потребителям СЗАО города Москвы; - для ликвидации проблемной зоны в районе Тушино города Москвы и для повышения надежности системы подачи газа для РТС "Тушино-2", РТС "Тушино-3" и РТС "Тушино-4" ПАО "МОЭК" требуется перекладка газопровода среднего давления 0,3 МПа, Ду 400 мм на участке Сходненская улица - улица Героев Панфиловцев с увеличением диаметра до Ду 600 мм; - реконструкция существующих газопроводов на участках переходов через водные преграды: дюкеры Фрунзенский, Голутвинский, Гольяновский, Кропоткинский, Кутузовский, Химкинский и Щукинский.

Мероприятия данной группы, ответственным исполнителем за реализацию которых выступает региональный оператор газификации города Москвы - АО "МОСГАЗ", финансируются за счет:

1) бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы (для мероприятий, включенных в Адресную инвестиционную программу города Москвы);

2) специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "МОСГАЗ", установленной приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы (для мероприятий, включенных в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы). По результатам расчетов сформирован дополнительный перечень мероприятий, относящихся к объектам общегородского назначения и направленных на развитие системы транспорта газа на территории города Москвы, требующих определения источника финансирования для их реализации. Помимо объектов общегородского назначения, ответственным исполнителем по которым выступает АО "МОСГАЗ", существует также ряд объектов по реконструкции существующих сетей газораспределения, расположенных на территории города Москвы, а также Московской области, но участвующих в системе подачи газа потребителям города Москвы, реализация которых осуществляется ПАО "Газпром" .

4.3. Газоснабжение жилого сектора

В объеме мероприятий по газоснабжению жилого сектора предусматривается: - строительство подводящих газопроводов до населенных пунктов и НКО; - установка пунктов редуцирования газа; - строительство распределительного газопровода в границах населенного пункта; - строительство газопроводов-вводов до границ земельных участков каждого потребителя. В составе территории города Москвы находятся как уже частично газифицированные населенные пункты, НКО и территориальные образования (507 населенных пунктов и НКО), для которых предусматривается развитие существующих сетей газораспределения (при наличии резерва пропускной способности газопроводов и источников), так и полностью негазифицированные территории (545 населенных пунктов и НКО), для которых требуется создание полностью новой сети газораспределения. Наибольшее количество негазифицированных территориальных образований располагается в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы. Общее количество домовладений, требующих газификации, составляет 80 835 единиц. При этом необходимо отметить, что в число домовладений, требующих газификации, включены малоэтажные индивидуальные жилые дома. Сроки реализации мероприятий по газоснабжению жилого сектора приняты на основании поручений Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 г. N Пр-907 и от 2 мая 2021 г. N Пр-753, в соответствии с которыми требуется к 2025 году завершить догазификацию жилого сектора, а мероприятия по газификации оставшегося жилого сектора необходимо завершить к 2030 году. Реализацию предлагаемых мероприятий требуется проводить в увязке с объектами общегородского назначения, направленных на создание возможности подачи газа новым потребителям, и без реализации, которых, как правило, отсутствуют возможности развития газораспределительных сетей. На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 на территории города Москвы предусмотрены дополнительные критерии осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения в рамках догазификации.

Распоряжением Мэра Москвы от 15 октября 2021 г. N 590-РМ "Об особенностях осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории города Москвы" установлены следующие особенности догазификации на территории города Москвы: - мероприятия по догазификации осуществляются при условии наличия мероприятий по догазификации заявителя на момент его обращения в Программе газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы, утвержденной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций"; - решения о реализации мероприятий по догазификации принимаются при условии осуществления мероприятий по догазификации на земельных участках с установленными на момент обращения заявителя основными видами разрешенного использования указанных земельных участков, предусматривающими размещение трубопроводного транспорта, и установленными зонами с особыми условиями использования данных земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, а также при наличии у регионального оператора газификации средств, предусмотренных для реализации соответствующих мероприятий; - решения о реализации мероприятий по догазификации не принимаются, в том числе, если реализация мероприятий по догазификации приведет к невозможности использования земельных участков или существенным затруднениям в использовании земельных участков в соответствии с установленными на момент обращения заявителя видами разрешенного использования земельных участков. Программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы, определяющей срок ее реализации на период 2022-2031 годов, предусмотрены мероприятия по строительству в 2022-2023 годах подводящих газопроводов к 25 населенным пунктам и 16 НКО с общим количеством негазифицированных домовладений - 2824.

В последующем мероприятия по строительству подводящих (межпоселковых) газопроводов к населенным пунктам должны включаться в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы по мере строительства системообразующих газопроводов и на основании анализа поступающих заявок граждан. В составе материалов по газоснабжению каждого населенного пункта или НКО при включении его в состав Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций города Москвы или иных инвестиционных программ должна быть разработана комплексная схема газоснабжения объекта, основанная на решениях, предусмотренных действующей Генеральной схемой газоснабжения города Москвы, и обеспечивающая газификацию всех существующих и перспективных домовладений на территории рассматриваемого населенного пункта или НКО. Данная комплексная схема газоснабжения населенного пункта должна быть согласована с органом исполнительной власти административного округа города Москвы, в котором расположен рассматриваемый населенный пункт или НКО, а также с региональным оператором газификации города Москвы и утверждена Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. При осуществлении мероприятий в рамках договоров технологического присоединения газораспределительные организации должны руководствоваться техническими решениями, предусмотренными в утвержденных комплексных схемах газоснабжения населенных пунктов. Газоснабжение многоквартирных домов в настоящее время на территории города Москвы не предусматривается. В рамках действующей в настоящее время Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее - Программа реновации), осуществляется снос аварийных и ветхих жилых домов. Проекты планировки территорий, разрабатываемые для кварталов реновации, не предусматривают газоснабжение проектируемых объектов жилой застройки на рассматриваемой на территории. На проектируемых объектах устанавливаются электроплиты для нужд приготовления пищи, теплоснабжение осуществляется централизованно. В целях реализации Программы реновации для территории реновации разрабатывается комплексная схема инженерного обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение). Комплексная схема разрабатывается в соответствии с Генеральным планом города Москвы, правилами землепользования и застройки города Москвы, нормативами градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами, схемами размещения объектов инженерной инфраструктуры и проектами планировок территории, подготовленными в целях реализации Программы реновации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства регионального значения. При реализации Программы реновации происходит изменение схемы газоснабжения сохраняемых потребителей газа. Анализ изменения схемы газоснабжения сохраняемых потребителей осуществляется при разработке схемы газоснабжения в составе комплексной схемы инженерного обеспечения и не является предметом рассмотрения данной Генеральной схемы газоснабжения. Снижение нагрузки на сети газораспределения низкого давления по причине сноса газифицированного жилищного фонда, а также попадание существующих газопроводов и ПРГ в зону строительства новых объектов капитального строительства, влечет за собой необходимость реконструкции существующих сетей газораспределения и газопотребления, а также выноса отдельно стоящих ПРГ. Реконструкция ПРГ без изменения его положения обусловлена существенным снижением нагрузки, при которой величина расчетного максимального часового расхода газа через данный пункт опускается ниже минимального значения. Для предотвращения неустойчивого режима работы оборудования ПРГ требуется приведение в соответствие его проектной производительности ПРГ к фактической загрузке. Финансирование Программы реновации осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, а также из иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Всего мероприятия по газификации объектов жилого сектора предусматривают строительство 414 ПРГ и прокладку около 2573 км газопроводов, в том числе подводящих к населенным пунктам и НКО сетей газораспределения - 146 км, распределительных газопроводов в границах населенных пунктов и НКО - 1221 км, газопроводов-вводов к домовладениям - 1206 км. 4.4. Ликвидация дефицита пропускной способности существующихсетей и сооружений.

Существующие сети газораспределения, осуществляющие транспортировку газа жилому сектору в районах Куркино (СЗАО), зоне Малино района Крюково (ЗелАО), зоне д. Лукино - д. Новые сады района Ново-Переделкино (ЗАО), испытывают дефицит пропускной способности. Дефицит пропускной способности в рассматриваемых зонах обусловлен в первую очередь недостаточной пропускной способностью существующих газопроводов, построенных 20-30 лет назад и не способных обеспечить возросший спрос на природный газ со стороны активно развивающейся жилой застройки. В рамках мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности предусматривается строительство газопроводов-связок для оптимизации потокораспределения от существующих источников, а также строительство новых ПРГ для подпитки существующих распределительных газопроводов в границах населенных пунктов. Реализация предлагаемых мероприятий позволит снять ограничения на подключение новых домовладений в границах рассматриваемых населенных пунктов. Всего в рамках мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности существующих сетей и сооружений предусматривается строительство 4 ПРГ и прокладка около 2,8 км газопроводов. 4.5. Подключение новых перспективных потребителей(промышленные и коммунально-бытовые предприятия)В рамках мероприятий данной группы предусматривается прокладка новых и реконструкция существующих газопроводов для подключения новых коммунально-бытовых потребителей и промышленных объектов. Перечень перспективных потребителей сформирован на основе: - сведений от газораспределительных организаций о существующих по состоянию на 31 декабря 2020 г. объектах газопотребления и планах их перспективного развития; - данных об объектах и объемах газопотребления в Актуализации схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2035 года; - сведений о заключенных договорах на технологическое присоединение новых потребителей к газораспределительным сетям. Порядок подключения новых потребителей к сетям газораспределения регламентирован Правилами подключения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547. В соответствии с положениями Правил подключения, технологическое присоединение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Источником финансирования для реализации данных мероприятий являются средства заказчика (инвестора). Стоимость подключения определяется для каждого объекта индивидуально на основании действующих на момент обращения нормативных актов по расчету платы за технологическое присоединение. Всего мероприятиями данной группы предусмотрена возможность газификации 274 объектов, в рамках чего требуется строительство двух ПРГ и прокладка около 84 км газопроводов. 4.6. Обеспечение необходимого резервирования подачи газана объекты энергетикиСогласно положениям пункта 82 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 531 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", и подпункту "ж" пункта 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", для тепловых электростанций и источников тепловой энергии подача газа должна предусматриваться от двух отдельных газопроводов, запитанных от независимых источников. Кроме того, в городе Москве Протоколом взаимодействия Правительства Москвы и ПАО "Газпром" N 18-21-11/2 от 26 октября 2011 г. предусматривается обеспечение резервирования газоснабжения энергоисточников мощностью более 50 Гкал/ч за счет организации второго газового ввода. В рамках предлагаемых мероприятий рассматриваются 34 объекта энергетики, не обеспеченные полноценным резервированием подачи газа от двух независимых источников. Наиболее крупными и значимыми объектами, требующими организации резервирования подачи газа, являются ГЭС-1, ТЭЦ-8, ТЭЦ-11, ТЭЦ-25 ПАО "Мосэнерго". В целом к объектам энергоснабжения необходимо выполнить строительство вторых вводов суммарной протяженностью около 47 км в соответствии с рекомендуемыми техническими характеристиками. Источник финансирования - средства потребителя газа. 5. Сводные технико-экономические показатели развития системы газораспределения города Москвы

Сводные технико-экономические показатели развития системы газораспределения города Москвы на период до 2035 года приведены в таблице 3 настоящего раздела. Расчеты носят оценочный характер и подлежат уточнению по результатам проектирования и проведения экспертизы проектной документации по каждому объекту. Подавляющая часть выполняемых мероприятий по совершенствованию работы городской газораспределительной системы приходится к 2025 и 2030 годам, это связано, в первую очередь, с необходимостью газификации частично газифицированных населенных пунктов к 2025 году и газификации оставшегося негазифицированного жилого сектора к 2030 году в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 31 мая 2020 г. N Пр-907 и от 2 мая 2021 г. N Пр-753, а также с активным развитием новых территорий города Москвы, в рамках которого возводятся новые объекты (многоэтажная жилая застройка, объекты промышленной, коммунальной, социальной инфраструктуры и иные). Доминирующую роль в мероприятиях по совершенствованию газораспределительной системы в части объемов строительства и реконструкции газопроводов занимает газоснабжение жилого сектора. В период 2020-2025 годов необходимо строительство и реконструкция 943,8 км газопроводов, в период 2025-2030 годы - 1628,7 км. При этом подавляющая доля объектов реализуется на территории ТиНАО: 2020-2025 годы - ориентировочно 867,6 км (91,9%), 2025-2030 годы - 1552,7 км (95,3%). На территории Москвы в границах до 2012 года: 2020-2025 годы - ориентировочно 76,2 км (8,1%), 2025-2030 годы - 76,0 км (4,7%). В процентном соотношении доля объектов газоснабжения жилого сектора в общем объеме строительства и реконструкции газопроводов в период 2020-2025 годов составит 73,8%, в период 2025-2030 годов - 81,5%. В суммарном объеме строительства и реконструкции к 2035 году процентная доля объектов газоснабжения жилого сектора равна 76,0%. Протяженность строящихся и реконструируемых газопроводов, относящихся к группе объектов общегородского назначения, в период 2020-2025 годов, составляет 257,1 км, в период 2025-2030 годов - 325,2 км, в период 2030-2035 годов - 50,5 км. При этом, как и в случае для газоснабжения жилого сектора на периоды 2020-2025 годы, 2025-2030 годы, подавляющая доля объектов реализуется на территории ТиНАО: 2020-2025 годы - 179,1 км (69,7%), 2025-2030 годы - 232,1 км (71,4%). На территории Москвы в границах до 1 июля 2012 года: 2020-2025 годы - 20,4 км (7,9%), 2030-2035 годы - 6,4 км (12,7%).

В процентном соотношении доля объектов общегородского назначения в общем объеме строительства и реконструкции газопроводов в период 2020-2025 годы составит 20,1%, 2025-2030 годы - 16,3%, 2030-2035 годы - 45,9%. В суммарном объеме строительства и реконструкции газопроводов к 2035 году процентная доля объектов общегородского назначения равна 18,7%. Протяженность строящихся и реконструируемых газопроводов, относящихся к объектам общегородского назначения и газоснабжения жилого сектора в процентном соотношении от суммарной протяженности по всем группам в период 2020-2025 годов, составляет 93,9%, в период 2025-2030 годов - 97,8%, в период 2030-2035 годов - 45,9%, к 2035 году - 94,7%. Снижение доли данных групп объектов в период 2030-2035 годов вызвано окончанием газификации жилого сектора к 2030 году и реализацией мероприятий по строительству дополнительных источников подачи на территорию ТиНАО и системообразующих газопроводов на указанной территории. В данный период 20,5% от всех строящихся и реконструируемых газопроводов приходится на подключение новых перспективных потребителей (промышленные и коммунально-бытовые предприятия), 30,9% - на обеспечение необходимого резервирования подачи газа на объекты энергетики, 2,7% - газоснабжение новых объектов энергетики. Количество строящихся и реконструируемых ПРГ и ГРС, относящихся к объектам общегородского назначения в период 2020-2025 годов, равняется 90 штук, в период 2025-2030 годов - 15 штук. При этом большую часть (58 штук) в период 2020-2025 годов составляют ПРГ, расположенные на территории города Москвы в границах до 1 июля 2012 года и назначенные на реконструкцию в связи с длительным сроком эксплуатации для повышения надежности и безопасности эксплуатации. Количество строящихся и реконструируемых ПРГ, относящихся к газоснабжению жилого сектора в период 2020-2025 годов, составляет 99 штук, в период 2025-2030 годов - 298 штук, в период 2030-2035 годов - 17 штук. Подавляющую часть в периоды 2020-2025 годов, 2025-2030 годов составляют ПРГ, расположенные в ТиНАО: 78 штук и 291 штука соответственно. В период 2030-2035 годов все 17 ПРГ относятся к реализации Программы реновации. В период 2020-2025 годов суммарное количество строящихся и реконструируемых газопроводов 1278,2 км (в том числе 50,0 км по территории Московской области), строящихся и реконструируемых ПРГ и ГРС - 197 штук, суммарная ориентировочная стоимость выполненных мероприятий (без НДС) составит 62,15 млрд. руб. <1>. -------------------------------- <1> Суммарная ориентировочная стоимость указана без учета стоимости мероприятий, реализуемых ПАО "Газпром". Из общей суммарной ориентировочной стоимости выполненных мероприятий наибольшая часть приходится на объекты общегородского назначения - 26,46 млрд. руб. (42,6%), группу газоснабжения жилого сектора - 31,15 млрд. руб. (50,1%). В период 2025-2030 годов суммарное количество строящихся и реконструируемых газопроводов составляет 1997,4 км (в том числе 80,6 км по территории Московской области), строящихся и реконструируемых ПРГ и ГРС - 313 штук, суммарная ориентировочная стоимость выполненных мероприятий (без НДС) составляет 78,06 млрд. руб. Из общей суммарной ориентировочной стоимости выполненных мероприятий стоимость реализации объектов общегородского назначения составляет 21,60 млрд. руб. (27,7%), газоснабжения жилого сектора - 54,44 млрд. руб. (69,7%). В период 2030-2035 годов суммарное количество строящихся и реконструируемых газопроводов составляет 110,0 км (в том числе 44,1 км по территории Московской области), строящихся и реконструируемых ПРГ и ГРС - 19 единиц, суммарная ориентировочная стоимость выполненных мероприятий (без НДС) составляет 5,57 млрд. руб. Из общей суммарной ориентировочной стоимости выполняемых мероприятий наибольшая часть приходится на объекты общегородского назначения - 1,27 млрд. руб. (22,9%), подключение новых перспективных потребителей (промышленные и коммунально-бытовые предприятия) - 0,76 млрд. руб. (13,6%), обеспечение необходимого резервирования подачи газа на объекты энергетики - 3,29 млрд. руб. (59,1%). Суммарная ориентировочная стоимость указанных мероприятий (без НДС) по совершенствованию работы городской газораспределительной системы за период 2020-2035 годов составляет 145,78 млрд. руб. На газоснабжение жилого сектора приходится 85,69 млрд. руб. (58,8%), на объекты общегородского назначения - 49,33 млрд. руб. (33,8%), что в суммарном процентном выражении составляет 92,6%.

<2> Суммарная ориентировочная стоимость указана без учета стоимости мероприятий, реализуемых ПАО "Газпром".

6. Выводы

6.1. В период с 2020 по 2035 годы прогнозируется планомерное увеличение потребления газа на всей территории города Москвы. Годовой расход газа возрастет почти на 10 млрд. нм3 по сравнению с 2020 годом. Планируемое годовое потребление природного газа всеми потребителями Москвы к 2025 году составит 24975 млн. нм3, к 2030 году возрастет до 27970 млн. нм3 и достигнет 30600 млн. нм3 к 2035 году. При этом структура потребления природного газа на территории города Москвы сохраняется неизменной. Доля объектов энергетики (объекты ПАО "Мосэнерго", ПАО "МОЭК", энергоисточники сторонних теплоснабжающих организаций, без учета ТЭЦ-27 и ТЭЦ-22) в общем объеме потребления природного газа на территории города Москвы к 2035 году составит - 84,9%, доля промышленных потребителей - 4,4%, населения - 7,6%, коммунально-бытовых потребителей - 3,1%. Наибольший рост потребления газа будет наблюдаться для объектов энергетики. Рост годового потребления объектами энергетики составит 7,71 млрд. нм3 в течение 15 лет и достигнет 25,98 млрд. нм3 к 2035 году. Несмотря на ликвидацию части существующих потребителей в многоквартирных домах в рамках Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, потребление газа населением за рассматриваемый период увеличится в 2,56 раза и к 2035 году составит 2,33 млрд. нм3. Значительное увеличение объемов потребления газа населением связано с планируемыми мероприятиями по газоснабжению жилого сектора, которые включают развитие существующих сетей газораспределения (507 населенных пунктов и НКО), а также подачу газа в негазифицированные территории (545 населенных пунктов и НКО). Общее количество индивидуальных домовладений, подлежащих газификации, составляет 80 835 единиц, из которых 76 360 единиц расположено в границах ТиНАО. В результате годовой объем потребления природного газа населением на территории ТиНАО к 2035 году составит 1,87 млрд. нм3. В целом на территории ТиНАО к 2035 году прогнозируется рост годового потребления газа в 4,5 раза по отношению к 2020 году, что составит 4,20 млрд. нм3. Доля расхода газа потребителями ТиНАО в общем газопотреблении города Москвы вырастет с 4,5% в 2020 году до 13,7% к 2035 году.

6.2. Существующая на начало 2021 года система газоснабжения на территории города Москвы позволяет обеспечить требуемые режимы подачи газа для текущих объемов потребления. Случаев системных ограничений подачи или отказа работы системы в целом не зафиксировано.

6.3. Для обеспечения возможности поставки природного газа всем существующим и перспективным потребителям с учетом увеличения объемов потребления в расчетный период 2030-2035 годов, с параметрами, обеспечивающими проектную производительность газоиспользующего оборудования, а также для обеспечения безопасности и надежности функционирования газотранспортной системы города Москвы требуется реализация предлагаемых мероприятий.

6.4. В рамках предусмотренных мероприятий по развитию и реконструкции систем газоснабжения города Москвы предусматривается:

6.4.1. Строительство объектов общегородского назначения, в том числе: - строительство новых головных источников подачи газа в зонах с дефицитом пропускной способности существующих источников; - реконструкция существующих пунктов редуцирования газа, осуществляющих подачу газа в городские сети газораспределения, обеспечивающие снабжение газом большого круга потребителей (населения, коммунально-бытовых потребителей, промышленности и энергетики); - строительство системообразующих газопроводов для подачи газа в зоны и районы со слабо развитой газовой инфраструктурой, в которых имеется неудовлетворенный спрос на природный газ; - строительство межпоселковых сетей газораспределения для газоснабжения группы населенных пунктов; - строительство газопроводов-связок между существующими нагруженными участками сетей газораспределения и вновь сооружаемыми для обеспечения резервирования и стабилизации режимов подачи газа.

6.4.2. Газоснабжение новых объектов энергетики.

6.4.3. Газоснабжение жилого сектора, в том числе: - строительство подводящих газопроводов до населенных пунктов и НКО; - установка пунктов редуцирования газа для зон малоэтажной жилой застройки; - прокладка внутрипоселковой сети газораспределения; - строительство газопроводов-вводов до границ земельных участков каждого потребителя.

6.4.4. Ликвидация дефицита пропускной способности существующих сетей и сооружений.

6.4.5. Подключение новых перспективных потребителей (промышленные и коммунально-бытовые предприятия).

6.4.6. Обеспечение необходимого резервирования подачи газа на объекты энергетики.

6.5. Всего в рамках запланированных мероприятий предусматривается к 2035 году строительство и реконструкция 3386 км газопроводов, 4 ГРС, 525 ПРГ. В том числе: - на территории города Москвы в границах до 1 июля 2012 года предусматривается строительство и реконструкция 252 км газопроводов, 110 ПРГ; - на территории ТиНАО города Москвы предусматривается строительство и реконструкция 2938 км газопроводов, 2 ГРС и 411 ПРГ; - мероприятия по реконструкции существующих сетей газораспределения, расположенных на территории Москвы, а также Московской области, и участвующих в системе подачи газа потребителям города Москвы, реализуемые ПАО "Газпром" - строительство и реконструкция 195 км газопроводов, 2 ГРС (КРП-20, КРП-21) и 4 ПРГ. Сводный перечень объектов, направленных на развитие системы газораспределения города Москвы с разделением по группам и указанием расчетного срока реализации по периодам 2025, 2030, 2035 годы, приведен в таблицах 4, 5 и 6 соответственно.

6.6. Суммарная ориентировочная стоимость (без НДС) указанных мероприятий по совершенствованию работы городской газораспределительной системы к 2035 году составляет 145,78 млрд. руб. (без учета стоимости мероприятий, реализуемых ПАО "Газпром"). На газоснабжение жилого сектора приходится 85,69 млрд. руб. (58,8%), на объекты общегородского назначения - 49,33 млрд. руб. (33,8%), что в суммарном процентном выражении составляет 92,6%. Как видно, основной объем планируемых мероприятий приходится на газоснабжение объектов жилого сектора и объекты общегородского назначения, располагаемые на территории ТиНАО города Москвы. Это обусловлено неразвитостью существующей системы газоснабжения на территории ТиНАО, которая не имеет необходимого запаса пропускной способности по головным источникам и сетям газораспределения для обеспечения транспорта перспективных объемов газа. Учитывая планируемый рост газопотребления на указанной территории к 2035 году, связанный с высокими темпами развития, активным строительством гражданских, промышленных и социальных объектов, планами газификации большого объема частных домовладений, предусматривается коренное переустройство существующей системы газораспределения со строительством новых крупных источников подачи газа и системообразующих газопроводов, способных обеспечить необходимые режимы в сочетании с надежностью газоснабжения, предъявляемой к потребителям города Москвы.

6.7. Для снижения эксплуатационных затрат, повышения оперативности управления и принятия решений при ликвидации технологических нарушений планируется расширение перечня объектов, включенных в автоматизированные системы управления технологическими процессами: запорные краны, ГРП, станции катодной защиты, узлы учета газа потребителей.

6.8. Повышение эффективности использования природного газа предусматривается за счет: - создания и широкого применение экологически чистых и эффективных технологий сжигания органических видов топлива, в том числе использование природного газа в качестве топлива для общественного автотранспорта; - широкого использования индивидуальных источников тепла на основе природного газа для теплоснабжения в зонах малоэтажной и индивидуальной застройки на территории ТиНАО; - использования при новом строительстве и техническом перевооружении современного газоиспользующего оборудования с высоким КПД.

6.9. При выполнении работ предусматривается применение современных (передовых) технологий строительства: - более широкое использование закрытых методов прокладки газопроводов с целью минимизации объемов разрытия грунтов и антропогенного воздействия на окружающую среду; - использование типовых блочных конструкций ПРГ, особенно для обеспечения газоснабжения жилого сектора; - применение технологии "врезка под давлением" с целью исключения отключений потребителей газа и уменьшения выбросов парниковых газов на период выполнения врезок; - расширение использование полиэтиленовых труб при новом строительстве и реконструкции существующих газопроводов с давлением до 0,6 МПа включительно с целью минимизации затрат на антикоррозионную защиту сетей, обеспечения их безаварийной работы и увеличения срока службы; - использование технологии санации для реконструкции стальных газопроводов большого диаметра.

7. Карта (схема) развития и размещения объектов системы газораспределения на территории города Москвы на период до 2035 года

Схема мероприятий по развитию и реконструкции системы газоснабжения города Москвы на период до 2035 года представлена в приложении к Генеральной схеме. Схема разработана с использованием Единой государственной картографической основы города Москвы в масштабе 1:100000. На карте (схеме) показаны существующие, а также планируемые к строительству и реконструкции объекты системы газораспределения на территории города Москвы на период до 2035 года.

Источник: http://www.consultant.ru/

Другие новости по теме