УК и ТСЖ не должно отвечать за работу газового оборудования, установленного у собственника квартиры

РОН

22 декабря 2022 в 16:44

397

8 декабря с.г. в СМИ появились сообщения, что до конца 2022 года или в январе 2023-го в Госдуме рассмотрят во втором чтении законопроект о безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых домах. Этот законопроект завис в Госдуме в 2018 году после первого чтения из-за шквала замечаний и сейчас его решили срочно реанимировать, нигде не опубликовав текст с правками ко второму чтению Госдумы. Ассоциация АКОН обратилась к Председателю Госдумы В.В. Володину с рядом предложений по изменению положений законопроекта и ключевой просьбой - исключить обязательство участия УК/ТСЖ в договорных отношениях между специализированной организацией и собственником жилых помещений по обслуживанию ВКГО. Добровольный характер участия предусмотрен действующим законодательством. УК/ТСЖ в состоянии нести бремя ответственности за действия (или бездействия) собственника жилого помещения по безопасному обслуживанию своего внутриквартирного газового оборудования, если собственник добровольно не делегировал ей таки права и не оплачивает ее услуги по отдельному договору. Это обращение направлено по результатам обсуждения на вебинаре За взрыв газа в МКД в тюрьму теперь сядет директор УК и председатель ТСЖ!

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

ВОЛОДИНУ Вячеславу Викторовичу

Заявитель Чулочников Н.В.

Адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 3А,

стр. 5 этаж 3, комн. 5

Электронная почта: chulochnikov@acon.pro

УВАЖАЕМЫЙ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ!

В 2018 году в Госдума РФ рассмотрела в 1 чтении законопроект № 337041-7, (https://sozd.duma.gov.ru/bill/337041-7) где выявила многочисленные противоречия действующим законодательным нормам и вынесла множественные замечания, после чего документ оказался в зависшем состоянии и его долгое время дорабатывали. Однако текст доработанного документа до сих пор не опубликован и недоступен для ознакомления.

8 декабря 2022 года в СМИ появились сообщения, что до конца 2022 года или в январе 2023-го в Госдуме рассмотрят во втором чтении законопроект о безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых домах (https://iz.ru/1437106/mariia-perevoshchikova-valerii-voronov/uchetnyi-period-rossiian-obiazhut-proveriat-gazovoe-oborudovanie-v-kvartirakh) По сообщениям СМИ документ вводит принцип «один дом — одна обслуживающая организация», то есть жильцы будут обязаны заключать договоры обслуживания с той же газовой организацией, с которой сотрудничает управляющая компания (УК). Эта норма будет прямо закреплена в новой статье «Предоставление коммунальной услуги газоснабжения», которой до этого в Жилищном кодексе (далее – ЖК РФ) не было. При этом требования к газовой организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения всех необходимых для обслуживания оборудования договоров, а также регламентные сроки будут установлены отдельным нормативным актом правительства.

Таким образом изложенные положения законопроекта не только не устраняют многочисленные противоречия действующим законодательным нормам, но и создают дополнительные риски для организаций, управляющих многоквартирными домами (далее – МКД) – для управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ).

1. Согласно ст. 1 законопроекта предлагается в пункте 1 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ закрепить в числе принципов обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) соблюдение требований к надежности и безопасности внутридомового (далее - ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО), а также возложить обязанность по обеспечению исполнения данных требований на лиц, указанных в частях 2.12.3 статьи 161 ЖК РФ, в том числе путем заключения договоров со специализированной организацией. То есть данные обязательства возлагаются на управляющего МКД – УК/ТСЖ, при том, что ВКГО является собственностью гражданина, который является собственником помещения в МКД и по Гражданскому кодексу (ст. 210) несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества и ответственность за ненадлежащее, небезопасное содержание ВКГО (ст. 9.23 КоАП РФ), что противоречит действующим нормам законодательства.

2. Обеспечение надлежащего исполнения требований к надежности и безопасности ВДГО и ВКГО состоит из целого комплекса работ и услуг, который выходит далеко за рамки предлагаемого в законопроекте заключение единого договора только на техническое обслуживание (далее – ТО) и ремонт. Действующие нормы обязывают собственника помещений в МКД заключить договор со специализированной организацией на ТО и ремонт ВКГО, а УК и ТСЖ - договор на ВДГО. В соответствии с законопроектом возникает противоречие принципам Гражданского кодекса (ст. 1) - собственник утрачивает право на самостоятельный выбор специализированной организации, как исполнителя по договору, то есть свободы договора, но у него остаются обязанности по оплате произведенных работ (услуг), обеспечению доступа исполнителя к ВКГО, контрою за выполнением работ (услуг), в соответствии с Правилам пользования газом (пункт 41,41). Действующий порядок заключения договора на ТО и ремонт ВКГО предусматривает правомочность собственника передать право на заключение данного договора УК/ТСЖ, то есть вводимая законопроектом обязанность в данном случае – избыточное требование.

3. В соответствии с Правилами пользования газом (пункт 4) безопасное использование и содержание ВДГО и ВКГО предусматривает комплекс работ и услуг на основании договора, выполняются специализированной организацией за плату (пункты 2, 16, 57-59), что не входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, которую взымает УК/ТСЖ за свою работу (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения законодательно автоматически не индексируется, а собственники чаще всего не утверждают решения о росте размера данной платы, вынесенные на общее собрание. Поэтому неясно, как собственник будет возмещать данные расходы УК/ТСЖ, при заключении договора между УК/ТСЖ со специализированной организацией, это требует дополнительного регулирования. Таким образом проектируемая норма становится неподъемным бременем для УК/ТСЖ, при расчетах со специализированной организацией, которая будет по решению суда списывать задолженности собственников за данные работы (услуги) с УК/ТСЖ, наращивая ее дебиторскую задолженность, ведущую к банкротству УК/ТСЖ, управляющих газифицированными МКД.

4. Добавление возможности контроля со стороны органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖИ) факта заключения договоров со специализированными организациями на обслуживание ВКГО МКД путем заключения единого договора с УК/ТСЖ также несет негативные последствия для УК/ТСЖ. В данной ситуации УК/ТСЖ, управляющие газифицированными МКД будут уклоняться от заключения подобных договоров, т.к. не имеют необходимых полномочий для реализации своих прав и возможностей надлежащего выполнения этих обязательств, при этом на УК/ТСЖ будет возложена несоразмерная ответственность за последствия ненадлежащего выполнения этих обязательств, в случае возникновения аварийных ситуаций, взрывов газа в быту, гибели людей и т.д. УК/ТСЖ не в состоянии обеспечить доступ третьим лицам в любое жилое помещения МКД, в случае нежелания собственника жилого помещения предоставить такой доступ, а также в случае отсутствия собственника. Большинство собственников отсутствует в дневные часы по рабочим дням – удобном режиме работы для специализированных организаций (которые не работают в вечернее время, в выходные дни, когда большинство собственников можно застать дома). Определенная часть собственников постоянно не живет по данным адресам в МКД, своевременно не уведомляя УК/ТСЖ о другом своем местожительстве. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что ГЖИ в ответ на жалобу со стороны УК/ТСЖ на ненадлежащее выполнение обязательств специализированной организацией стремятся осуществить проверку работы УК/ТСЖ и наложить штрафные санкции по формальным основаниям, тем самым злоупотребляя своими полномочиями контрольного (надзорного) органа и демотивируя УК/ТСЖ регулировать данные отношения в правовом поле.

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Для комплексного решения проблемы безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых домах считаю необходимым:

1) Сформировать единую государственную информационную систему по ВДГО и ВКГО с обязательством размещать и актуализировать информацию о данном оборудовании, наличии и статусе договоров со специализированными организациями. Обязать специализированные организации о внесении и актуализации данной информации. Предоставить доступ к данной системе, в рамках своих полномочий всем участникам договорных отношений, а также надзорным (контрольным) органам. Наделить полномочиями по контролю за внесением и актуализацией данных УК/ТСЖ, управляющих газифицированными МКД.

2) Включить в состав рабочей группы при профильном комитете Государственной Думы представителей от УК/ТСЖ для совместной выработки требований к газовой организации, порядка и условия заключения, изменения и расторжения всех необходимых для обслуживания оборудования договоров, а также установления регламентных сроков.

Также считаю необходимым при рассмотрении законопроекта о безопасности эксплуатации газового оборудования в жилых домах учитывать следующие моменты:

3) Исключить обязательство участия УК/ТСЖ в договорных отношениях между специализированной организацией и собственником жилых помещений по обслуживанию ВКГО. Добровольный характер участия предусмотрен действующим законодательством. Необходимо разъяснение законодательного механизма, предусматривающего, что решением общего собрания собственников делегирование своих прав по ТО и ремонту ВКГО специализированной организации, в том числе и за собственников, уклонившихся от участия в общем собрании (молчунов) а также предусмотреть механизм реализации данного решения. Сформировать механизм взаимодействия УК/ТСЖ (агента) с собственниками жилых помещений в МКД по информационному обеспечению, разъяснению мер безопасной эксплуатации газового оборудования в жилых домах, выявлению потребностей собственников и сборе заявок на ТО, ремонт ВКГО и другие виды в составе комплекса работ (услуг) в рамках отдельного договора со специализированной организацией.

4) Исключить обязательства УК/ТСЖ по обеспечению доступа в жилое помещение собственника в МКД, в случае нежелания данного собственника предоставить такой доступ или его отсутствия. Возложить данные обязательства на уполномоченной на данные действия государственный орган. Определить, что данные государственные полномочия не могут быть делегированы негосударственному органу.

5) В случае если собственником жилого помещения в МКД является государственный орган (организация) или орган МСУ, обязать собственника обеспечить доступ третьих лиц в данные помещения, в том числе в помещения, находящиеся в социальном найме, производить прямую оплату и оплату задолженности непосредственно специализированной организации. В рамках договора социального найма обязать арендатора оплачивать данные расходы акцептом владельцу.

6) Обязать специализированную организацию предоставлять услуги по ТО и ремонту ВКГО в том числе, в вечерние часы по рабочим дням, а также в выходные дни и включить в договор условие - необходимость предварительного уведомления и согласования с собственником жилого помещения в МКД времени проведения таких работ, когда собственник способен обеспечить гарантированный доступ к данному оборудованию.

Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников

14.12.2022

0 / 300