Жилье будущего: в Подмосковье построят первый в России «цифровой поселок»

Ремонт и строительство зданий

24.10.2022 в 10:40

721

В Московской области построят первый в России «цифровой поселок» с единой электронной средой и «умными» домами. Этот сложный технологический проект планируется реализовать в деревне Миронцево, недалеко от Солнечногорска, возле Истринского водохранилища. Что будет представлять из себя «цифровой поселок», каковы его перспективы и возможные недостатки, читайте в материале РИАМО.

Уникальное явление

О планах создания «цифрового поселка» в Миронцево в середине сентября заявили представители пермской IT-компании «Юникорн». Она создает комплексные продукты на рынке систем автоматизации, мониторинга и управления объектами жилой и коммерческой недвижимости. «Юникорн» – резидент «Сколково» и пермского Morion Digital, одного из крупнейших частных технопарков России.

Специалисты компании известны тем, что создали открытую облачную интеграционную платформу Ujin для «умных» зданий. Она формирует единую цифровую среду и может быть подключена на объектах любого класса в интеграции с любыми инженерными и информационными системами.

«"Умные" жилые комплексы – это тренд среди застройщиков, а "цифровые поселки" – явление уникальное. У нас есть большой опыт в создании "умных" зданий, и мы готовы применить все наши знания и компетенции для создания единой цифровой среды целого населенного пункта. Это технологически сложный проект. Очень ценно, что в Миронцево будут использованы по максимуму все возможности нашей платформы», – рассказала директор компании «Юникорн» Светлана Перминова.

Согласно проекту, разработанному компанией SAS Capital и архитекторами «Бюро А4», в Миронцево построят 280 «умных» домов. Сам поселок при этом должен стать инновационным пространством для представителей IT-сообщества и сотрудников крупных технологических компаний.

Цифровой быт в гармонии с природой

По словам сооснователя «Бюро А4» Сергея Маркова, сегодня новая реальность находит отражение во всех сферах жизни, в том числе в архитектуре и строительстве. Последние два года изменили представление об образе жизни современного успешного молодого человека и семьи.


«Удаленная работа стала нормой, люди стремятся найти тот самый work & life баланс и wellness-пространство, но при этом не хотят терять в технологичности и общении. Поэтому возникает закономерный запрос на создание такой среды, которая сочетала бы в себе возможность стать ближе к природе и дому, но при этом быть частью комьюнити и пользоваться самыми современными цифровыми сервисами», – пояснил Сергей Марков.

Удовлетворять этому запросу как раз и должен «цифровой поселок» в Миронцево. На данный момент для него уже разработано семь типов зданий в едином стиле. У каждого типа будет свой проект системы «умного» дома, подключенного к платформе Ujin. Даже в самом компактном варианте жилья площадью 80 квадратных метров установят оборудование для управления освещением, розетками, отоплением, теплым полом, водой, климатом и бытовой техникой.

В специальном приложении местные жители смогут подавать заявки на ремонт или благоустройство, смотреть показания счетчиков и статистику потребления, оплачивать квитанции, читать новости поселка и общаться с соседями в чатах.

При этом важной частью единой цифровой среды станут и общественные пространства. Согласно проекту, они образуют «Зеленое кольцо» – непрерывный пешеходный маршрут с несколькими ответвлениями. На территории Миронцево будут организованы коворкинг, амфитеатр, велодорожки и даже небольшая ферма. А для отдыха в «умном поселке» обустроят детский клуб, игровую зону, яблоневый сад, эко-тропу, а также причал для лодок и катеров.

Перспективы проекта

Эксперты, опрошенные РИАМО, сходятся в том, что у проекта «цифрового поселка» в подмосковном Миронцево есть далеко идущие перспективы.

По словам члена комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, заместителя директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Гребенникова, сегодня многие IT-специалисты работают дистанционно, но при этом им хочется чувствовать себя частью сообщества единомышленников.

«И если в мегаполисах "умным" домом уже никого не удивишь, то сочетание цифровой среды и природы, городского комфорта и возможностей для отдыха – это, конечно, большое преимущество проекта», – считает эксперт.

В свою очередь риэлтор и эксперт по недвижимости Виталий Русаков указывает на то, что «цифровой поселок» – это хорошая площадка для отработки новых строительных технологий, а также изучения и проектирования подобных интегрированных систем. Риэлторские компании получат уникальную возможность оценить потенциальный объем спроса на жилье высокотехнологичного типа и изучить перспективы влияния подобных точечных проектов в регионе.

Широкий спрос на «умные» дома появится через 15–20 лет

«Насколько подобные проекты будут востребованы в современной России, пока сложно сказать. Но по мере того, как весь цивилизованный мир будет двигаться в направлении цифровизации жизненного пространства, спрос на "умные" дома появится и у нас. Впрочем, при самом оптимистичном варианте, это произойдет не ранее, чем через 15–20 лет», – считает Виталий Русаков.

По мнению Сергея Гребенникова, главной сложностью «цифрового поселка» будет качественная реализация этого проекта. Уровень всех его цифровых систем возможно оценить лишь после сдачи поселка. Для этого необходимо предусмотреть и многочисленные сервисы, такие, как доставка еды, пункты выдачи заказов маркетплейсов и другие.

«Другой важный вопрос: какая будет мотивация у айтишников переезжать в такой поселок помимо природы? Возможно, здесь были бы полезны льготные условия ведения бизнеса, как в особых экономических зонах. Это бы привлекло IT-предпринимателей», – отмечает собеседник.

Единое комьюнити создать непросто

Между тем, помимо достоинств концепции «цифрового поселка», специалисты говорят и о возможных проблемах проекта. Так, по мнению директора управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анны Раджабовой, среди потенциальных рисков стоит отметить неудачу в формировании единого комьюнити и дружелюбной социальной среды.

«Тогда планируемого программирования общественных пространств жителями и реализации на территории предпринимательских инициатив не случится. Впрочем, если такие проблемы удастся предупредить, то дома в «цифровом поселке» будут востребованы», – считает Раджабова.

Внешняя инфраструктура должна соответствовать внутренней

В свою очередь эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания Сергей Лукашкин обращает внимание на другие недостатки проекта. По его словам, внутренняя инфраструктура не всегда может легко взаимодействовать с внешними сервисами: к примеру, нет гарантий, что все данные можно беспрепятственно передать энергосбытовой компании в режиме онлайн, а она, в свою очередь, сможет их принять.

«Этот момент должен регулироваться на муниципальном, а лучше на государственном уровне. Если создавать умный поселок в месте, где не предусмотрена инфраструктура для дальнейшей передачи показаний, то все данные и сервисы будут работать не в полную силу», – отмечает Лукашкин.

Сможет ли «умный» дом подстраиваться под потребности жильцов

Другой возможный недостаток, по мнению эксперта, заключается в том, что «умные» системы достаточно детерминированы: им сложно выйти за рамки задекларированных функций. Однако по мере развития поселка обязательно будут поступать кастомные запросы и пока неясно, сможет ли компания удовлетворять постоянно возрастающие потребности жильцов. Эти запросы могут касаться важных вещей: к примеру, возможности доступа к определенным сервисам внутри всего поселка или добавлению функции распознавания номера автомобиля для открытия гаража.

Возможные сбои в работе цифровой системы

Наконец, бывают ситуации, когда система начинает работать некорректно.

«Например, существует доступ к дому не только по карте с чипом, но и по системе распознавания лиц. Если вы забыли пропуск, а система по какой-то причине вас не узнает, в дом вам не попасть. Поэтому на первых этапах критически важно участие команды, которая бы занималась сервисом и оказывала техническую поддержку, чтобы поддерживать высокий уровень удовлетворенности инфраструктурой», – заключает Лукашкин.

Источник: riamo.ru