Почему электронная коммерция набирает обороты в России

02 августа 2022 в 10:52

270

Активный переход пользователей в онлайн-каналы, начавшийся в период пандемии, сформировал привычку цифрового потребления у большинства населения, а сокращение привычных для бизнеса каналов продвижения сфокусировало внимание на платформах, позволяющих бесшовно и безгранично реализовать любые потребности – от частных сделок до вопросов развития бизнеса.

Команда «Авито» активно готовилась к новым вызовам: главным приоритетом IT-компании стала поддержка клиентов-предпринимателей, которым пришлось перенастраивать товарные потоки, а многим практически заново запускать свое дело. Основными объектами внимания стали развитие собственных продуктов и новых сервисов, усиление команды разработчиков, инженеров, маркетинга и продаж, а также улучшение пользовательского опыта. Задача стояла амбициозная – стать приоритетным выбором среди цифровых инструментов для коммерции для потребителей и бизнеса. «Ведомости&» разобрались, что помогло «Авито» сохранить стабильность работы и фактически стать готовой инфраструктурой для российских предпринимателей.

Привычка свыше нам дана

Во время пандемии онлайн-платформы пережили бурный рост: люди стали массово покупать товары в сети. За 2020 г. у крупных онлайн-ритейлеров, таких как Amazon, продажи в Великобритании выросли на 51% до $26,5 млрд. Россия не стала исключением из тренда. По данным Data Insight, объем российского рынка электронной коммерции в 2021 г. достиг 4,3 трлн руб., увеличившись на 52% по сравнению с 2020 г.

Возросшая популярность онлайн-платформ привлекла не только потребителей, но и бизнес. Платформы превратились в цифровую среду, где можно решить любую задачу – от поиска работы либо сотрудников и выбора заказчиков или исполнителей услуг до продажи либо приобретения необходимых товаров. Изменение рыночных условий в начале 2022 г. и последовавшее за ним сокращение числа площадок, которые активно использовались предпринимателями для продвижения, только усилили концентрацию бизнеса вокруг российских интернет-платформ. Для многих представителей МСБ они стали фундаментом для продолжения работы и привлечения новых клиентов.

«Авито» в числе первых отечественных онлайн-платформ отреагировал на изменение экономической ситуации, запустив комплексную программу поддержки клиентов – как частных продавцов и покупателей, так и профессиональных предпринимателей. «Цель «Авито» как платформы для бизнеса – поддерживать малое и среднее предпринимательство, а также крупный бизнес. Мы готовы постоянно обновлять и расширять планы по поддержке клиентов в тех категориях, где это наиболее необходимо. Мы продолжим развивать нашу площадку, чтобы дать предпринимателям и партнерам полезный инструментарий и уверенность в завтрашнем дне», – заявил в марте генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый. Тогда наличие собственной IT-инфраструктуры внутри страны помогло «Авито» справиться с активным ростом трафика, обеспечив защиту от DDoS-атак, сохранность персональных данных от потенциальных утечек, а также стабильность и работоспособность всех сервисов для продавцов и покупателей.

Почти за пять месяцев 2022 г. интенсивность размещения новых объявлений пользователями на платформе возросла практически в 1,5 раза по сравнению с 2021 г. В середине мая «Авито» зафиксировал рекордное количество размещенных объявлений среди частных продавцов и компаний – более 100 млн объявлений, а в конце мая был установлен новый рекорд – почти 1 млн размещений новых объявлений в день.

E-com – двигатель торговли

По данным исследования Российской ассоциации электронной коммерции (РАЭК), проведенного в мае 2022 г., более 80% компаний сегмента МСБ используют для развития бизнеса e-com площадки и/или средства интернет-коммуникаций – соцсети, мессенджеры, корпоративные сайты и видеохостинг

Сокращение числа доступных цифровых площадок для МСП сделало выбор в пользу определенного онлайн-канала более осознанным, отмечается в исследовании РАЭК. Бизнес не просто ускорил переход в онлайн – он выбирает между различными платформами, руководствуясь важными для него критериями: наличие ориентированной на покупки аудитории, удобство пользования сервисом и стоимость продвижения – по этим параметрам более 60% респондентов назвали «Авито» приоритетным каналом для развития бизнеса в e-com.

Для микропредприятий (самозанятых, индивидуальных предпринимателей и компаний со штатом сотрудников до 15 человек) важным фактором при выборе интернет-площадки для размещения становится возможность минимальных инвестиций в продвижение с их возвратом в первый же месяц, рассказывает генеральный директор маркетингового агентства VIPRO, председатель комиссии по рекламе московского областного отделения «Опоры России» Анастасия Маклаева. «Что касается представителей малого и среднего бизнеса, то они всегда хотели получать четкую аналитику по инвестициям в рекламу (с какого ресурса пришел клиент, как быстро сработала реклама и т. д.), но теперь запрос на это усилился, – полагает Маклаева. – Помимо этого предпринимателям важны надежность и перспективность площадок, так как бизнесмены опасаются дальнейших блокировок сайтов и соцсетей»

Расширение функционала российских площадок также мотивирует предпринимателей переключаться на отечественные ресурсы, отмечают аналитики в майском «Анализе цифрового инструментария для продвижения и ведения бизнеса МСП» (часть исследования «Экономика Рунета» РАЭК). Предпринимателям «Авито» дает большое количество возможностей: доступ к широкой аудитории, множество инструментов для продвижения, рекламы и аналитики. Для площадок это станет новыми точками роста, так как они будут стремиться закрыть те функциональные потребности, которые сформировались у МСП за время работы в соцсетях.

«Будет появляться больше сервисов для продавцов: услуги по логистике, системы аналитики продаж, кастомизированные решения для отраслей. Будут эксперименты с различными форматами продвижения», – отмечает Сергей Гребенников, заместитель директора РАЭК.

Выбор за бизнесом

«Авито» сейчас – это самая массовая платформа для коммерции в России. Количество бизнесов на платформе постоянно растет в каждой из пяти бизнес-вертикалей. В мае их количество в «Недвижимости» выросло более чем на 20% к январю текущего года. В «Товарах» рост составил более чем 16%, в «Авто» профессиональная аудитория увеличилась более чем на 15%, в «Услугах» – более чем на 12% и более чем на 10% – в «Работе». В июне мы зафиксировали новый рекорд по количеству профессиональных продавцов в разных категориях на платформе: сейчас на «Авито» их 30 млн. Фактически каждый пятый-шестой житель России что-то продает или сдает на «Авито», и это невероятный результат», – описывает масштабы бизнеса коммерческий директор «Авито» Игорь Макаров

Фундаментально «Авито» очень сильная компания с сильным брендом и отличной командой, считает венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьев. «Устойчивая бизнес-модель и хороший отрыв от конкурентов во многих вертикалях, а также амбиции занять аналогичные позиции и в новых для «Авито» направлениях делают этот актив очень интересным приобретением», – добавляет эксперт.

Платформа уже давно выступает в качестве готовой инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса в России. По словам Макарова, потребители приходят на «Авито» покупать, и их действия на платформе становятся все более омниканальными. Они могут купить квартиру на «Авито Недвижимости» и тут же найти специалистов по ремонту на «Авито Услугах», подобрать всю необходимую мебель в «Товарах» и воспользоваться услугами транспортной компании для переезда.

«Авито» можно описать как one-stop shop, куда люди приходят, чтобы закрыть одну потребность, и остаются в периметре платформы, решая здесь все остальные задачи, потому что это удобно и выгодно. Это дает бизнесу дополнительные возможности для развития на нашей платформе за счет таких кросс-вертикальных продаж. Этого нет на других платформах. В этом заключается наша уникальность и полезность для бизнеса», – рассказывает коммерческий директор «Авито».

Понимая степень своей ответственности перед миллионами частных пользователей и профессиональных продавцов, «Авито» заметно увеличил инвестиции в безопасность. Директор департамента цифровой безопасности «Авито» Андрей Рыбинцев рассказывает, что помимо чисто технических средств, работающих «под капотом», компания внедряет огромное количество внешних инструментов, которые помогают частным и корпоративным клиентам защитить свой профиль и обезопасить сделки. Например, в рамках сервиса коллтрекинга пользователям доступны функция антиспама и защита номера. Для дополнительной защиты аккаунта можно подключить двухфакторную аутентификацию.

Кроме того, компания развивает функционал внутреннего чата платформы и собственный сервис «Авито Доставка», чтобы можно было совершать все этапы сделки, не выходя за пределы защищенного периметра. На платформе также существует система «подсказок» для пользователей – цифровых бейджей, которые выдаются по итогам подтверждения профиля по документам, реквизитам или профилю на «Госуслугах» либо прохождения специальных проверок со стороны компании. По статистике «Авито», объявления в профилях, отмеченных значками, привлекают примерно на 20% больше трафика.

Не только МСБ

Крупный бизнес приходит на площадку по тем же причинам, что и компании сегмента МСБ, подчеркивает директор по продажам «Авито» Сергей Бугорский. Предпринимателей привлекают возможность прямого контакта с одной из самых широких аудиторий покупателей по всей стране, оперативность и простота создания собственного профиля профессионального продавца, практически полное отсутствие инвестиций в старт бизнеса на «Авито», а также выбор доступных инструментов для продвижения и развития бизнеса, объясняет он.

Небольшим компаниям платформа дает возможность свести к минимуму время на создание собственного магазина на «Авито». Для начала продаж достаточно загрузить необходимое количество объявлений, пройти модерацию и подключить услуги продвижения. «С точки зрения времени, вложений и гибкости входа работа на «Авито» сейчас, можно сказать, является самым эффективным способом начать вести бизнес», – поясняет Бугорский.

Для крупных компаний предусмотрена возможность создания Brand Space, собственного брендированного пространства внутри «Авито». Это отдельная страница, которую сервис продвигает среди заинтересованных пользователей и благодаря которому компания получает значительный рост трафика. К примеру, в декабре 2021 г. свой Brand Space на «Авито» по долгосрочной аренде автомобилей запустил банк ВТБ. И количество компаний, которые используют эту возможность, увеличивается.

Экспертизу, которой обладают менеджеры площадки, в компании называет одним из определяющих факторов популярности «Авито» среди профессиональных продавцов. «Авито» – в первую очередь IT-компания, и наше преимущество заключается в том, что мы понимаем, как помочь компаниям вне зависимости от их специализации и размера строить и развивать бизнес в цифровой среде. Поэтому везде, где мы видим возможность поделиться своими знаниями, – через наших менеджеров, в Школе бизнеса «Авито» либо на наших образовательных вебинарах – или помочь в создании стратегий продвижения и планировании рекламных кампаний, мы это делаем», – заключает Бугорский.

Источник: https://www.vedomosti.ru/

0 / 300