За ресурс должен платить потребитель. Большой разговор с главным по тарифам в Тюменской области.

Мнения

29.07.2025 в 10:07

29

В Тюменской области с 1 июля произошло повышение тарифов на коммуналку. Совсем скоро жителям региона придут новые платежки. Вряд ли они обрадуются новым суммам. Ведь за воду, тепло, электричество, вывоз мусора придется платить еще больше. Ситуация повторяется из года в год. Тарифы индексируют настолько сильно, что за ними не всегда успевают доходы населения. Далеко не всегда понятно, куда уходят наши деньги. Обозреватель 72.RU Радик Енчу встретился с Евгением Карташковым, директором регионального департамента тарифной и ценовой политики, чтобы обсудить насущные вопросы.

Из интервью вы узнаете:

  • Почему власти индексировали тарифы;
  • На что именно пойдут деньги;
  • Что такое инвестиционная программа;
  • Почему за всё платят люди;
  • Как регулируется цена;
  • Когда ждать очередного повышения тарифов.

Главное — почему индексировали тарифы и на что пойдут деньги?

— С 1 июля было очередное повышение коммуналки. Почему произошла индексация и каким образом определялось, на сколько именно процентов?

— Давайте определим терминологию. К коммунальным услугам Жилищный кодекс относит электроснабжение, отопление, водоснабжение, водоотведение, снабжение природным или сжиженным газом и обращение с ТКО. В этом году для Тюменской области Правительством Российской Федерации установлено ограничение: до 13% рост коммунального платежа может быть в среднем по региону. Он определен с учетом прогнозов социально-экономического развития Минэкономразвития РФ.

Но у нас есть четыре исключения — это Тюмень, Тобольск, Тюменский и Исетский округа. Там рост коммунального платежа с 1 июля выше. Это связано с тем, что в тарифы включена инвестиционная составляющая. Если пойти конкретно по цифрам, то в Тобольске рост платежа — 17,9%, в Исетском округе — 18,6%, в Тюменском округе — 19,1%.

По Тюмени чуть подробнее остановлюсь, потому что цифра 19,07% звучит везде. Но на самом деле она коснется жителей 198 многоквартирных домов в городе, которые были присоединены и получают теплоэнергию от магистральных тепловых сетей. Для них рост совокупного коммунального платежа не превысит 19,07%. Для остальных жителей Тюмени — для 4742 многоквартирных и жилых домов рост не превысит 15%.

Нужно отметить, что у жителей многоквартирных домов, присоединенных к магистральным сетям, изначально тариф на тепловую энергию ниже, чем у большинства тюменцев. Даже сейчас при таком более высоком росте — на 19% — тариф всё равно остается ниже. И они будут платить за отопление меньше, чем большинство тюменцев.

— А почему в Тобольском, Исетском и Тюменском районах такая высокая индексация?

— Такая же причина — реализация инвестиционных программ. В Тобольске компания СУЭНКО реализует инвестиционную программу по водоснабжению и водоотведению. В Исетском округе «Тюмень Водоканал» работает над модернизацией коммунальных систем. В Тюменском округе он тоже занимается обновлением систем водоснабжения и водоотведения.

— Много говорили, что причиной повышения тарифов является необходимость модернизации конструкций. Этих работ разве раньше не проводилось?

— Работы проводятся ежегодно. Исходя из того, что срок службы сетей примерно 25 лет, в году нужно обновлять 4% системы. Если их 100 километров, то 4 из них нужно за год обновить. Тогда систему мы будем постоянно держать в исправном состоянии.

История коммунальных систем достаточно давняя. Вероятно, в какой-то период времени произошло отставание от четырехпроцентной цели и сейчас обновлять нужно больше, чтобы систему держать в исправном состоянии. Для этого разрабатываются инвестиционные программы по обновлению коммунальных систем, и сейчас эта работа активно производится.

— В рамках 4% или еще больше?

— Где-то и больше.

— А конкретно ради каких работ была индексация?

— Если говорить о Тюмени, то компания «УСТЭК» планирует реконструировать более 23-х километров тепловых сетей. Адреса: Ямская, Роза Люксембург, Амурская, Энергетиков. Наверное, многие жители видели — на Цветном бульваре идут работы. От этих мероприятий ожидают снижения аварийности на теплосетях. Зимой, когда холодно, все хотят находиться в тепле. И любой инцидент, любой перерыв, даже на час, очень сильно людям портит настроение. Все эти обновления направлены на профилактику того, чтобы таких инцидентов случалось как можно меньше. Полностью от них уйти никогда не удастся: техника имеет свойство ломаться. Но работа идет как раз на то, чтобы значительно снизить риски возникновения инцидентов.

«Тюмень Водоканал» реконструирует и строит 16 километров сетей, продолжает реконструкцию на Метелевском и Велижанском водозаборах, строит очистные сооружения и канализационные насосные станции.

Вода нуждается в очистке. В Тюмени два источника: один поверхностный — это Тура; второй — подземный, Велижанский водозабор. Сейчас «Тюмень Водоканал» проводит мероприятия, чтобы как можно более качественная вода поступала в сети.

В Тобольске реконструируют магистральный трубопровод и распределительные тепловые сети протяженностью более 800 метров, центральный тепловой пункт. В Тобольске — ТЭЦ и рядом площадка городской котельной, и длинная тепловая сеть идет в город. Вот на этой площадке идет модернизация трубопроводов и установка регулирующей арматуры.

«Тюмень Водоканал» в Тюменском округе заканчивает строительство сетей водоснабжения и канализационных коллекторов до поселков Богандинский и Винзили, водопроводных сетей до Мальково, деревни Ошкукова, поселка Новотарманский — тут присоединят деревни Решетниково и Молчаново. Также — сети водоотведения от сливных станций. Новые потребители будут обеспечены качественной водой, централизованным водоснабжением.

— Может ли произойти так, что после проделанных работ не потребуется дальнейшая индексация тарифов?

— В ближайшие годы точно не произойдет такого, что индексация не потребуется. Даже инвестиционные программы, в рамках которых организации проводят мероприятия по обновлению сетей, уже на несколько лет вперед утверждены. То есть как минимум на несколько лет вперед не будет такого, что тарифы не будут индексироваться.

— Инвестиционная программа рассчитана на несколько лет. А сколько это по времени? Или она просто утверждается, а сроков нет?

— Инвестиционная программа — это документ, в котором расписан полностью план мероприятий по реконструкции и модернизации коммунальной системы. Обычно инвестпрограмму ресурсоснабжающие организации разрабатывают на пять лет, а потом продлевают. Выглядит это следующим образом: например, 2024 год: проект реконструкции тепловых сетей по улице Ямской, проектирование стоимостью Х миллионов рублей, 2025 год — выполнение этого мероприятия, планируемая стоимость также определена. Каждое из мероприятий, а их десятки, расписаны: когда будут сделаны, какой эффект будет от них достигнут.

— Соответственно, эта инвестиционная программа с какой-то периодичностью обновляется?

— Да. Причем она основана на мероприятиях, которые муниципалитет включает в схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Карташков объясняет, почему собственник сетей должен их обновлять за счет потребителей. А также подробно рассказывает о расчетах

— Готовясь к интервью, я просмотрел комментарии, которые пишут у нас на сайте и в соцсетях. Какие-то я отметил и хотел бы по ним тоже немножко пройтись, чтобы вы прокомментировали и объяснили.

Вот, например, один из комментариев. «Модернизировать сети должен тот, кто является собственником. Населению сети не принадлежат, почему оно должно вкладываться в реконструкцию сетей? Очень бы хотелось узнать, каков принцип ценообразования, что конкретно включено в тариф для населения и насколько это обосновано?»

— Сети действительно должен обновлять собственник. Но делать он это должен за счет средств потребителя.

Я приведу пример. Допустим, мебельное производство. Люди покупают мебель, в ее стоимости, вероятнее всего, учтены расходы собственника этого производства на обновление станка по производству мебельных щитов. Но человек, покупая шкаф, никогда не задает вопросов — почему в его цене учтены расходы на обновление этого оборудования.

Коммунальный ресурс — это такой же товар. Он также на рынке. Но единственное, раз он оказывается в условиях естественной монополии, по сути нельзя две трубы в один дом завести от разных поставщиков, то его цена регулируется государством.

Если говорить подробно, как это происходит, то есть общий подход: складываются, определяются все расходы организации для того, чтобы поставить необходимый потребителям объем коммунального ресурса. Причем этот ресурс — тепловая энергия, вода — нельзя «сложить в ящик» или еще куда-то: сколько спрос, столько и предложения должно быть. На год планируется, какое количество воды нужно поставить, например, жителям Тюмени — это более 50 миллионов кубов воды. Соответственно, для этого расчета мы смотрим все расходы. Потребитель должен компенсировать организации расходы на работу насосов, которые поднимут воду из реки и доставят ее по трубам до него, на покупку химреагентов, которые применяются для очистки воды, на зарплату квалифицированного персонала. Люди работают в траншеях, ремонтируют сети, сутками сидят в диспетчерской службе, следят за оборудованием, обслуживают насосы в постоянном режиме. Плюс работает инженерный персонал. Зарплату платит предприятие за счет тех средств, которые внес потребитель. Все эти расходы возмещают потребители.

— А в случае с отоплением как происходит расчет?

— Рассмотрим единую теплоснабжающую организацию «УСТЭК». В Тюмени два крупных источника тепловой энергии — ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Их эксплуатирует «Форвард Энерго». У компании на выходе с коллекторов определяется, сколько стоит тепловая энергия. «УСТЭК» приобретает у них тепловую энергию, чтобы по своим сетям доставить до потребителя. Плюс еще более 40 различных котельных — квартальных, муниципальных — тоже учитываются. Дальше идут расходы на работу именно персонала, который работает на сетях — аварийные бригады, диспетчера, которые следят за режимами в теплосетях. Плюс в расходы включена инвестиционная составляющая, о которой уже говорили. Сумма всех расходов составляет около 10 миллиардов рублей в год. Чтобы определить тариф, его разделили на так называемый полезный отпуск. Это тарифный термин — то количество тепла, которое приобретут потребители за год. Любая себестоимость так считается — расходы делятся на количество товара.

— Есть еще такое мнение тюменцев: постоянный рост тарифов — это обыкновенное желание наживы. Насколько может быть верно их мнение?

— Не соглашусь. Рост тарифов направлен на повышение надежности и качества, на обеспечение комфортного и безопасного существования в коммунальной среде. Человек не беспокоится: он открыл кран, вода потекла, чистая, вкусная; на улице холодно, а в квартире тепло.

В тарифах прибыль учитывается. Это бизнес, и он без прибыли работать не будет.

Есть три направления прибыли. Первое — это прибыль на капитальные вложения. За счет этих средств выполняются мероприятия инвестиционных программ. Второе — прибыль на социальные обязательства и выполнение условий коллективного договора. И третье — расчетная предпринимательская прибыль — это 5% от текущих расходов, то есть не полностью от всей выручки организации, а за вычетом амортизации и капвложений. Как раз вот эти проценты, эта расчетная предпринимательская прибыль — это то, чем организация может по своему усмотрению распоряжаться.

Прибыль на капвложения в рамках инвестиционных программ направляют на реализацию мероприятий. Ее расходование строго контролируется. По итогу года организация отчитывается о выполнении инвестпрограммы. Проверяется, все ли выполнены мероприятия и все ли целевым образом направлены средства. Если не все, то они просто из тарифа будут исключены.

Хотел бы еще сказать про следующую ситуацию. Периодически мне говорят: «слушайте, у организаций, выполняющих инвестпрограммы, тарифная прибыль миллиарды рублей». Люди делают такие выводы, анализируя бухгалтерскую отчетность. Она же в свободном доступе. Открываешь, смотришь. Но на самом деле, во-первых, в этой отчетности указана прибыль как от регулируемых видов деятельности, которые тарифицируются, так и от нерегулируемых. Тот же «Тюмень Водоканал», например, поверяет приборы учета, предоставляет отдельно услуги лаборатории. Это вне тарифной деятельности. Как минимум, сумма уже не такая.

Второй момент. Если анализировать отчетность именно в части тарифной деятельности, то в ней отражены миллиардные прибыли. Это не сумма, которой организация может распоряжаться по своему усмотрению, а это, по сути, финансовая отчетность о стоимости уже созданных в рамках инвестиционной программы основных средствах. То есть организация построила на миллиард рублей трубопроводы или какую-то часть очистных сооружений, она это отражает в своей отчетности как прибыль. По факту это не живые деньги, а сооружение. Дальше оно в течение 30 лет будет амортизироваться. Деньги никому не уходят, никак ими организации не распоряжаются в своих целях. Это именно такая особенность отчетности.

— Еще тюменцы жалуются на закрытость: нет прозрачной аудируемой общественниками отчетности, нет понимания себестоимости услуг, рыночности затрат. Могут ли подобные данные быть открытыми?

— Есть законодательство, которое определяет, какие данные в рамках тарифного регулирования открыты в свободном доступе. Это так называемый стандарт раскрытия информации. Есть несколько постановлений Правительства РФ по каждому виду коммунального ресурса. В частности, мы, как регулятор, публикуем свои тарифные решения, а также протоколы заседания коллегиального органа — тарифной комиссии. Каждый желающий имеет доступ к этой информации. В ней отражены исходные данные для принятия тарифного решения, его обсуждение. Все базовые данные в этой информации есть, а какие-то тонкости, я считаю, всё-таки специалисты должны рассматривать.

— А с чем связано повышение тарифов на вывоз мусора?

— Также общий фактор — инфляционные процессы. Но вообще, если посмотреть в квитанцию, общий рост платежа 13% и выше, а стоимость услуг по обращению с ТКО подросла на 11,4%. Это минимум из всех коммунальных тарифов

За ресурс должен платить потребитель. Большой разговор с главным по тарифам в Тюменской области

Поговорили с Евгением Карташковым об индексации тарифов — почему это происходит и каким образом

Читайте большое интервью с Евгением Карташковым о насущных вопросах в сфере индексации тарифов коммунальных услуг

В Тюменской области с 1 июля произошло повышение тарифов на коммуналку. Совсем скоро жителям региона придут новые платежки. Вряд ли они обрадуются новым суммам. Ведь за воду, тепло, электричество, вывоз мусора придется платить еще больше. Ситуация повторяется из года в год. Тарифы индексируют настолько сильно, что за ними не всегда успевают доходы населения. Далеко не всегда понятно, куда уходят наши деньги. Обозреватель 72.RU Радик Енчу встретился с Евгением Карташковым, директором регионального департамента тарифной и ценовой политики, чтобы обсудить насущные вопросы.

Из интервью вы узнаете:

  • Почему власти индексировали тарифы;
  • На что именно пойдут деньги;
  • Что такое инвестиционная программа;
  • Почему за всё платят люди;
  • Как регулируется цена;
  • Когда ждать очередного повышения тарифов.

Главное — почему индексировали тарифы и на что пойдут деньги?

— С 1 июля было очередное повышение коммуналки. Почему произошла индексация и каким образом определялось, на сколько именно процентов?

— Давайте определим терминологию. К коммунальным услугам Жилищный кодекс относит электроснабжение, отопление, водоснабжение, водоотведение, снабжение природным или сжиженным газом и обращение с ТКО. В этом году для Тюменской области Правительством Российской Федерации установлено ограничение: до 13% рост коммунального платежа может быть в среднем по региону. Он определен с учетом прогнозов социально-экономического развития Минэкономразвития РФ.

Евгений Карташков много лет работает в профильном департаменте

Но у нас есть четыре исключения — это Тюмень, Тобольск, Тюменский и Исетский округа. Там рост коммунального платежа с 1 июля выше. Это связано с тем, что в тарифы включена инвестиционная составляющая. Если пойти конкретно по цифрам, то в Тобольске рост платежа — 17,9%, в Исетском округе — 18,6%, в Тюменском округе — 19,1%.

По Тюмени чуть подробнее остановлюсь, потому что цифра 19,07% звучит везде. Но на самом деле она коснется жителей 198 многоквартирных домов в городе, которые были присоединены и получают теплоэнергию от магистральных тепловых сетей. Для них рост совокупного коммунального платежа не превысит 19,07%. Для остальных жителей Тюмени — для 4742 многоквартирных и жилых домов рост не превысит 15%.

Нужно отметить, что у жителей многоквартирных домов, присоединенных к магистральным сетям, изначально тариф на тепловую энергию ниже, чем у большинства тюменцев. Даже сейчас при таком более высоком росте — на 19% — тариф всё равно остается ниже. И они будут платить за отопление меньше, чем большинство тюменцев.

— А почему в Тобольском, Исетском и Тюменском районах такая высокая индексация?

— Такая же причина — реализация инвестиционных программ. В Тобольске компания СУЭНКО реализует инвестиционную программу по водоснабжению и водоотведению. В Исетском округе «Тюмень Водоканал» работает над модернизацией коммунальных систем. В Тюменском округе он тоже занимается обновлением систем водоснабжения и водоотведения.

— Много говорили, что причиной повышения тарифов является необходимость модернизации конструкций. Этих работ разве раньше не проводилось?

— Работы проводятся ежегодно. Исходя из того, что срок службы сетей примерно 25 лет, в году нужно обновлять 4% системы. Если их 100 километров, то 4 из них нужно за год обновить. Тогда систему мы будем постоянно держать в исправном состоянии.

С 1 июля тарифы на коммуналку выросли в Тюменской области. Больше всего — в Тюмени, Тобольске, Тюменском и Исетском районах

История коммунальных систем достаточно давняя. Вероятно, в какой-то период времени произошло отставание от четырехпроцентной цели и сейчас обновлять нужно больше, чтобы систему держать в исправном состоянии. Для этого разрабатываются инвестиционные программы по обновлению коммунальных систем, и сейчас эта работа активно производится.

— В рамках 4% или еще больше?

— Где-то и больше.

— А конкретно ради каких работ была индексация?

— Если говорить о Тюмени, то компания «УСТЭК» планирует реконструировать более 23-х километров тепловых сетей. Адреса: Ямская, Роза Люксембург, Амурская, Энергетиков. Наверное, многие жители видели — на Цветном бульваре идут работы. От этих мероприятий ожидают снижения аварийности на теплосетях. Зимой, когда холодно, все хотят находиться в тепле. И любой инцидент, любой перерыв, даже на час, очень сильно людям портит настроение. Все эти обновления направлены на профилактику того, чтобы таких инцидентов случалось как можно меньше. Полностью от них уйти никогда не удастся: техника имеет свойство ломаться. Но работа идет как раз на то, чтобы значительно снизить риски возникновения инцидентов.

«Тюмень Водоканал» реконструирует и строит 16 километров сетей, продолжает реконструкцию на Метелевском и Велижанском водозаборах, строит очистные сооружения и канализационные насосные станции.

Вода нуждается в очистке. В Тюмени два источника: один поверхностный — это Тура; второй — подземный, Велижанский водозабор. Сейчас «Тюмень Водоканал» проводит мероприятия, чтобы как можно более качественная вода поступала в сети.

В Тобольске реконструируют магистральный трубопровод и распределительные тепловые сети протяженностью более 800 метров, центральный тепловой пункт. В Тобольске — ТЭЦ и рядом площадка городской котельной, и длинная тепловая сеть идет в город. Вот на этой площадке идет модернизация трубопроводов и установка регулирующей арматуры.

«Тюмень Водоканал» в Тюменском округе заканчивает строительство сетей водоснабжения и канализационных коллекторов до поселков Богандинский и Винзили, водопроводных сетей до Мальково, деревни Ошкукова, поселка Новотарманский — тут присоединят деревни Решетниково и Молчаново. Также — сети водоотведения от сливных станций. Новые потребители будут обеспечены качественной водой, централизованным водоснабжением.

— Может ли произойти так, что после проделанных работ не потребуется дальнейшая индексация тарифов?

— В ближайшие годы точно не произойдет такого, что индексация не потребуется. Даже инвестиционные программы, в рамках которых организации проводят мероприятия по обновлению сетей, уже на несколько лет вперед утверждены. То есть как минимум на несколько лет вперед не будет такого, что тарифы не будут индексироваться.

— Инвестиционная программа рассчитана на несколько лет. А сколько это по времени? Или она просто утверждается, а сроков нет?

— Инвестиционная программа — это документ, в котором расписан полностью план мероприятий по реконструкции и модернизации коммунальной системы. Обычно инвестпрограмму ресурсоснабжающие организации разрабатывают на пять лет, а потом продлевают. Выглядит это следующим образом: например, 2024 год: проект реконструкции тепловых сетей по улице Ямской, проектирование стоимостью Х миллионов рублей, 2025 год — выполнение этого мероприятия, планируемая стоимость также определена. Каждое из мероприятий, а их десятки, расписаны: когда будут сделаны, какой эффект будет от них достигнут.

— Соответственно, эта инвестиционная программа с какой-то периодичностью обновляется?

— Да. Причем она основана на мероприятиях, которые муниципалитет включает в схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Карташков объясняет, почему собственник сетей должен их обновлять за счет потребителей. А также подробно рассказывает о расчетах

— Готовясь к интервью, я просмотрел комментарии, которые пишут у нас на сайте и в соцсетях. Какие-то я отметил и хотел бы по ним тоже немножко пройтись, чтобы вы прокомментировали и объяснили.

Вот, например, один из комментариев. «Модернизировать сети должен тот, кто является собственником. Населению сети не принадлежат, почему оно должно вкладываться в реконструкцию сетей? Очень бы хотелось узнать, каков принцип ценообразования, что конкретно включено в тариф для населения и насколько это обосновано?»

— Сети действительно должен обновлять собственник. Но делать он это должен за счет средств потребителя.

Я приведу пример. Допустим, мебельное производство. Люди покупают мебель, в ее стоимости, вероятнее всего, учтены расходы собственника этого производства на обновление станка по производству мебельных щитов. Но человек, покупая шкаф, никогда не задает вопросов — почему в его цене учтены расходы на обновление этого оборудования.

Коммунальный ресурс — это такой же товар. Он также на рынке. Но единственное, раз он оказывается в условиях естественной монополии, по сути нельзя две трубы в один дом завести от разных поставщиков, то его цена регулируется государством.

Если говорить подробно, как это происходит, то есть общий подход: складываются, определяются все расходы организации для того, чтобы поставить необходимый потребителям объем коммунального ресурса. Причем этот ресурс — тепловая энергия, вода — нельзя «сложить в ящик» или еще куда-то: сколько спрос, столько и предложения должно быть. На год планируется, какое количество воды нужно поставить, например, жителям Тюмени — это более 50 миллионов кубов воды. Соответственно, для этого расчета мы смотрим все расходы. Потребитель должен компенсировать организации расходы на работу насосов, которые поднимут воду из реки и доставят ее по трубам до него, на покупку химреагентов, которые применяются для очистки воды, на зарплату квалифицированного персонала. Люди работают в траншеях, ремонтируют сети, сутками сидят в диспетчерской службе, следят за оборудованием, обслуживают насосы в постоянном режиме. Плюс работает инженерный персонал. Зарплату платит предприятие за счет тех средств, которые внес потребитель. Все эти расходы возмещают потребители.

— А в случае с отоплением как происходит расчет?

— Рассмотрим единую теплоснабжающую организацию «УСТЭК». В Тюмени два крупных источника тепловой энергии — ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Их эксплуатирует «Форвард Энерго». У компании на выходе с коллекторов определяется, сколько стоит тепловая энергия. «УСТЭК» приобретает у них тепловую энергию, чтобы по своим сетям доставить до потребителя. Плюс еще более 40 различных котельных — квартальных, муниципальных — тоже учитываются. Дальше идут расходы на работу именно персонала, который работает на сетях — аварийные бригады, диспетчера, которые следят за режимами в теплосетях. Плюс в расходы включена инвестиционная составляющая, о которой уже говорили. Сумма всех расходов составляет около 10 миллиардов рублей в год. Чтобы определить тариф, его разделили на так называемый полезный отпуск. Это тарифный термин — то количество тепла, которое приобретут потребители за год. Любая себестоимость так считается — расходы делятся на количество товара.

Директор регионального департамента тарифной и ценовой политики не согласен с тем, что рост тарифов — это желание наживы бизнесменов

— Есть еще такое мнение тюменцев: постоянный рост тарифов — это обыкновенное желание наживы. Насколько может быть верно их мнение?

— Не соглашусь. Рост тарифов направлен на повышение надежности и качества, на обеспечение комфортного и безопасного существования в коммунальной среде. Человек не беспокоится: он открыл кран, вода потекла, чистая, вкусная; на улице холодно, а в квартире тепло.

В тарифах прибыль учитывается. Это бизнес, и он без прибыли работать не будет.

Есть три направления прибыли. Первое — это прибыль на капитальные вложения. За счет этих средств выполняются мероприятия инвестиционных программ. Второе — прибыль на социальные обязательства и выполнение условий коллективного договора. И третье — расчетная предпринимательская прибыль — это 5% от текущих расходов, то есть не полностью от всей выручки организации, а за вычетом амортизации и капвложений. Как раз вот эти проценты, эта расчетная предпринимательская прибыль — это то, чем организация может по своему усмотрению распоряжаться.

Прибыль на капвложения в рамках инвестиционных программ направляют на реализацию мероприятий. Ее расходование строго контролируется. По итогу года организация отчитывается о выполнении инвестпрограммы. Проверяется, все ли выполнены мероприятия и все ли целевым образом направлены средства. Если не все, то они просто из тарифа будут исключены.

Хотел бы еще сказать про следующую ситуацию. Периодически мне говорят: «слушайте, у организаций, выполняющих инвестпрограммы, тарифная прибыль миллиарды рублей». Люди делают такие выводы, анализируя бухгалтерскую отчетность. Она же в свободном доступе. Открываешь, смотришь. Но на самом деле, во-первых, в этой отчетности указана прибыль как от регулируемых видов деятельности, которые тарифицируются, так и от нерегулируемых. Тот же «Тюмень Водоканал», например, поверяет приборы учета, предоставляет отдельно услуги лаборатории. Это вне тарифной деятельности. Как минимум, сумма уже не такая.

Второй момент. Если анализировать отчетность именно в части тарифной деятельности, то в ней отражены миллиардные прибыли. Это не сумма, которой организация может распоряжаться по своему усмотрению, а это, по сути, финансовая отчетность о стоимости уже созданных в рамках инвестиционной программы основных средствах. То есть организация построила на миллиард рублей трубопроводы или какую-то часть очистных сооружений, она это отражает в своей отчетности как прибыль. По факту это не живые деньги, а сооружение. Дальше оно в течение 30 лет будет амортизироваться. Деньги никому не уходят, никак ими организации не распоряжаются в своих целях. Это именно такая особенность отчетности.

— Еще тюменцы жалуются на закрытость: нет прозрачной аудируемой общественниками отчетности, нет понимания себестоимости услуг, рыночности затрат. Могут ли подобные данные быть открытыми?

— Есть законодательство, которое определяет, какие данные в рамках тарифного регулирования открыты в свободном доступе. Это так называемый стандарт раскрытия информации. Есть несколько постановлений Правительства РФ по каждому виду коммунального ресурса. В частности, мы, как регулятор, публикуем свои тарифные решения, а также протоколы заседания коллегиального органа — тарифной комиссии. Каждый желающий имеет доступ к этой информации. В ней отражены исходные данные для принятия тарифного решения, его обсуждение. Все базовые данные в этой информации есть, а какие-то тонкости, я считаю, всё-таки специалисты должны рассматривать.

— А с чем связано повышение тарифов на вывоз мусора?

— Также общий фактор — инфляционные процессы. Но вообще, если посмотреть в квитанцию, общий рост платежа 13% и выше, а стоимость услуг по обращению с ТКО подросла на 11,4%. Это минимум из всех коммунальных тарифов.

Диктуют ли участники рынка свои условия — очень подробно про тарифные заявки

— На рынке ЖКХ в Тюменской области есть определенные игроки, которые отвечают за воду, тепло, мусор и свет. Это небольшое количество компаний, и они по сути монополизируют сферу. Диктуют ли они свои условия при расчетах индексации тарифов? Кто больше зависим, власти от них или компания от вас? Как происходит с ними взаимодействие, и может ли так произойти, что на рынке появятся новые игроки?

— Вообще, организаций в сфере водоснабжения — 61, в сфере теплоснабжения — 74. Немало. Взаимодействуем с ними весь год. Цикл регулирования тарифов занимает всё это время. С апреля по май они подают заявление об установлении либо корректировке тарифов на очередной период регулирования. При этом организации, конечно, хотят, чтобы тариф у них был как можно выше. Более того, если тариф не будет обеспечивать возможность возмещения их расходов, стабильной деятельности, то есть риск, что они просто с рынка уйдут. Соответственно, чтобы этого не допустить, они должны обосновать свои расходы, а государство, регуляторы должны их проверить и принять экономически сбалансированное решение.

В рамках своей тарифной заявки организации предоставляют обосновывающие материалы. В них указывают, сколько, например, электроэнергии нужно, чтобы ресурс доставить до потребителя, сколько денег нужно, чтобы обновить ту или иную систему, какой расход средств на зарплату. И указывают, сколько в целом нужно ресурсов потребителям.

Примерно, с июня по сентябрь наш департамент рассматривает заявки. Тарифные дела занимают тысячи листов. Это и счета-фактуры на приобретение энергоресурсов; это информация о конкурсных закупках материалов; это те же самые расчеты нормативной численности, расчеты заработной платы. Это расчеты расходов топлива, сколько его нужно, чтобы доехать до места работы и вернуться, стоимость бензина, которую приобретает эта организация. Как правило, эти расходы определяются на основании конкурсных процедур.

Посчитав, рассмотрев все эти материалы, при необходимости дополнительно запросив у организаций пояснения, эксперты готовят заключения. С октября по 20 декабря наш коллегиальный орган — тарифная комиссия рассматривает экспертные заключения и принимает тарифные решения. Дальше с января идет цикл отчетности, а с марта-апреля всё начинается снова. Подходы к тарифному регулированию одинаковы для всех.

Что касается новых игроков, то они появляются. Если говорить о Тюмени, то некоторые застройщики принимают решение не к централизованной системе теплоснабжения присоединиться, а создают свою котельную — новую теплоснабжающую организацию.

Может быть, бюджет будет платить за коммуналку вместо тюменцев? Нет, так не получится. И когда нам ждать очередного повышения тарифов?

— Возможно ли выделять из областного бюджета больше денег, чтобы не индексировать тарифы в целом?

— В Тюменской области применяются льготные коммунальные тарифы для большинства жителей, сниженные. Если брать Тюмень, то за тепло 26% за жителя платит бюджет. По водоснабжению и водоотведению — это всё вместе примерно 30%; обращению с ТКО — 19%.

В целом на область — это 7,5 миллиарда рублей в год. Сумма ежегодно пусть небольшими темпами, но прирастает. Но возможностей бюджета ее значительно увеличивать нет.

Допустим, принимается решение заморозить тариф. Но жизнь не остановится, инфляционные процессы будут идти, инвестиции в сферу будут требоваться. И предположим, что эти расходы будут покрываться за счет бюджета. Но сегодня и так 37% платит бюджет за воду. А в какой-то момент, заморозив этот тариф, получим, что потребитель за воду будет платить 1%, а остальное — бюджет. Но нет такой цели, да и возможностей бюджета нет. Всё-таки товар, какой бы он ни был — коммунальный ресурс, любой другой товар — за него платить должен потребитель.

— Когда ожидается следующая индексация — с 1 января или летом 2026 года?

— Летом. Ничего в законодательстве не менялось. Как в 2012 году перешли на изменение тарифов с июля, так и происходит.

— А известно сейчас, на сколько процентов?

— К 1 мая департамент получил тарифные заявки, сейчас их анализируем. Причем мы это делаем на основании весенних прогнозов Минэкономразвития. Осенью это прогноз обновится, соответственно, его применим в расчетах. К 20 декабря будем понимать, какие будут цифры.

Мне всегда хочется подчеркнуть следующее. Говорят — «регулятор поднял тарифы». Но регулятор-то сам не создает условия, чтобы тарифы росли. Как правило, первый фактор роста — это инфляционные процессы, экономическая ситуация. А второй — это системные решения. Если муниципалитет считает, что ему нужно обновить коммунальную систему, он эти мероприятия вносит в схемы водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, заключает концессионные соглашения. Возможно, он это делает даже и с подачи ресурсоснабжающих организаций — кому, как не им, видно, что нужно сделать, чтобы стабильно потребители получали качественный ресурс. А мы здесь выступаем в роли некоего «калькулятора». Проверяем, балансируем, делим расходы на объем — вот он, тариф.

Источник: 72 САП ФЕСТ

📌 Регистрируйтесь на "Ярмарку УК" через платформу "ОкРОН"

Другие новости категории "Мнения" читайте здесь

Другие новости по теме