Администрация Президента РФ - не требуется согласия на обработку персональных данных при работе с реестром собственников помещений в МКД

РОН

13.01.2025 в 16:48

2
159

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

И ОРГАНИЗАЦИЙ

ул. Ильинка, д. 23, Москва, Российская Федерация, 103132

« 27 » декабря 20 24 г.

№А26-02-127343593

Уважаемая Анна Николаевна!

Ваше обращение, поступившее в адрес Администрации Президента Российской Федерации 11.11.2024 г. в форме электронного документа и зарегистрированное 11.11.2024 г. за № 1273435, рассмотрено.

В целях рассмотрения Вашего обращения в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии были запрошены позиции.

На основании позиции, полученной из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сообщаем следующее:

«По вопросу предоставления позиции относительно управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики.».

На основании позиции, полученной из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщаем следующее:

«…Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не имеет предложений по вопросам, представленным в обращении Спиридоновой А.Н., в рамках компетенции.».

На основании позиции, полученной из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сообщаем следующее:

«В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме:

- фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме,

- полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо),

- сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Подпунктом «а» пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 44/пр (далее - Приказ № 44/пр) установлено, что обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения:

- о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц,

- номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии),

- реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения,

- сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений,

- сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

В соответствии с частью 8 статьи 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

Следует отметить, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Приказ № 44/пр и положения Приказа № 44/пр подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ. Вместе с тем представляется возможным расширить перечень информации, предусмотренный частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ.

Также отмечается, что в настоящий момент страховой номер индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) является наименее изменяемым идентификатором собственника в ГИС ЖКХ, даже по сравнению с паспортными данными, которые подвержены более частым изменениям.

В этой связи были внесены изменения в Приказ № 79/пр в части обязательного указания СНИЛС администратором общего собрания собственников при заведении заполненных письменных решений собственников.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных. Целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при их обработке, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии с указанным Федеральным законом персональные данные - это

любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу.

В силу части 1 статьи 4 и части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» при эксплуатации государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства должны соблюдаться требования законодательства по работе с информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, в том числе требования законодательства о защите персональных данных граждан.

С 1 марта 2023 г. вступили в силу дополнительные требования законодательства, направленные на защиту персональных данных граждан.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

№ 416, предусматривают, что управляющие организации осуществляют сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) и о лицах, использующих общее имущество, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (подпункт «б» пункта 4).

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ

«О персональных данных» (далее - Закон 152-ФЗ) товарищество собственников недвижимости, осуществляющее управление МКД, является оператором по обработке персональных данных. Условия обработки персональных данных установлены положениями частью 1 статьи 6 152-ФЗ.

Пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ предусмотрены случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта персональных данных не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

На основании изложенного согласие собственников помещений в МКД на обработку их персональных данных не требуется (указанный порядок распространяется в том числе в отношении СНИЛС).

В свою очередь отмечаем, что Минстроем России ведется постоянная работа по мониторингу правоприменения и актуальным проблемам, возникающим в связи с реализацией законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Минстрой России внимательно анализирует предложения по его совершенствованию, имеющиеся у организаций и граждан.

В этой связи Ваше обращение Спиридоновой А.Н. важно для нас, поскольку содержит информацию о конкретных проблемах либо возможных вариантах их решения в сфере функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Представленные предложения будут проанализированы и по возможности учтены в ходе плановой работы Минстроя России по актуализации законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.».

Дополнительно сообщаем Вам, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их решений по конкретным делам.

При этом Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одновременно информируем Вас, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан" установлено, что проверка конституционности законоположений может быть осуществлена лишь по запросам перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации управомоченных субъектов, к числу которых граждане не отнесены.

Учитывая вышеизложенное, реализация процедуры проверки соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов Конституционным Судом Российской Федерации на основании частного мнения отдельного лица в рамках рассмотрения обращений граждан не предусмотрена.

Также сообщаем Вам, что в соответствии с разъяснениями Министерства юстиции Российской Федерации, размещенными в сети Интернет (minjust.gov.ru/ru/appeals/faq/672/) разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела. Официальные разъяснения законодательства Российской Федерации, а также особенности его применения могут содержаться в постановлениях, определениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями положений федерального закона Российской Федерации подлежат урегулированию Федеральным Собранием Российской Федерации в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов.

Дополнительно информируем Вас, что обязательность реализации права законодательной инициативы, принадлежащего Президенту Российской Федерации в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, законодательством не предусмотрена.

Консультант департамента

письменных обращений граждан и организаций

В.Висовень

2 комментария
2 комментария
avatar
Александр Сметанин
Руководитель компании "Правовая помощь ЖКХ" Правовая помощь ЖКХ 13.01.2025 в 17:25
Был вопрос - как ТСЖ получать сведения о собственности? Текста в ответ много, но самого ответа на вопрос нет. Пустое письмо с многочисленными ссылками на закон.
avatar
Никита Чулочников
Президент АССОЦИАЦИЯ АКОН 14.01.2025 в 14:23

Изменено

Дан ответ, что "На основании изложенного согласие собственников помещений в МКД на обработку их персональных данных не требуется (указанный порядок распространяется в том числе в отношении СНИЛС). " Появился СНИЛС (паспорт меняется, а СНИЛС - нет, самый надежный идентификатор), значит нужно нал... Показать еще