№ 30959-ОГ/00 О размещении в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Положениями части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включающая в себя взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ), вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) или информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Требования к платежному документу установлены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю коммунальных услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Часть 15 статьи 155 ЖК РФ прямо допускает возможность привлечения исполнителем услуг платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, привлечение платежных агентов для осуществления расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений является правом управляющей организации.
Деятельность платежного агента основывается на договоре, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком (лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с ЖК РФ).
При этом следует учитывать, что, исходя положений жилищного законодательства, услуги платежного агента не относятся к содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, а также к услугам и работам по управлению многоквартирным домом. Указанные услуги являются дополнительными и могут быть возложены на собственников только с их согласия.
Таким образом, решение рассматриваемого вопроса, учитывающего в том числе определение порядка оплаты дополнительных услуг, находится в исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.
При этом следует учитывать, что согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, предусмотренном статьями 44-48 ЖК РФ или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда ЖК РФ не предусматривает возможности принятия таких решений.
В случае, если дополнительные услуги предусмотрены договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 154 ЖК РФ.
В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества такие услуги не предусмотрены, то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, оказывающей данный вид услуг.
Размер платы за дополнительные услуги, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такие услуги устанавливается в договоре между организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или, по их поручению, с управляющей организацией.
Также отмечаем, что согласно положениям Федерального закона от 19.12.2023 N 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 602-ФЗ), с 1 июля 2024 г. вводится запрет на взимание комиссионного вознаграждения за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - плата за ЖКУ), вносимой физическими лицами, которые нуждаются в социальной поддержке и перечень категорий которых (далее - Перечень) устанавливается Правительством Российской Федерации, при внесении такими лицами платы за ЖКУ в кредитные организации, платежным и банковским платежным агентам (субагентам), за исключением организаций федеральной почтовой связи.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой утвержден План-график подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Закона N 602-ФЗ, по которому ответственным федеральным органом исполнительной власти определен Минтруд России.
Минтрудом России разработан Перечень, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 1059-р (далее - Распоряжение N 1059-р).
Положение части 20 статьи 155 ЖК РФ, введенной Законом N 602-ФЗ, подлежит применению к лицам, обязанным вносить плату за ЖКУ, поименованным в части 2 статьи 153 ЖК РФ. К таким лицам относятся в том числе наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственники жилых помещений.
Таким образом, запрет на взимание комиссии действует при внесении платы за ЖКУ в отношении помещения, собственник или наниматель которого относится к одной из категорий, указанных в Перечне.
Необходимо обратить внимание, что положениями Закона N 602-ФЗ Правительство Российской Федерации не наделено иными полномочиями, кроме определения категорий физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения при внесении платы за ЖКУ, в том числе не наделено полномочиями по утверждению порядка подтверждения отнесения физического лица, вносящего плату за ЖКУ, к категории, входящей в Перечень.
Вместе с тем отмечаем, что работа по реализации Закона N 602-ФЗ продолжается заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в целях выработки взаимоприемлемых решений.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, их юридическая оценка в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, не входят в компетенцию Минстроя России.
Вместе с тем на основании статьи 20 и 196 ЖК РФ деятельность, направленную на соблюдение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и правил, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, осуществляют органы государственного жилищного надзора посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Исходя из вышеизложенного, для проведения таких проверок необходимо обращаться с соответствующим заявлением и приложением копий документов, свидетельствующих о признаках нарушений (нарушениях), в адрес органа государственного жилищного надзора по Вашему месту нахождения.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департаментаразвития жилищно-коммунального хозяйстваД.Ю. Нифонтов
Обзор документа
Привлечение платежных агентов для расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги является правом УК.
Услуги платежного агента не относятся к содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, а также к услугам и работам по управлению МКД. Указанные услуги являются дополнительными и могут быть возложены на собственников только с их согласия. Решение этого вопроса находится в исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.
Если допуслуги предусмотрены договором управления МКД, то их оплата производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения. В противном случае для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников и договор с УК или с организацией, оказывающей данный вид услуг.
Также Минстрой дал разъяснения относительно запрета на взимание комиссии за перечисление коммунальной платы физлицами, которые нуждаются в соцподдержке.