Прокатившаяся прошлой зимой по территории страны волна коммунальных катастроф может стать поводом для начала ползучей приватизации отрасли. Стартовало создание правовой базы, которая позволит передавать жилой фонд в ведение специально создаваемых государственных компаний. В качестве образца для проведения реформы взят опыт Правительства Москвы. Созданное им ГБУ «Жилищник» за десятилетие с момента создания вобрало в свои активы более половины жилых домов. Однако этот сценарий в регионах несёт риски межэлитных и социальных конфликтов.
ГБУ «Жилищник» было создано постановлением Правительства Москвы в 2009 году. На первом этапе своей деятельности оно лишь выполняло работы по проведению капремонта государственного жилищного спецфонда и отвечало за начисление коммунальных платежей. В качестве самостоятельного игрока «Жилищник» пришёл на рынок в 2013 году. Первоначально он работал в десяти столичных районах, но уже через год – в 34.
Далее доля обслуживаемого «Жилищником» фонда увеличилась в два раза – с 30 до 60 процентов. Под его началом в Москве возникла разветвлённая сеть обслуживающих предприятий. Их совместную выручку из-за сложности структуры сети реально оценить затруднительно, но по мнению некоторых экспертов, она может достигать полутриллиона рублей в год.
Вынужденные конкурировать с госмонополистом частные структуры неоднократно жаловались в ФАС. Однако серьёзных решений по данным обращениям не принималось.
Московский опыт внимательно изучали субъекты РФ. Представители губернаторов приезжали на стажировку в «Жилищник», рассматривали варианты создания на местах аналогичной правовой базы. Но во всех случаях региональные чиновники были вынуждены отказаться от копирования московского сценария.
– Практически во всех городах жилищный рынок сегодня контролируется бывшими мэрами, членами правительства или лояльными им бизнесменами. Любую попытку составить им конкуренцию или перевести их активы под управление государства будут восприниматься как личное оскорбление. Внутриэлитный конфликт может перерасти в социальный, а этот сценарий сегодня не нужен никому, – пояснил «Октагону» один из регионалов, изучавших опыт столичного ГБУ.
По стопам Собянина
Однако федеральные власти от идеи масштабировать московский опыт в несколько видоизменённом виде на всю страну не отказались. Первый шаг в этом направлении был предпринят осенью 2021 года, когда Минстрой РФ вынес на общественное обсуждение проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ. В нём содержался пункт о создании региональных операторов по управлению жилфондом. Эксперты отреагировали на инициативу негативно. Комиссия в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое назвала подобные меры «сворачиванием рынка и возвратом к государственному управлению частным жилищным фондом».
Вопрос об усилении государственного контроля над сферой ЖКХ вновь вошёл в повестку дня в начале текущего года после прокатившейся по территории всей России волны коммунальных катастроф. Во время морозов без отопления остались целые города, наблюдались перебои с энергоснабжением, социальные учреждения и квартиры заливало водой из разорвавшихся труб. Именно тогда на сайте «Российская общественная инициатива» появилось предложение о национализации отрасли, которое подхватили некоторые депутаты Госдумы.
Профильный вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале сказал журналистам, что государство не намерено национализировать отрасль. В разработку был взят уже обсуждавшийся в 2021 году более мягкий сценарий. В мае министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил на заседании правительства, что в России существует необходимость в создании государственных управляющих организаций.
В октябре в Госдуме в ходе «Правительственного часа» по вопросу состояния коммунальной инфраструктуры спикер Вячеслав Володин заявил следующее:
«Исходя из опыта Москвы, когда в случае, если управляющая компания не работает, идёт замещение на государственное бюджетное учреждение, нам, может быть, [стоит] посмотреть такие подходы в регионах. И там, где складываются такие ситуации, – чтобы можно было заместить управляющие компании, муниципальные, государственные».
Правовое принуждение
На днях появились первые признаки того, что столичный сценарий начал обрастать правовыми конструкциями. Министерство строительства и ЖКХ опубликовало проект постановления Правительства РФ, устанавливающий новые правила предоставления регионам бюджетных субсидий на софинансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры.
Важнейшим условием для предоставления субсидий объявляется заключение до 1 июля 2025 года регионами соглашений с профильным федеральным ведомством. В том числе, регионы должны взять на себя обязательства по ежегодному сокращению просроченной дебиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций не менее чем на 2 процента и соблюдению установленного распоряжениями правительства уровня внесения гражданами платы за коммунальные услуги.
По мнению опрошенных «Октагоном» представителей региональных правительств, выполнение этих условий возможно только при наличии тотального контроля за рынком ЖКХ.
О том, что установление такого контроля неизбежно, говорит ещё одно выдвинутое федеральным министерством условие – создание до 1 января 2027 года во всех субъектах РФ, претендующих на получение субсидий, региональных единых расчётных центров для установления платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Как заявил «Октагону» лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков, вопрос начисления платежей является краеугольным камнем при решении задачи создания региональных операторов по управлению многоквартирными жилыми домами.
– Хаос с платежами может создать кризис неоплат во всей сфере ЖКХ. А в связи с тем, что в этих цепочках находятся деньги не только управляющих компаний (УК), но и ресурсоснабжающих организаций, решение данной проблемы – вопрос вовсе не праздный, – подчеркнул эксперт.
Креков отмечает, что передача жилфонда от частных УК региональным операторам не составляет труда. Этот вопрос находится в ведении Госжилинспекций, которые напрямую подчиняются региональным властям.
– Образец в лице ГБУ «Жилищник», на который сегодня ориентируются при создании региональных операторов, не только таковым не является, а наоборот – это худшее, что можно было сделать, решая накопившиеся проблемы ЖКХ, которые сегодня угрожают стабильному развитию государства и общества, – подчёркивает он.
Эксперт напомнил, что москвичи неоднократно обвиняли «Жилищник» в захватах своих домов с использованием административного ресурса в лице ГЖИ города Москвы.
– ГБУ «Жилищник» занимает доминирующее положение на рынке управления многоквартирными домами Москвы и злоупотребляет им. Это нарушает действующее антимонопольное законодательство, – заявил Креков.
В октябре 2024 года лидер движения «Народный жилищный инспектор» подал в Арбитражный суд Москвы иск к столичному Правительству с требованием устранить доминирующее положение ГБУ на рынке управления многоквартирными домами города и прекратить злоупотребление этим положением при установлении размера платы за содержание и ремонт. В соответствии с действующим жилищным законодательством данный вопрос относится к компетенции общего собрания собственников.