Капремонт - никогда, в аварийном и ветхом - навсегда!!!

Ремонт и строительство зданий

15.10.2024 в 10:41

54

Минстрой надумал с 2025 года ужесточить правила расселения аварийного жилья. Сумму компенсации за него хотят рассчитывать с учётом расходов государства на снос или ремонт дома (сейчас учитывают только рыночную стоимость объекта и траты жильцов на переезд). При этом сумма не должна быть ниже порога, установленного в том или ином регионе. Кроме того, чиновники предлагают россиянам доплатить, если рыночная стоимость нового жилья (куда их переселяют) окажется выше расчётной суммы возмещения. Из плюсов — взамен могут дать не одно, а несколько помещений, но их площадь не должна быть больше аварийки, за превышение придётся доплатить.

На вопросы о сложившейся ситуации с расселением аварийного и ветхого жилья в России ответил лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

- На федеральном уровне закреплено, что сроки сноса аварийных домов (их конкретизирует власть на местах) должны быть разумными. Разумные — это сколько? На практике люди не могут выселиться из аварийного жилья по 8-10 лет.

Считайте, что это может быть вечно! Допустим, региональными властями были установлены какие-то сроки на расселение аварийного и ветхого жилья. Что им помешает через какое-то время их пересмотреть? Ответ - ничего!

Если ранее действовала федеральная программа по расселению аварийных и ветхих домов, признанных таковыми до 2012 и 2017 года, которая обязывала региональные власти их расселять, а федеральную власть и граждан требовать её исполнения, то теперь про реализацию этой общественно значимой задачи можно забыть.

На практике люди не могут выселиться из аварийного и ветхого жилья десятилетиями! Историческими эпохами! Вот, например, открытые данные, размещенные Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на сайте «Реформа ЖКХ» - по состоянию на 23 октября 2022 года в планах на расселение числились 117 домов, признанных таковыми еще во времена СССР: до 3 марта 1967 года - 2 дома; в 1967 году – 1 дом; в 1971 году – 2 дома; в 1975 году - 53 дома; в 1978 году - 3 дома; в 1979 году - 1 дом; в 1982 году - 2 дома; в 1983 году - 3 дома; в 1984 году - 2 дома; в 1985 году - 3 дома; в 1986 году - 9 домов; в 1987 году - 13 домов; в 1988 году - 6 домов; 1989 году - 5 домов; в 1990 году - 12 домов.

Всего в реестре Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» по состоянию на 23 октября 2022 года числилось 107 841 домов, общей площадью 38,1 млн. кв.м. С того момента, как вопросы расселения аварийного и ветхого жилья перешли под полный контроль Марата Хуснуллина, через «Фонд развития территорий» и его руководителя Ильшата Шагиахметова, информация об актуальном состоянии реестра перестала публично размещаться.

- . В ИНП РАН подсчитали, что к 2030 году прирост объёма устаревающего жилья составит 54 млн. кв.метров, к 2040 уже 216 млн. По некоторым прогнозам, на вывод из эксплуатации фонда с превышением условного нормативного срока службы потребуется не менее 20 лет. Это нормальный срок для подобного процесса? Темпы расселения соотносятся у нас с темпами прироста «отслужившего» свое жилья?

В 2020 году Минстрой считал, что аварийный и ветхий фонд в России «может пополниться еще на 30 миллионов квадратных метров к 2030 году». Тот факт, что сейчас объем прироста устаревающего жилья оценивается в 54 млн. кв.м. свидетельствует о провале программы капитального ремонта, действующей в России.

Дело в том, что для объективной оценки того, насколько вырастет объем фонда, подлежащего расселению в 2030 году, необходимо принимать во внимание, в каких масштабах мы реализуем программу капремонта в России, поскольку от этого зависит скорость признания жилого фонда аварийным и потребность в расселении граждан. Если в 2020 году были оценки в 30 млн. кв.м. пополнения, то уже в 2024 году фигурируют цифры в 54 млн. кв.м., что практически в два раза больше – это говорит о том, что реализуемая в России программа капремонта доказала свою неэффективность. Более того, ситуация будет ухудшаться, и к каким фактическим цифрам мы придём в 2030 году, остается только гадать!

Можно утверждать, что объемы аварийного и ветхого жилья будут стремительно нарастать, а текущие оценки некорректны и занижены. Поэтому оценить сроки расселения, да еще и не понимая объемы выделяемых государством средств на реализацию этой задачи, невозможно. С учетом того, что в настоящий момент у нас есть дома, не расселённые еще со времён СССР, то срок решения этой актуальной проблемы в 20 лет мне кажется нереалистичным!

Если проанализировать данные реестра аварийного и ветхого жилья Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» по состоянию на 23 октября 2022 г., то получается, что ежегодно признаётся аварийным в среднем около 4 млн. кв.м. жилья:

- В 2021 году аварийными признаны 12 719 домов общей площадью 4 631 957,03 м.кв.

- В 2020 году аварийными признаны 12 631 домов общей площадью 4 570 061,91 м.кв.

- В 2019 году аварийными признаны 12 569 домов общей площадью 4 756 978,57 м.кв.

- В 2018 году аварийными признаны 10 241 домов общей площадью 4 032 496,93 м.кв.

- В 2017 году аварийными признаны 9 793 домов общей площадью 3 444 584,74 м.кв.

В тоже время, в 2023 году генеральный директор «Фонда развития территорий» Ильшат Шагиахметов, на которого возложили обязанности по расселению ветхого и аварийного жилья вместо Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», заявил,что аварийными ежегодно признается 2,5 млн. кв.м жилья.

До сих пор не выполнены параметры программы расселения домов, признанных таковым до 2012 года и до 2017 года.

По моим оценкам, расселяют не больше одного миллиона кв.м. в год. Точных данных нет, но очевидно, что эти темпы многократно ниже цифр пополнения жилого фонда, ежегодно признаваемого аварийным и ветхим.

- Как Вы считаете, не в том ли логика новой идеи Минстроя, чтобы переложить на граждан расходы государства на снос аварийного и ветхого жилья? Кроме того, россиянам предлагают доплачивать, если стоимость жилья, куда их переселяют, будет выше суммы возмещения за ветхое.

Логика Минстроя именно в этом. Я убежден, что мы лишь в начале пути и рано или поздно бремя расселения граждан из аварийного и ветхого жилья ляжет на них в полном объеме, а государство снимет с себя эти обязательства, поскольку у него нет на это денег, а возрастающий объем жилого фонда подлежащего расселение делает такой вариант развития событий неизбежным!

В скором времени мы перейдем к системе правоотношений, в которой государство выкупает по остаточной стоимости квартиры в аварийных и ветхих домах и запускает земельные участки под ними в хозяйственный оборот, а граждане на полученные средства самостоятельно попытаются решить свои жилищные проблемы, а предложение Марата Хуснуллина - лишь первый шаг на этом пути.

Источник