По результатам анализа причин теракта в «Крокус Сити Холле» представители МЧС, силовых структур и бизнеса могут выступить с рядом законодательных инициатив. Они коснутся не только частоты и процедуры противопожарных проверок, но и строительных норм, контрактной системы, дадут возможность в экстренных обстоятельствах жертвовать ради спасения жизней частной собственностью. В том числе пожарные хотели бы получить право таранить припаркованные напротив аварийных проездов автомобили.
Когда общество оправилось от первого вызванного терактом в «Крокусе» шока, у специалистов начали появляться вопросы. Они интересовались, как четыре преступника за непродолжительное время смогли спровоцировать масштабный пожар с человеческими жертвами в ультрасовременном здании, которое должно быть напичкано системами автоматического открывания дверей и тушения огня.
В ночь после трагедии владелец «Крокус групп» Араз Агаларов убеждал СМИ, что системы сработали в штатном режиме: «Сработало абсолютно всё: <...> спринклерная система, роботы-рукава и система оповещения». Однако на снятых внутри здания видео признаки работы автоматики не наблюдаются. О том, что события могли развиваться не по штатному сценарию, свидетельствуют опубликованные в СМИ рассказы очевидцев и официальная статистика.
25 марта глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин сообщил, что из 139 человек на месте теракта погибли 137. От огнестрельных ранений погибли только 40. Из-за пожара – от воздействия высоких температур и продуктов горения – скончались 45 человек. Выжить им помешали закрытые пожарные аварийные выходы. Причины смерти остальных ещё предстоит подтвердить. Следствие проверяет систему пожаротушения «Крокус Сити Холла» на соответствие требованиям безопасности, добавил он.
– Исходя из тех видео, что мне удалось посмотреть, и информации из открытых источников, после поджога террористами концертного зала система пожаротушения не отработала штатно, а должностные лица собственника, ответственные за пожарную безопасность, не выполнили возложенные на них обязанности должным образом. Эвакуацией людей занимались подростки, а двери на путях эвакуации были заблокированы, – делится мнением в разговоре с «Октагоном» лидер общественного движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков.
Вместо масштабных проверок – глубокие
Масштабных проверок бизнеса в регионах по итогам теракта не будет. На днях президент Владимир Путин призвал пресечь попытки давления на бизнес, генпрокурор Игорь Краснов назвал возврат к таким проверкам «категорически неприемлемым». С этим согласны и источники в МЧС. Увеличится не масштаб проверок, а их глубина.
Собеседники «Октагона» поясняют, что в подразделениях министерства в последнее время обсуждается необходимость корректировки правоустанавливающих документов. Прежде всего в части сокращения периодичности противопожарных проверок. Сейчас они проводятся не чаще чем раз в пять лет.
Компоненты систем тушения огня устаревают и выходят из строя за гораздо меньший промежуток времени.
– Мы проводим у себя проверки по собственной инициативе раз в полгода. Приглашаем на них представителей МЧС. И каждый раз сталкиваемся с тем, что техника устаревает, что-то не работает или работает нештатно. Мы неполадки устраняем и всё приводим в соответствие, – рассказывает «Октагону» совладелец одного из крупных торговых центров (ТЦ).
Особые пожары требуют особых мер
Спасатели также призывают уделить особое внимание нарушению требований по обеспечению беспрепятственного доступа спецтехники к пожароопасным сооружениям. В большинстве случаев на предусмотренных проектом путях находятся официальные или стихийные парковки. В качестве одного из возможных шагов называется предоставление в исключительных случаях представителям МЧС права отбуксировывать либо даже таранить припаркованные на их пути с нарушением правил частные автомобили.
Сотрудники МЧС считают логичным изучение в ходе проверок образцов материалов, из которых было проведено строительство. Часто они не соответствуют тем огнестойким нормам, что были предусмотрены в проекте. Огнеборцы также предлагают включать их в состав комиссий, проверяющих соблюдение строительных норм при возведении объекта. Об актуальности этой проблемы заявляет в разговоре с «Октагоном» член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин.
Бизнесмены также говорят о влиянии на пожарную безопасность несовершенного закона о госзакупках. Встречались случаи, когда предложившие минимальную цену на объекте подрядчики ради экономии не подключали тревожные кнопки и системы пожаротушения к сети МЧС.
Эвакуация на замке
Также, на взгляд владельцев ТЦ, требуется доработка противопожарных требований. Согласно им, например, бизнесменов обязывают держать свободными все эвакуационные выходы и устанавливать на дверях замки с системой «Атипаника». Она позволяет свободно открывать двери изнутри, но не даёт этого сделать снаружи.
– Такие двери практически везде закрываются до очередной проверки дополнительными цепочками и замками. Потому что всегда среди посетителей находятся умники, пытающиеся их открыть. Это небезопасно, чревато воровством. Поэтому все сталкиваются с выбором: либо открывать эти двери только в день проверки, либо ставить у каждой из них по дополнительному посту охраны, – поясняет «Октагону» совладелец одного из ТЦ.
Он же обращает внимание на путаницу между понятиями «эвакуационные» и «аварийные» выходы. Последние, согласно требованиям по антитеррористической защите, всегда должны быть закрыты.
– Эвакуировались люди по наитию или благодаря энтузиазму отдельных личностей, но пути эвакуации были закрыты. Очевидцы говорят, что двери закрывались на какие-то велосипедные замки. Пути эвакуации должны подсвечиваться аварийным освещением, но, по некоторой информации, оно не включилось. И это тоже могло повлиять на увеличение числа жертв, – поясняет «Октагону» Константин Крохин.
Эксперты уверены, что проблема обеспечения пожарной безопасности стала системной и требует в том числе кадровых решений.
– Годами комментируя подобные трагедии, количество и масштаб которых только нарастает, а причины остаются неизменным, приходишь к одному простому выводу: это системный кризис. Это кризис управления, и тут нет простого решения. Необходима фундаментальная реорганизация работы аппарата госуправления как в части кадров, так и принципов его работы. Без этого ничего не изменится. Нельзя добиться других результатов от действующей системы. Всё, на что она способна, она выдала, – уверен Сергей Креков.
Источник: https://octagon.media/