На ФМ-рынке появится универсальная форма ТЗ

Прошедшие мероприятия

26 марта 2024 в 14:07

1
200

Разработать механизмы и порядок нормирования, а также сформулировать четкие критерии составления ТЗ для заказчика планируют клининговые компании и организации, работающие в сегменте фасилити менеджмента. Как в современных условиях может применяться модель нормо-часа, нужна ли квалификационная оценка персонала представители отрасли обсудили на закрытом бизнес-завтраке платформы ОкРОН.

«Не стоит дожидаться, пока государство с новой силой возьмется за регулирование нашей отрасли. Лучше нам самим попробовать сформулировать понятные правила игры, которые мы, как представители отраслевого сообщества, могли бы предложить и властям, и крупным заказчикам. Сегодня нам необходима консолидированная позиция», - отметил президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников.

Например, в жилищной сфере сейчас очень активно внедряются регуляторные государственные инициативы. К сожалению, далеко не все они пошли на пользу как потребителям, так и представителям бизнеса. Красноречивым примером может служить принятие нового законодательства в части обслуживания газового оборудование, приведшее к необоснованному повышению цен и созданию неразберихи.

Отношения между работниками и работодателями в ЖКХ отныне регулируются тарифным соглашением, по сути, возвращающим отрасль к работе по старой советской модели, в основе которой оценка труда через нормо-часы.

Приход госрегулирования в сферу клининга и фасилити-менеджмента, судя по всему, является лишь вопросом времени. Тем более, что первые попытки уже были предприняты. В частности, Ассоциация «РАДО», действуя совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС), активно продвигает нормо-часы в качестве основной модели взаиморасчетов.

Но на поверку оказывается, что в коммерческом сегменте подобные модели едва ли сработают. «Советская школа – другая. Возможно, она была и правильная, но тогда не нужно было считать деньги. Все было государственное и было не важно, сколько людей выполняли одну и ту же операцию. В современных условиях исходить из нормо-часа можно только в случае работы с госструктурами, когда надо показать заказчику, что услуга нормирована и ее стоимость определена. В коммерции такая модель невозможна в принципе, там надо отталкиваться от имеющегося бюджета», - рассуждает управляющий партнер УК «Магна» Константин Пыресев.

По словам участников рынка, сегодня в коммерческом секторе во взаимоотношениях с заказчиками преобладают две базовые концепции. Первая – когда компания предлагает определенный набор услуг, исходя из бюджета, имеющегося у заказчика. Вторая – когда заказчик сам определяет необходимые ему параметры работы клининговой компании, а та, в свою очередь, рассчитывает бюджет.

«Нормативы, которые сейчас пытается транслировать государство, расчеты по нормо-часу исходят из того, что существуют некие универсальные стандарты. Но на самом деле применить их сложно. Не у каждого заказчика хватит бюджета на выполнение стандарта. Вторая проблема, если заказчику стандарт нужен выше? Есть еще одна проблема, которая не видна на первый взгляд. При распределении ресурсов требуются специальные алгоритмы из раздела дискретной математики «Теория расписаний». На практике расписание уборок составляет администратор в EXEL, у которого нет задачи соединить ресурсы и стандарт. Даже, если бы и стояла такая задача, решить ее не сможет - это не его уровень. На стандарты закроют глаза или придется платить «откаты»- говорит гендиректор ООО «Дженель» Андрей Куркин. По факту в коммерческом секторе расчеты по нормо-часам если и применяют, то уже в отношении существующих заказчиков, когда речь идет об оплате дополнительных работ.

«Нормо-часы в коммерческой эксплуатации применить очень сложно, так как подход к каждому клиенту должен быть индивидуальным и если для одного клиента важно быстро и дорого, то для другого плановые растянутые работы могут иметь приоритет, а от этого зависит цена - уверен технический директор ООО «УК Андроньевская» Александр Матросов. – Но для существующих клиентов при расчете оплаты дополнительных услуг мы применяем разработанную нами систему нормирования и нормо-часов». По его словам, за основу были взяты технологические карты советского времени, подогнанные под актуальность оборудования сегодня и регламенты заводов-изготовителей, которые эксперты компании адаптировали к нынешним технологиям и интегрировали в современную инфраструктуру. «Мы четко знаем, сколько стоит нормо-час каждого нашего сотрудника в зависимости от квалификации. При расчете стоимости дополнительных услуг для клиента применяется формула: нормо-час сотрудника плюс 20-30% комиссии УК», - рассказал Александр Матросов.

Вместе с тем, как констатировали участники бизнес-завтрака, сегодня в коммерческом секторе существует некая шаблонная форма ТЗ для заказчика, которая может быть использована в качестве некой универсальной модели. «Можно разработать рекомендованную форму ТЗ и шаблон для заполнения. форма ТЗ одна и та же – это список оборудования, требования к персоналу и т.п. Наличие рекомендованной формы очень бы помогло заказчику в составлении ТЗ», - резюмировал Павел Люлин, вице-президент СТЦ, руководитель комитета управляющих компаний в Ассоциации АКОН.

В этой связи Ассоциация АКОН предложила участникам рынка поделиться лучшими практиками использования нормирования в своей работе, а также удачными кейсами по составлению универсального ТЗ.

Обзор и обсуждение удачных кейсов планируется провести на одном из ближайших онлайн-вебинаров на платформе ОкРОН.

По итогам обсуждения участники рынка сформулируют окончательные предложения по возможным механизмам регулирования, которые лягут в основу единой отраслевой позиции.

Предложения принимаются на почту services@acon.pro Для экспертного обсуждения и размещения материалов создан канал в Телеграмм «Ассоциация АКОН: ФМ и Клининг», подключится по ссылке: https://t.me/acon_fm_cleaning

1 комментарий
0 / 300
1 комментарий
avatar
Никита Чулочников
Президент АССОЦИАЦИЯ АКОН 26.03.2024 в 14:48

Ассоциация АКОН благодарит Павла Люлина, Константина Пыресева, Александра Матросова, Андрея Куркина за креативные идеи и ценные предложения!