ФАС раскрыла правду о тарифах ЖКХ!

РОН

13 ноября 2023 в 12:34

2
1438

Лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков получил от ФАС России ответ, в котором ведомство впервые, после многих лет переписки, раскрыло тайну принципов тарифообразования в России!

ФАС России: «Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Ранее ФАС России уже радовал нас откровениями, объясняя необходимость индексации коммунальных тарифов: «Возникновение кассовых разрывов в условиях необходимости исполнения своих производственных программ, соблюдение необходимого уровня надежности и качества предоставляемых услуг, а также выполнения мероприятий инвестиционных программ, неизбежно повлекут привлечение ресурсоснабжающими организациями заемных средств.

Таким образом, снижение уровня запланированной индексации платы граждан за коммунальные услуги и тарифов может усугубить положение таких организаций.»

Сергей Креков: «Итак, простыми словами: тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в размере необходимого ресурсоснабжающей организаций для производства коммунального ресурса объема средств, а индексация призвана покрыть кассовые разрывы, возникающие при росте затрат. А теперь о том, почему такая тарифная политика обрекает сферу ЖКХ на катастрофу:

1. Очевидный вывод, который напрашивается сам собой, – чем больше потребителей у ресурсоснабжающей организации, тем ниже тарифы. Так, например, тарифы в Москве ниже, чем тарифы в Московской области, на все виды коммунальных ресурсов.

2. Покрытие за счет тарифа всех затрат ресурсоснабжающей организации, связанных с производством и деятельностью по поставке коммунальных услуг, без выделения прямых затрат на генерацию одной единицы энергии, приводит к кратной разнице тарифов при одном и том же типе генерации.

3. Причиной возникновения кассовых разрывов у ресурсоснабжающей организации может быть не только рост издержек, связанный с производством коммунальных ресурсов.

Вывод: покрытие валовых затрат ресурсоснабжающих организаций при производстве коммунальных услуг за счет тарифа, без расчета прямых затрат на единицу генерации, приводит не только к завышенным тарифам, о которых говорил бывший глава ФАС России Игорь Артемьев, но и напрочь лишает поставщиков коммунальных ресурсов мотивации заниматься себестоимостью производимой ими продукции, а готовность государства повышать тарифы, покрывая за счет кармана граждан возникающие кассовые разрывы, лишена экономического обоснования в принципе.

Более того, отказ власти учитывать способность населения финансировать ресурсоснабжающие организации, как при установлении действующих тарифов, так и при их индексации, и вовсе делает эту ситуацию вопиюще несправедливой.

Получается, что себестоимость произведённых коммунальных ресурсов не имеет никакого значения, любая сумма понесённых затрат будет оплачена потребителем!

Итог: чем меньше населения в регионе и чем оно беднее, тем выше у них тарифы! Поскольку база распределения расходов по производству коммунальных услуг мала, так еще и ко всему прочему, ввиду бедности, потребители стараются снизить объем потребления, который будет компенсирован ресурсоснабжающей организации через рост тарифов!

В результате такой тарифной политики, основанной на разорении граждан малочисленных и бедных регионов, мы обрекаем людей на коммунальное рабство, которое ведет к массовым неплатежам и тому чудовищному росту задолженности за коммунальные услуги в 2023 году при действующем моратории на рост тарифов.

Полный текст письма ФАС России, направленное Лидеру общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергею Крекову:

Уважаемый Сергей Сергеевич!

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение, поступившее письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, и в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в адрес которых целесообразно обращаться по вопросам установления тарифов.

Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, а также учета в структуре тарифов налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган регулирования при утверждении тарифов проводит экспертизу экономической обоснованности представленных предложений регулируемых организаций и учитывает их региональные и технологические особенности осуществления деятельности.

При этом сами регулируемые организации приобретают товары, работы и услуги у предприятий, осуществляющих свою деятельность на конкурентных товарных рынках, где цены формируются по правилам конкурентного рынка.

Установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня приводит к недофинансированию работ по реконструкции, модернизации и ремонту инженерных сетей, и, как следствие, к повышению износа коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей должна производиться строго по регулируемым тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – Органы регулирования) устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), при этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования Органы регулирования обязаны учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

Стоимость электрической энергии по договору энергоснабжения, в том числе для населения, в соответствии с пунктом 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, включает: стоимость покупки единицы электрической энергии (мощности) с оптового рынка электроэнергии и мощности, стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год установлены приказом ФАС России от 11.10.2022 № 733/22.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1,0.

Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22, исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу.

В целях сдерживания роста тарифов инфраструктурных отраслей Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предусмотрено ограничение совокупного роста вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления на долгосрочный период Правительством Российской Федерации индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее — индексы по субъектам Российской Федерации) и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее — Основы формирования индексов), индексы изменения платы за коммунальные услуги формируются на основании показателей и параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее — Прогноз), разработанному Минэкономразвития России, изменение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 01.12.2022 в среднем по Российской Федерации оценивается в размере 9 %, при этом следующая индексация произойдет 01.07.2024.

На основании Прогноза постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» на декабрь 2022 года установлены индексы по субъектам Российской Федерации в размере 9 %, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р — предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса.

В соответствии с пунктом 61 Основ формирования индексов органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.

В случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

ФАС России отмечает, что в указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии со статьями 20 и 196 ЖК РФ деятельность, направленную на соблюдение гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и правил, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, осуществляют органы государственного жилищного надзора посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Исходя из вышеизложенного, для проведения таких проверок необходимо обращаться с соответствующим заявлением и приложением копий документов, свидетельствующих о признаках нарушений (нарушениях), в адрес органа жилищного надзора соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется в соответствии с единым стандартом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 835.

Отдельно следует отметить, что в Российской Федерации также предусмотрены иные меры социальной поддержки гражданам.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 указанной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации в рамках Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761.

ФАС России благодарит Вас за обращение и сообщает, что более подробную информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru.

Для улучшения качества работы с обращениями граждан и организаций Вы можете оставить свой отзыв или предложения в форме обратной связи на официальном сайте ФАС России, пройдя по ссылке: http://fas.gov.ru/contacts/requests/suggestions.

Начальник Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства А.Г. Матюхин

2 комментария
0 / 300
2 комментария
avatar
Сергей Креков
Председатель совета ФОНД ПОМОЩИ СВЕТ В ДОМЕ 13.11.2023 в 12:49

Вот пример того, как это работает от заместителя руководителя комитета Государственной Думы Павла Качеаев: ««Мы стали потреблять меньше воды, потому что она подорожала. Но затраты водоканалов практически не меняются».

avatar
Лидия Дёмина
Председатель ТСЖ ТСЖ "ВОСТОЧНЫЙ" 14.11.2023 в 10:08

Высокая себестоимость за счет завышенной заработной платы составляет как правило обычно от 70% и выше.