С правом на переписку: людей хотят обязать досудебно решать споры с УК

Управление жилым домом

17 февраля 2023 в 12:54

234

Бизнес разработал законопроект о порядке урегулирования споров между управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья. Согласно документу, граждане должны будут написать претензию на некачественно предоставленную услугу до того, как обращаться в госжилинспекцию (ГЖИ) или суд. Речь идет о жалобах на плохую работу УК — по ремонту, содержанию домов, дворов и так далее. УК должны будут отреагировать на обращение в течение 10 дней, в противном случае им грозит дополнительный штраф. В ближайшее время документ будет направлен в профильный комитет Госдумы. Сегодня в судах дела о жилищных спорах занимают первое место, их число уже перевалило за 10 млн и продолжает расти. Нарушают ли нововведения права граждан и к чему могут привести такие инициативы, разбирались «Известия».

Претензии вперед

Торгово-промышленная палата разработала законопроект о так называемом претензионном порядке урегулирования споров между УК и собственниками жилья. Документ планируется направить в профильный комитет Госдумы. С его содержанием ознакомились «Известия». Речь идет о претензиях на качество работы УК — по управлению, ремонту, содержанию домов, дворов и так далее.

До того как обращаться с жалобой в органы контроля и надзора (ГЖИ), а также в суд, граждане будут обязаны предварительно написать претензию самому исполнителю услуги, пояснила председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Если УК не решит проблему в течение 10 дней, жители смогут обращаться в суд и надзорные органы.

— Если УК не ответит и люди обратятся в суд, за отсутствие действий со стороны компании можно будет взыскать с нее потребительский штраф, — отметила Сусана Киракосян.

Кроме того, если такое предложение будет принято, то отсутствие реакции со стороны управдома должно стать отягчающим обстоятельством при проведении проверки, уверен эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. К примеру, следует увеличить стандартный штраф на 10%, добавил он.

Как показывает правоприменительная практика, люди зачастую обращаются в ГЖИ и суд, не направив заявления в УК, говорится в пояснительной записке к проекту.

«По официальной статистике, представленной судебным департаментом при Верховном суде РФ за 2019–2021 и полугодие 2022 годов, жилищные споры занимают первое место по отношению к иным категориям (земельным, трудовым, семейным и иным). В 2019-м в суды общей юрисдикции поступило 8,1 млн дел по жилищных спорам с участием собственников помещений, в 2020 году — 8,9 млн, в 2021 году — 10,7 млн. За первое полугодие 2022-го поступило 5,5 млн дел, что превышает порог полугодового количества дел по сравнению с предыдущими годами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Известия» направили запрос в Минстрой и Верховный суд РФ.

— Мера позволит более оперативно и цивилизованно решать споры, существенно освободит суды и контрольно-надзорные органы от тех конфликтов, которые могут и должны быть решены без их участия. Это создание бесконфликтной среды в управлении домами и повышение престижа отрасли, — считает Сусана Киракосян.

Дело в том, что все жалобы в вышестоящие органы сначала спускаются в саму управляющую компанию, отметил председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. При этом штрафы компании платят из средств, которые жители им перечисляют на содержание и текущий ремонт, добавил он. Сегодня, по сути, ГЖИ, получая обращение гражданина, тратит те же 10 дней, чтобы связаться с УК, отметил Павел Склянчук.

С другой стороны, предложенный подход может противоречить основополагающим принципам обращения граждан к государству, которое нельзя ограничивать какими-либо препонами, отметил эксперт.

— Предлагается, чтобы человек сперва написал самой УК, на которую жалуется, ждал ответа, а затем еще составлял обращение в контрольно-надзорные органы. Если у гражданина серьезная бытовая проблема, а УК ее не решает, то промедления быть не должно, — подчеркнул Павел Склянчук.

По мнению общественного деятеля в сфере ЖКХ Гранта Агасьяна, с одной стороны, обращение сначала к самой УК и попытка договориться мирным путем — это логично. Но с другой стороны, есть люди, которые хотят сразу же идти в суд. Их не нужно ограничивать, считает он.

За и против

В части написания претензии до обращения в суд инициатива правильная, считает член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от фракции «Единая Россия» Александр Якубовский. Но не с точки зрения ограничений при обращении в ГЖИ, сказал депутат.

— Суды действительно нужно разгрузить, но лишать или ограничивать граждан в праве обратиться в надзорный орган не нужно. Жаловаться на некачественные услуги их поставщику не всегда кажется здравой идеей для тех, кто эти некачественные услуги получает, — пояснил Александр Якубовский.

Подобный претензионный порядок уже закреплен в отношении услуг связи. Согласно п. 4 ст. 55 126-ФЗ «О связи», гражданин, прежде чем обращаться в суд, должен написать претензию оператору. То же касается и туристических услуг (по законам «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в РФ»), напомнила Сусана Киракосян.

С другой стороны, сегодня массовые жалобы в ГЖИ нередко организуют в качестве метода дискредитации работы добросовестных УК и попытки перезаключить договор с новой компанией, отметил Павел Склянчук. Кроме того, УК не защищены от потребительского экстремизма, когда жильцы требуют того, что не предусмотрено договором или на это не хватает денег. Уровень конфликтогенности в сфере управления жилым фондом зашкаливает, подчеркнул он.

— Нередко жители даже с обычными заявками сразу обращаются в контрольные органы, а не в управляющую организацию. А такой путь только удлиняет срок выполнения заявки, — отметила директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

Но и предложенная мера способна серьезно растянуть решение из-за бюрократических проволочек, считает она. Необходимо обязать граждан обращаться в УК, фиксировать такую жалобу, перед тем как идти с ней в контрольные органы или суд, а не писать дополнительно письменные претензии, полагает Татьяна Вепрецкая.

Впрочем, генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп» Ольга Беленькая, напротив, считает, что принятие инициативы позволит быстрее решать жилищные споры. Тем более что сегодня управляющие организации в основном способны оперативно получать претензии через личные кабинеты и электронную почту, добавил вице-президент ассоциации «Новое качество» Олег Малахов.

Источник: https://iz.ru/

Другие новости по теме