Воронежцы месяцами ждут установку новых лифтов

Капремонт

07.03.2025 в 10:48

62

Жители столицы Черноземья жалуются на задержки с установкой и запуском новых лифтов, которые должны были заработать несколько месяцев назад. Почему замена подъемников растягивается на столь длительный срок, выясняла "РГ".

В прошлом году по программе капремонта в Воронежской области заменили 655 лифтов в 208 многоэтажках. Рекордное количество, рекордная сумма - 1,76 миллиарда рублей. Однако и число жалоб оказалось рекордным. В 2024-м в областную жилинспекцию поступило 300 обращений на тему длительного простоя оборудования, в 2025-м их поток не иссяк. Люди, вынужденные неделями подниматься на верхние этажи пешком, пытаются ускорить запуск лифтов через Народный фронт. Пишут и депутатам.

В конце февраля одну из таких жалоб рассмотрели в приемной облдумы. В доме на Ленинском проспекте лифт не работает с октября. На запрос парламентариев в региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР) ответили, что лифты запустят к концу месяца. Пояснили, что завод-поставщик не справился с обязательствами вовремя, разбираться с ним пришлось в суде.

В министерстве ЖКХ и энергетики Воронежской области сообщили "РГ", что за несвоевременную замену лифтов подрядчикам в прошлом году выставили 43 претензии (в 2023-м их было 25). Все штрафы оплачены. Из 13 компаний-подрядчиков самым медлительным оказался Щербинский лифтостроительный завод. Сейчас он завершает монтаж подъемников, начатый в 2024 году. За каждый день просрочки начисляется неустойка. "Организация уже уплатила 14 миллионов рублей, выставлены претензии еще на сумму более 80 миллионов", - пояснили в ФКР.

"Задержки сроков монтажных работ и ввода лифтов в эксплуатацию вызывают справедливое недовольство граждан: нарушаются их права на комфортные условия проживания. Чтобы понудить подрядчиков ускориться, мы внесли в типовой договор дополнительное условие. Теперь максимально допустимый общий срок отключения оборудования во время монтажа лифта не может превышать 45 календарных дней", - добавили в региональном министерстве ЖКХ.

За несвоевременную замену лифтов подрядчикам выставили 43 претензии

Ранее достаточно было уложиться в календарный год, в котором был подписан контракт.

По данным чиновников, срыв сроков связан с целым комплексом проблем, часть из которых носит системный характер. Во-первых, Щербинский завод сам не выпускает определенные комплектующие, а значит, зависит от их поставок с других предприятий.

- В целом отечественные производители лифтов заместили импорт, но за рубежом еще закупаются контроллеры, чипы, процессоры, частотные регуляторы. Наши заводы способны выпускать подъемники для самых типичных многоэтажек, высотой до 100 метров. И можно нарастить производство - вопрос в том, чтобы в регионах нашлись средства на закупку лифтов, - отметил секретарь комиссии по лифтам общественного совета при Минстрое России Петр Харламов.

Во-вторых, в целом по отрасли не хватает специалистов по монтажу лифтов. Это приводит к несвоевременному началу или приостановке работ, отметили в министерстве ЖКХ. В результате тому же Щербинскому заводу даже приходится перебрасывать бригады рабочих из региона в регион. В Фонде капремонта подчеркнули, что строго следят за качеством монтажа, поскольку лифт представляет повышенную опасность. Подрядчикам указывают на недостатки и не принимают работу до тех пор, пока все ошибки не будут устранены. Это также увеличивает срок ремонта лифтов.

В-третьих, не хватает и персонала для обслуживания лифтов. То есть по завершении монтажа оборудование не всегда могут быстро принять в эксплуатацию, приходится ожидать еще один-два месяца. А затем из-за некачественного сервиса лифты начинают ломаться уже в первый год работы, и их выводят в длительный простой.

- Проблема усугубилась на фоне общей ситуации в экономике - перераспределения кадров в сферы, где зарплаты выше. В итоге увеличилась нагрузка на одного электромеханика при сервисе, а это самый долгий этап в жизни лифта. Проектирование занимает 2,5 минуты, изготовление - 2,5 часа, монтаж - 25 дней, а эксплуатация - 25 лет. Ни в коем случае нельзя отходить от схемы планово-предупредительного ремонта. Ведь лифт - это, грубо говоря, автомобиль, а не велосипед, тут нужен другой уровень контроля безопасности, - подчеркнул президент Национального лифтового союза Виктор Тишин.

Тем временем

В 2025 году в Воронежской области за счет ФКР и субсидии из бюджета планируют заменить 316 лифтов. В домах, формирующих взносы на капремонт в общем котле, благодаря этому не останется подъемников с истекшим сроком эксплуатации (25 лет). А вот в домах со спецсчетами таких лифтов - около 1,1 тысячи. В большинстве случаев они не накопили нужных сумм. На замену одного лифта в среднем уходит три миллиона рублей. Получить поддержку из казны нельзя - для этого нужно перейти под крыло ФКР. Если дома со спецсчетами не успеют заменить лифты старше 25 лет до февраля 2026 года, их накопления переведут на счет регионального фонда.

Источник

📌 Войди в «100 лучших практик управления недвижимостью» на Ярмарке УК