![](https://api.okron.ru/storage/2025/02/05/PjFeMryecR3t6rmZZZhjpjdmSJboNc6FI7qQdXnU.jpg)
Собираемость платежей за коммунальные услуги достигла 97,5%
В России на 300 тыс. сократилось количество злостных должников за ЖКХ. На 1 января их число составило 3,2 млн человек, в то время как в прошлом году таких было 3,5 млн, сообщили «Известиям» в ФССП. Тенденцию подтвердили и в Минстрое, где зафиксировали снижение задолженности на 1,5% по сравнению с 2024 годом. Депутаты Госдумы и эксперты считают, что главная причина — в усилении контроля за должниками.
Почему россияне стали чаще платить за услуги ЖКХ
В России уменьшилось число злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Как сообщили «Известиям» в Федеральной службе судебных приставов (ФСПП), на 1 января этого года остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании задолженности составил 3,2 млн.
— В аналогичном периоде 2024-го он составлял 3,5 млн производств, — уточнили в пресс-службе ведомства, отметив, что к таким должникам применяются меры в соответствии с законом «Об исполнительном производстве».
В Минстрое подтвердили тенденцию уменьшения неплательщиков.
— Общий объем просроченной дебиторской задолженности на 1 декабря 2024 года снизился на 1,5% относительно аналогичного периода 2023-го. Собираемость платежей граждан, имеющих прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг, составляет 95,4%, — пояснили в пресс-службе министерства.
Там также отметили, что всего в стране оплачено 97,5% коммунальных услуг, а само министерство активно готовится к эксперименту по онлайн-взысканию задолженности за ЖКУ с использованием ГИС ЖКХ, портала «Госуслуги» и системы «Правосудие».
— Проведено большое количество обсуждений с Минцифры как оператором ЕПГУ (Единый портал госуслуг) и Судебным департаментом при Верховном суде, в зоне ответственности которого находится ГАС РФ «Правосудие». Начало пилотирования нового механизма запланировано в первом полугодии 2025 года, — уточнили в Минстрое.
В ведомстве рассчитывают, что за счет сокращения времени рассмотрения дел в судах такой подход может способствовать сокращению дебиторской задолженности. При этом существующий порядок взыскания с бумажным документооборотом будет также сохранен, а электронная процедура станет альтернативной мерой, уточнили в Минстрое. Там не стали называть сумму задолженности за ЖКХ.
В Госдуме считают, что на сокращения долгов россиян повлияли штрафы и пени, а также повышение контроля за своевременной оплатой, однако отмечают, что цифра долгов остается очень высокой. В октябре 2024 года вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что общая сумма долгов населения и организаций составляет 1,2 трлн рублей.
— Абсолютно все поставщики коммунальных услуг взялись сейчас за проблему с долгами. Например, мы видим статистику по фондам капремонта, поскольку они учреждаются регионами и там она открытая, и вот по многим из них собираемость средств уже превысила 100%. Хорошо собираются не только текущие платежи, но и прошлых лет, — пояснила «Известиям» зампред Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
По ее словам, с другой стороны, тенденция по снижению должников удивляет, так как проблемы, которые приводят к появлению долгов, никуда не ушли, а механизм их взыскания не стал сильно проще. При этом депутат также допускает, что сокращение произошло за счет долгов, которые копятся годами и были признаны безнадежными, но это не массовая история.
«Известия» направили запрос в Росстат с просьбой прокомментировать сумму долгов россиян.
Как цифровые технологии могут повлиять на рост оплаты долгов
Директор Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Татьяна Гоцуленко отнеслась к данным об уменьшении числа должников скептически.
— Меня удивляют эти цифры, по информации нашей ассоциации и тех управляющих компаний, которые мне известны, говорить, что количество должников уменьшилось, не приходится. Поэтому мне сложно объяснить, — пояснила она «Известиям».
Повысилась эффективность работы управляющих компаний, которые переходят на работу с цифровыми технологиями и воздействуют через них на должников, считает исполнительный директор ассоциации «ЖКХ-контроль города Москвы» Вера Москвина.
— Теперь используются такие инструменты, как голосовое оповещение. Например, человек просто позвонит в свой домофон, а ему оттуда голос: Иван Петрович, вы задолжали 45 тыс., оплатите долг. Кроме того, хорошо работают общедомовые чаты. Если там возникает вопрос к управляющей компании по ремонту чего-то, она может ответить в этом чате, что он не делается, так как не хватает средств из-за неоплаты долгов. И, как правило, всё быстро оплачивается, потому что перед соседями становится стыдно, — пояснила она.
По ее словам, люди не платят не потому, что у них нет денег, а потому что у них есть более важные дела. Она также считает, что если появится механизм взимания долгов с помощью сервиса «Госуслуги», то число должников в РФ может сократится до минимума, так как это удобная и понятная людям функция. Через этот портал россиянам уже напоминают об имущественном налоге и штрафах ГАИ, и их моментально оплачивают, потому что легче заглянуть туда, чем в свой почтовый ящик, считает Вера Москвина.
— Для управляющих и ресурсоснабжающих организаций ведение претензионной работы в отношении недобросовестных плательщиков является долгосрочным квестом. Полагаю, что с апробацией пилотируемого Минстроем проекта по досудебному направлению собственникам-должникам заявления о взыскании задолженности в электронном виде через портал «Госуслуги» и в ГИС ЖКХ мы увидим положительную динамику в этом вопросе, — заявил «Известиям» директор государственного учреждения Ставропольского края «Региональный информационно-аналитический центр» Сергей Рудометкин.
По его словам, новый формат позволит поставщикам жилищно-коммунальных услуг обращаться в ГИС ЖКХ, предоставив соответствующий расчет. Так сократится срок процедуры судебного делопроизводства. С другой стороны, граждане будут проинформированы о каждом этапе судебных разбирательств, пояснил представитель отрасли.