Лифты есть — монтажников не хватает

Лифтовое оборудование

14.01.2025 в 11:37

73

В России автоматически продлили срок службы устаревших лифтов на пять лет. Оборудование продолжат использовать под строгим контролем Ростехнадзора, но, как рассказали «Парламентской газете» эксперты отрасли, в стране катастрофически не хватает специалистов сервисных и монтажных организаций. Производители готовы поставить необходимое количество новых лифтов, но просят подготовить равномерный план их замены на пять лет, чтобы подъемники устанавливали качественно и они были безопасными.

Лифты не встанут

Совет Евразийской экономической комиссии продлил до 2030 года срок эксплуатации российских лифтов, подлежащих замене до 15 февраля 2025 года, сообщили в пресс-службе Минстроя РФ. Техрегламент предусматривает, что все лифты, отслужившие 25 лет, подлежат замене или ремонту. Таких насчитали около 66 тысяч, и в феврале они должны были остановиться, то есть быть выведены из эксплуатации по соображениям безопасности. Но этого не произойдет — отслужившие лифты продолжат использовать, постепенно заменяя аварийные.

В ближайшие пять лет, по подсчетам Минстроя, в России потребуется заменить 120 тысяч лифтов. В приоритетном порядке будут обновлять оборудование, которое выработало ресурс прочности. Ростехнадзор по результатам технического обследования лифта вынесет заключение о замене всего устройства или отдельных узлов и компонентов либо о продлении срока эксплуатации лифта, если это безопасно.

Автоматическое продление срока службы лифтов — это не какое-то ноу-хау или неожиданность, объяснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева. «В конце 2024 года Минстрой утвердил дорожную карту по развитию лифтовой отрасли, и продление срока эксплуатации — один из ее пунктов, чтобы не допустить коллапса, — сказала депутат. — Программы замены лифтов формируют регионы, ситуация не везде одинаковая, но общие подходы к решению проблемы выработаны».

Каждую кабину — под контроль

Лифтовое хозяйство, согласно все той же дорожной карте, ждет цифровизация. В России планируют создать единый электронный сервис, который позволит автоматически мониторить техническое состояние лифтов и формировать на основе этих данных аналитические прогнозы, то есть узнавать о возможных неполадках до их возникновения. В базе будет храниться информация обо всех подъемных устройствах в стране, которых только в многоквартирных домах — около 570 тысяч.

Специалисты Ростехнадзора будут следить за проведением техобслуживания и ремонта на всех этапах жизненного цикла лифта. Ведомство получит право проводить плановые проверки организаций, занимающихся эксплуатацией лифтов, а также будет участвовать в процедуре ввода нового оборудования. В дорожной карте речь идет и о повышении требований к владельцам объектов и специализированным лифтовым организациям. Этому же посвящен внесенный в ноябре в Госдуму законопроект.

Соавторы инициативы — члены думского Комитета по ЖКХ — предложили создать реестр организаций, соответствующих критериям и имеющих допуск к обслуживанию лифтов в многоквартирных домах. «Для включения в этот реестр компании, обслуживающие лифтовое оборудование, должны соответствовать четким критериям, а несоответствие приведет к невозможности обслуживать лифтовое оборудование в многоквартирных домах», — объяснил «Парламентской газете» первый зампред комитета Владимир Кошелев.

Глава Комитета Госдумы по ЖКХ Сергей Пахомов сказал нашему изданию, что парламентарии будут контролировать и всячески стимулировать реализацию программы замены лифтов: «Одними продлениями сроков эксплуатации проблему не решить. Отрасли нужна системная поддержка, о чем мы неоднократно в последние годы говорили в разных форматах, с участием представителей государственных ведомств и самих участников рынка. Важно, что появилась не только дорожная карта, но и ответственные за ее реализацию. А еще неплохо бы, чтобы конкретные должностные лица, ответственные за вынужденный перенос сроков, понесли бы ответственность».

Арифметика замены

Безусловно, повышенная ответственность тех, кто обслуживает лифты, это важно, поскольку напрямую влияет на безопасное использование подъемных кабин. Однако в этой сфере сейчас наблюдается острый кадровый дефицит, отметила Светлана Разворотнева.

«Заводы справятся с объемом выпуска лифтов, но людей, чтобы их грамотно устанавливать и эксплуатировать, очень не хватает, — описала ситуацию депутат. — Инструмент регионам дали: власти могут использовать часть средств от списанных бюджетных кредитов на замену лифтов. Что же касается сервисного обслуживания, то этот вопрос нужно решать, очень важная роль здесь у системы образования».

Острый дефицит монтажников и сервисников нашему изданию подтвердили и в профильных ассоциациях. Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров сообщил, что в 2024 году в России смонтировали 16 тысяч новых лифтов, что почти предел. «При этом промышленность спокойно может выпускать до 60 тысяч лифтов в год, — отметил эксперт. — Если будет платежеспособный спрос и достаточное количество специалистов, проблему старых лифтов можно решить быстрее. Подготовить персонал в достаточном количестве и хорошей квалификации без участия сервисных компаний невозможно, но у них нет достаточной прочности, чтобы в это вкладываться. Мы подсчитали, что двухлетнее обучение одного человека стоит около миллиона рублей».

В Евразийской лифтовой ассоциации призвали Минстрой подготовить равномерный план замены лифтов на весь период «для распределения загрузки не только производителей, но для согласованных действий по их замене, то есть учитывать и возможности сервисных и монтажных организаций».

Проект ускоренной замены лифтов разработали в Российском лифтовом объединении. Там предложили ввести беспроцентную рассрочку по фиксированной цене после замены лифта сроком на пять лет. Собственники будут платить ежемесячно равными долями, то есть сразу не потребуется выкладывать крупную сумму.

В профильных профессиональных объединениях отметили, что все предложения направлены в органы исполнительной власти для рассмотрения.

Источник