Руководителю Федеральной
антимонопольной службы России
Шаскольскому М.А.
125993, г. Москва, Садовая-Кудринская, д.11
Исх. № 25-2024
от 27 декабря 2024 г.
Уважаемый Максим Алексеевич!
Ассоциация АКОН, выступая в защиту своих членов (в соответствии с п. 3.3 главы 3 Устава Ассоциации), просит провести проверку в отношении ГБУ «Жилищник» и Правительства города Москвы по фактам нарушений действующего антимонопольного законодательства, выраженным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в городе Москве.
Правительство Москвы учредило многочисленные ГБУ «Жилищник», которые оказывают услуги по управлению многоквартирными жилыми домами в Москве.
По данным аналитического исследования Ассоциации АКОН, проведенного в сентябре 2023 года, доля многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник», составляет 70,14% по количеству домов и 56,07% по совокупной общей площади от общего количества многоквартирных домов города Москвы.
Таким образом, ГБУ «Жилищник» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городе Москве.
По мнению Ассоциации АКОН, со стороны Правительства города Москвы, являющегося учредителем ГБУ «Жилищник», имеются факты нарушения действующего антимонопольного законодательства, выраженные в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городе Москве. Фактом является установление Правительством города Москвы тарифов на содержание и ремонт жилого помещения. Эти тарифы являются ниже рыночных и экономически обоснованных. В доказательство ниже приводится информация о тарифах и ценах из договоров управления с товариществами собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) и коммерческими управляющими компаниями (далее по тексту – УК).
Например, в месяц с одного квадратного метра жилого помещения:
ТСЖ «Серебряный квартет-3», ИНН 7734230561, размер платы - 79 руб. 40 коп.; ТСЖ «Миракс парк», ИНН 7729650345, размер платы - 55 руб. 81 коп.,ООО «Ивко-2000 Эксплуатация Недвижимости», ИНН 7730586119, размер платы - 65 руб.96 коп.
В районах Московской области, граничащих с Москвой, тариф выше, чем в аналогичных домах Москвы. Размер платы для 9-этажного многоквартирного дома с 1 лифтом, мусоропроводом и всеми видами коммунальных услуг (без газоснабжения) в г. Москве составляет 35,11 руб./кв.м. жилого помещения в месяц. Для сравнения: Ленинский г.о. - 45,08 руб/кв.м.; Мытищи г.о. -39,12 руб./кв.м., Химки - 49,66 руб./кв.м., г.о. Красногорск - 36,43 руб./кв.м.; г.о Одинцово - 40,25 руб./кв.м.; г.о. Долгопрудный - 39,09 руб./кв.м.; Балашиха г.о. 42,66 руб./кв.м., Котельники г.о. - 44,22 руб./кв.м., Пушкинский г.о. - 43,52 руб./кв.м., Королев г.о. - 48,43 руб./кв.м., Реутов г.о. - 50,09 руб./кв.м. Таким образом, среднее значение тарифа по 11 городским округам Московской области составляет 43,50 руб./кв.м., (превышение на 23,91%, по сравнению с Москвой).
По данным ЕМИСС среднемесячная зарплата за 9 мес. 2024 г. в Москве – 144 139,07 руб., что выше, чем в Московской области, где она составляет 90 275,54 руб.
По экспертной оценке, проведенной Ассоциацией АКОН в 2024 году, зарплата составляет в тарифе не менее 60% и должна оказывать существенное влияние на величину тарифа. В рассматриваемом случае не наблюдается эта зависимость: зарплаты в Москве выше, чем в Московской области, а тариф ниже. Соответственно, тариф на содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаемый Правительством Москвы, экономически не обоснован, занижен.
Таким образом, Правительство Москвы установило монопольно низкую цену на содержание и ремонт жилых помещений в г. Москве (ст. 7 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с п. 1 ст. 10 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Из-за заниженных тарифов деятельность ГБУ «Жилищник» убыточна. Для предотвращения банкротства ГБУ «Жилищник» выделяются субсидии из бюджета города на управление и эксплуатацию жилого фонда. Например, в 2023 г. размер субсидии только ГБУ «Жилищник ЗелАО», согласно распоряжению Правительства Москвы от 11.04.2023 № 176-рп, составил 9 195 240,29 руб. (копия распоряжения прилагается). Другие хозяйствующие субъекты рынка обслуживания жилых домов Москвы (УК и ТСЖ) в подобных обстоятельствах банкротятся и уходят с рынка, не имея возможности получать субсидии из бюджета.
Таким образом, Правительство Москвы создает дискриминационные условия, и предоставляет преференции ГБУ «Жилищник», что запрещено № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушает принципы рыночной экономики, базирующиеся на открытой конкуренции, закрепленные в Конституции РФ.
Кроме того, в отношении собственников помещений в многоквартирных домах имеются факты злоупотребления доминирующим положением и нарушения антимонопольного законодательства. А именно: структуры, подконтрольные Правительству Москвы, инициируют проведение общих собраний собственников, с целью выбора ГБУ «Жилищник» в качестве управляющей компании. Кроме того, ГБУ «Жилищник» назначается временной управляющей компанией без проведения конкурса, получая таким образом преференции, что запрещено ст. 19 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В связи со вступлением в силу стандарта ГОСТ Р 70773-2023 «Услуги управления многоквартирными домами. Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества» с 1 марта 2024 года УК обязаны технически и экономически обосновывать перед собственниками стоимость ремонта общего имущества в МКД: проведение работ, на которые планируется потратить деньги, а также предлагаемый тариф, который будет действовать не менее одного года. Однако в своей деятельности (бездействии) Правительство Москвы не соблюдает данные требования, нет четкой расшифровки по тарифу, его технической и экономической обоснованностью, а также по контролю за его расходованием в отношении ГБУ «Жилищник».
Таким образом, Правительство Москвы устанавливает и поддерживает монопольно низкую цену, создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке управления многоквартирными жилыми домами в Москве, предоставляет преференции учрежденному им ГБУ «Жилищник» с целью захвата этого рынка. Доказательством является то, что доля ГБУ «Жилищник» на рынке управления многоквартирными жилыми домами в Москве с 2019 по 2024 год увеличилась (по кол-ву на 15,9 тыс. домов или на 175,87%).
По мнению Ассоциации АКОН Правительство Москвы нарушает также нормы Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (пп. з п. 3, пп. а п. 4).
В соответствии со ст. 34 ч. 2 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В связи с изложенным, Ассоциация АКОН просит ФАС России, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Положением о ФАС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331:
· вмешаться в сложившуюся ситуацию и устранить нарушения Правительством города Москвы действующего антимонопольного законодательства, выраженные в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городе Москве.
Дополнительно сообщаем, что 21 декабря 2024 года Ассоциацией АКОН был проведен круглый стол на тему «Как устранить доминирующее положение ГБУ «Жилищник»?», участники которого поддержали данное обращение:
Аракелян Мкртич Гарибальдиевич, Председатель правления, ТСЖ "Серебряный Квартет-3" г. Москва, пр-кт Маршала Жукова, д. 48, к. 1;
Козлов Андрей Николаевич, Председатель Совета дома, г. Москва, Мичуринский пр-кт, д.58;
Лазутина Наталия Иосифовна, Член Совета дома, г. Москва, Мичуринский пр-т, Олимпийская деревня д.6;
Лопухова Наталия Рэмовна, Член Совета дома, г. Москва, Кутузовский пр-кт, д.22;
Бондаренко Елена Борисовна, Член правления ЖСК «Сигнальный», г. Москва, ул. Чертановская, д.29 к.2;
Ганина Надежда Николаевна, Член Совета дома, г. Москва, ул. Викторенко д.4, кв.1, кв.222;
Селиверстов Александр Александрович, Председатель Совета собственников МКД, г. Москва, ул. Лизы Чайкиной, д.4, корп.2;
Мельникова Тамара Сергеевна, Председатель Совета МКД, г. Москва, мкр. Северное Чертаново, д.2 корп.204, 205, 206;
Пономарева Наталья Владимировна, Член Совета дома, г. Москва, Ростовская наб. д. 5;
Татаринов Алексей Борисович, Председатель ревкома ЖСК «Московский Писатель», г. Москва, ул. Черняховского д.4.
Ответ на данное обращение прошу направить в Ассоциацию АКОН на электронный адрес chulochnikov@acon.pro.
Уважаемый Максим Алексеевич, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В случае отказа от исполнения ФАС России своих обязанностей Ассоциация АКОН будет вынуждена обратиться в суд с целью защиты интересов своих членов и устранения нарушений действующего антимонопольного законодательства.
.
С уважением,
Президент Ассоциации АКОН Н.В. Чулочников