- 1. После начала работы в Санкт-Петербурге местного регионального оператора (АО НЭО) многие ТСЖ и ЖСК подавали иски в суд об урегулировании разногласий по договору об оказании услуг на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Одним из спорных вопросов в таких делах было определение лица, ответственного за покупку и замену контейнеров для сбора мусора.
По всем известным нам арбитражным делам в Санкт-Петербурге суд указал, что приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО не может быть возложено на Регионального оператора, ссылаясь на следующие нормы права.
— В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484 (далее – Основы ценообразования) необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором. Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
— Доказательств того, что в структуре необходимой валовой выручки при установлении единого тарифа на услугу Регионального оператора, расходы на приобретение контейнеров для накопления ТКО для потребителей были предусмотрены, и такие расходы составляют менее 1% выручки регионального оператора на очередной период регулирования на основании пункта 11 Основ ценообразования ТСЖ/ЖСК не представлено, в связи с чем такая обязанность не может быть возложена на Регионального оператора.
- 2. Однако в некоторых других регионах РФ сложилась противоположная судебная практика. Например, дело №А62-9850/2022, рассмотренное Арбитражным судом Смоленской области.
Суть дела — На контейнерной площадке двух МКД под управлением ТСН сгорели пластиковые мусорные контейнеры. Региональный оператор (АО «СпецАТХ») потребовал от ТСН покупку новых контейнеров, товарищество этого не сделало. Регоператор обратился в суд с иском об обязании ТСН установить контейнеры.
Позиция регоператора:
— Площадка используется для нужд собственников МКД под управлением ТСН (согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО и территориальной схеме обращения с отходами)
— Работы по организации и содержанию мест накопления ТКО (контейнерных площадок) входят в Минимальный перечень услуг и работ (п. 26(1), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290)
— Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) УК и ТСЖ обязаны установить мусоросборники и содержать их в исправном состоянии.
Позиция ТСН:
— Расходы на покупку контейнеров не учтены при формировании тарифов на содержание и ремонт общедомового имущества
— В Типовом договоре на вывоз ТКО закреплена обязанность регоператора принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров (пп. «д» п. 11, Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»)
— Сгоревшие пластиковые контейнеры ранее были установлены Регоператором вместо металлических, оставшихся от застройщика. На баланс ТСН новые контейнеры не передавались.
— Содержание контейнерной площадки (п. 26.1 Минимального перечня услуг и работ № 290) не включает в себя установку/замену контейнеров.
Суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, отказали в удовлетворении требований регоператора (дело № А62-9850/2022), ссылаясь на следующее:
— Управляющие компании обязаны создать площадку накопления ТКО, а устанавливать на ней контейнеры – не обязаны (ч. 1 ст. 36, ст. 39, ч. 2 ст. 154, ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ № 290, абз. 5 п. 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
— Между регоператором и ТСН отсутствует подписанный договор, значит принимаются положения типового договора на вывоз ТКО (п. 8(17), 8.(18) Правил обращения с ТКО).
— Расходы на покупку контейнеров могут включаться в валовую выручку регоператора (п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО). В единый тариф АО «СпецАТХ» такие расходы в 2023 году – более 11,5 млн. руб.
— Регоператор ежегодно уведомляет органы местного самоуправления (ОМСУ) о том, на каких площадках планируется разместить контейнеры, и обязан заменять принадлежащие ему поврежденные контейнеры (пп. «д» п. 11 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО). Новые контейнеры должны быть равнодоступны всем потребителям, оплачивающим вывоз ТКО по единому тарифу. Материалами дела установлено, что регоператор АО «СпецАТХ» по предложению ОМСУ устанавливает новые контейнеры только на площадках МКД под управлением УК «Жилищник».
— Плата за содержание жилого помещения не включает расходы на приобретение мусорных контейнеров. Нельзя обязать УК (ТСЖ) купить такие контейнеры без соответствующего решения общего собрания собственников
— С момента принятия Правил № 170 (2003 г.) правовое регулирование вопросов оказания коммунальных услуг по вывозу мусора значительно изменилось. Поэтому «указанные Правила должны применяться во взаимосвязи с нормативными положениями, вступившими в силу в более поздний период, в частности с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, принятыми в 2016 году и предусматривающими в установленных случаях обязанность по приобретению мусоросборников за счет тарифной выручки региональными операторами».
Выводы — Данные примеры в очередной раз доказывают, что российские суды в настоящее время — почти лотерея. Итоговое решение зависит не от работы юриста и законов, единых на всей территории РФ, а от трактования этих законов в конкретном регионе и сложившейся здесь судебной практики.