Конституционный суд РФ разъяснил порядок оплаты дополнительных услуг (на примере кабельного телевидения)

Управление жилым домом

20.11.2024 в 13:49

109

Конституционный суд РФ в Постановлении от 2 июля 2024 г. N 34-П рассмотрел вопрос порядка оплаты дополнительных услуг, указанных в платежных документах управляющих компаний, ТСЖ/ЖСК (на примере услуги кабельного телевидения).

Предмет спора — управляющая организация заключила с оператором связи договор кабельного телевидения. Оператор обязался оказывать абонентам (жителям) услуги связи, а управляющая организация — осуществлять сбор средств с абонентов и перечислять их оператору. Услуга «кабельное телевидение» ежемесячно включалась (отдельной строкой) платежные документы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Истец обратилась в управляющую организацию с требованием прекратить начисления по данной услуге и сделать перерасчет, так как в услуге «кабельное телевидение» не нуждается, и она не является обязательной, не связана с ремонтом или содержанием общего имущества дома.

Заявительница обратилась в суд с иском о защите прав потребителя, требуя взыскать с управляющей организации и оператора связи денежные средства за неоказанные услуги, штраф и компенсацию морального вреда. Ссылки истца, что управляющая организация не довела до абонентов информацию об услугах связи, поскольку сведения об услуге «кабельное телевидение» были включены в платежные документы. Аналогично суд не принял во внимание отсутствие телевизионного кабеля в квартире истца. В итоге все судебные инстанции отказали истцу в удовлетворении ее требований.

Истец подала жалобу в Конституционный суд, и он вынес положительное решение, указав следующее.

«… независимо от того, используется ли при оказании таких услуг (кабельное телевидение) общее имущество многоквартирного дома, управляющая организация по своей инициативе может заключать договоры с третьими лицами — исполнителями по договору оказания дополнительных услуг, а равно включать плату за них в платежные документы только при наделении управляющей организации (в частности, в договоре управления многоквартирным домом) правом на заключение определенного договора. Вместе с тем предоставление такого права не означает, что оказание дополнительной услуги допускается без согласия каждого собственника или управомоченного им лица, которое при наличии оферты, оформленной в отношении пользователя надлежащим образом, может быть выражено различными способами, в том числе такими конклюдентными действиями, как фактическое пользование услугой, ее оплата и др.»

«Действующее законодательство при этом разграничивает основания внесения денежных средств в счет содержания общего имущества в многоквартирном доме и за предоставление иных (дополнительных) услуг. В первом случае собственник исполняет установленную частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по несению бремени содержания названного имущества; во втором — необходимость оплаты возникает в силу договора об оказании соответствующих услуг.»

«Жилищное законодательство не препятствует включению платы за дополнительные услуги в платежные документы. При этом, однако, необходимо заручиться согласием потенциального потребителя услуги на ее получение как минимум на условиях, которые указаны в законе или в иных правовых актах в качестве существенных. Воля потребителя может быть выражена, в частности, путем его непосредственного обращения к исполнителю с соответствующим заявлением. Именно этот вариант прямо назван в качестве способа заключения договора об оказании услуг связи для целей телерадиовещания в пункте 16 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания. В случае же отсутствия соответствующего волеизъявления осуществление в одностороннем порядке действий, направленных на предоставление данной услуги, а также последующее включение платы за нее в платежные документы, традиционно и привычно для потребителя предназначенные для оплаты иных услуг, может расцениваться как навязывание услуги потребителю, несанкционированное вторжение в его имущественную сферу и нарушение автономии его воли.»

«Сама по себе возможность потребителя ознакомиться с платежными документами и узнать из них перечень предлагаемых к оплате услуг не освобождает лицо, осуществляющее формирование платежных документов (а в случае, если фактически услуги оказываются другим исполнителем, также и это лицо), от исполнения обязанности по надлежащему информированию потребителя о существенных условиях договора.»

«Таким образом, включение в платежный документ наименования дополнительной услуги и ее стоимости является лишь одним из способов информирования потребителя о предложении заключить договор, а также о некоторых условиях такого договора, притом что в силу пункта 1 статьи 432 ГК Российской Федерации для признания договора заключенным необходимо достижение согласия по всем существенным условиям такого договора.»

В резолютивной части определения суд указал: «в случае включения в одностороннем порядке в отсутствие на то волеизъявления гражданина … в платежный документ … наименования и стоимости дополнительной услуги, не относящейся к плате за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме (в частности, услуги связи для целей кабельного телевизионного вещания), без указания в таком документе альтернативно итоговой суммы с платой за дополнительные услуги и без таковой …, оплата такого платежного документа … не считается акцептом, а договор об оказании соответствующих услуг не является заключенным.»

То есть оплата дополнительных услуг в составе общей квитанции не подтверждает факт заключения договора на оказание таких услуг, и житель вправе потребовать возврат этих денежных средств.

Вывод: все дополнительные услуги, предоставляемые индивидуально (телевидение, радио, парковка, шлагбаум для автомобилей, охрана для отдельных помещений), должны оплачиваться при наличии отдельного договора между поставщиком услуги и собственником помещения, либо при наличии явной воли потребителя на оказание услуги.

Наши рекомендации: исключить из платежных документов на услуги ЖКХ все услуги связи (радио, телевидение), чтобы избежать возможные претензии жителей. Жители вправе заключить договор связи напрямую с оператором связи, аналогично услугам по предоставлению доступа в сеть Интернет.

Если же есть потребность оказания подобных услуг через управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК, то нужно оформить с каждой квартирой трехсторонний договор (оператор связи, управляющая компания, абонент) либо донести до жителей через стенды, квитанцию на оплату, сайт информацию, что, оплачивая услугу связи в составе общей квитанции ЖКХ, они соглашаются на оказание услуг согласно типовому договору, с которым можно ознакомиться на сайте или в офисе управляющей компании.

Ссылка на Постановлении Конституционного суд аРФ от 2 июля 2024 г. N 34-П

Источник