Благодаря федеральному проекту «Чистый воздух», который реализуется в рамках нацпроекта «Экология», правительство планирует к 2026 году снизить объём загрязняющих выбросов на 2 миллиона тонн, то есть более чем на 20%.
В списке — несколько десятков городов, которые являются промышленными центрами. Достигнуть целей планируется, в том числе за счёт модернизации предприятий. Как уход зарубежных компаний повлиял на рынок систем вентиляции и промышленной аспирации? Какова роль национального проекта «Экология» при развитии импортозамещения в данной отрасли? И какие изменения могут произойти в ближайшие несколько лет в сфере производства «чистого воздуха»? Об этом — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором компании «СовПлим» Александром Анишенковым.
Максим Морозов: Говорим о системах вентиляции и о том, что сопровождает данные системы. Первое — общеэкономический контекст, уход иностранных игроков, форсированное импортозамещение. Скажите, пожалуйста, насколько серьёзным для рынка был уход иностранцев, и насколько отечественные компании готовы их заместить?
Александр Анишенков: Рынок родился не сегодня, уже давно существует потребность в вентиляции и аспирации воздуха. Аспирация — это вентиляция в больших масштабах, вентиляция металлургических заводов, сталеплавильных печей, промышленный предприятий. Импортозамещение нам, как производителям полного цикла, играет на руку. Но сразу же встал вопрос ещё и с компетенциями с точки зрения инжиниринга, проектирования.
Максим Морозов: Вопрос кадров.
Александр Анишенков: Да. И он, думаю, достаточно болезненно воспринимается во всех отраслях. Чаще всего реконструкции крупных, допустим, металлургических предприятий ведётся под ключ с поставкой и основного технологического оборудования, и в том числе систем вентиляции.
Мы столкнулись с тем, что начатые проекты на некоторых предприятиях были завершены на полпути из-за ухода иностранных компаний. Нам приходилось помогать металлургам заканчивать проекты с точки зрения вентиляции своими силами. Нет ничего хуже, чем на полдороги поднимать брошенные проекты. Но ничего, мы справляемся с этим.
Имея достаточно большой штат проектировщиков и производство, мы смогли подставить плечо в некоторых сложных проектах в абсолютно различных сферах деятельности, когда наши иностранные коллеги просто отказывались поставлять оборудование на полуначатом проекте.
Максим Морозов: Есть некое противоречие, с точки зрения государства, я до конца не понимаю: с одной стороны, мы делаем ставку на импортозамещение, а с другой — стимулируем экспорт продукции. Есть центр поддержки экспорта, есть соответствующие фонды, государство на уровне субъектов и на уровне федерации стимулирует экспорт. Вроде бы, с одной стороны, мы должны сейчас насытить рынок отечественной продукцией, потому что иностранные игроки ушли. С другой стороны, продолжается ставка на экспорт в дружественные страны. В какой пропорции это на рынке вентиляционных систем?
Александр Анишенков: Мы уже давно озадачились этим вопросом. Присутствуем на рынке ближнего зарубежья — Казахстан, Узбекистан. Там нам приходится более активно сталкиваться с представителями Китая. Если сказать о пропорции, мы в основном работаем на отечественном рынке.
Заходя в Узбекистан, Казахстан, Индию, Израиль, мы понимаем, что наше оборудование востребовано. Российский производитель с точки зрения качества исполнения оборудования и надёжности на голову выше китайского рынка.
Максим Морозов: Учитывая, что в последнее время нормативная база в экологическом законодательстве ужесточается, как в динамике стоит проблема очистки воздуха на производствах?
Александр Анишенков: Думаю, что не только нам, как бизнесу, но и всем гражданам России идут в помощь национальные проекты, такие как «Демография», «Дороги».
Существует национальный проект «Экология», который курирует Дмитрий Николаевич Патрушев, заместитель председателя правительства Российской Федерации. Это помогает как бизнесу, так и жителям Российской Федерации реализовывать сложнейшие проекты по реконструкции систем вентиляции на вредных производствах.
Максим Морозов: Проще работать в формате национальных проектов, потому что под них предусмотрено финансирование?
Александр Анишенков: Конечно. Во-первых, федеральный проект работает в том числе с точки зрения регулирования правил игры для бизнеса на уровне государства. Наши заказчики не в плане личной инициативы начинают модернизацию систем, а уже в связи с жёсткими требованиями государства. Здесь уже хочешь, не хочешь, а будешь обязан реализовывать дорогостоящие проекты по улучшению экологической составляющей. Национальные проекты позволяют выстраивать параллельную совместную работу наших бизнесов.
Максим Морозов: Допустим, оборудование установлено. Важно сервисное обслуживание. Что необходимо предусмотреть?
Александр Анишенков: Чаще всего, если мы говорим о сложных системах и их обслуживании, важна коллективная работа вместе с заказчиками. Только совместная заинтересованность в положительной эксплуатации оборудования, не только основного, но и вспомогательного. Если мы идём по пути совместно с заказчиком, заключаем долгосрочные договоры сервисного обслуживания, договоры совместной эксплуатации со службой эксплуатации того или иного предприятия, у нас огромное количество положительных примеров.
Максим Морозов: Обслуживание — это в том числе комплектующие. Насколько мы импортонезависимы в части запчастей?
Александр Анишенков: Нами велась огромная работа по локализации собственного производства с точки зрения отстранения от импортных комплектующих. Для этого нам пришлось достаточно сильно расширить и свою производственную базу. Я могу сказать, что у нашей компании пакет собственного локализованного российского производства более 80%.
Максим Морозов: Реальный сектор экономики традиционно считается очень инвестиционно ёмким. На какие деньги развиваться? Какие инструменты вы используете?
Александр Анишенков:
Мы развиваемся практически за свой счёт. Но если смотреть на заказчиков, особенно на предприятия, которые финансируются без государства и развиваются за свой счёт, особенно за кредитные деньги, это, конечно, является для нас барьером. Заказчик выбирает: запустить производство, чтобы оно работало, либо за кредитные деньги оснастить его вентиляцией. С этим вопросом отдел продаж сталкивается каждый день.
Максим Морозов: Как за это время в динамике менялась бизнес-модель? Что менялось принципиально?
Александр Анишенков: Принципиально менялось абсолютно все. Сначала мы начинали с совместного предприятия с компанией Plymovent. Это было одно из первых совместных предприятий в Советском Союзе. Мы очень гордимся, что подписывал приказ об открытии первого совместного предприятия Владимир Владимирович Путин. Тогда он был председателем комитета. Мы начинали по разработкам наших европейских коллег создавать продукт в России, тогда в Советском Союзе, и формировали рынок местной вытяжной вентиляции. Когда я пришёл на работу, это было в 2000 году, мы ещё жили в терминах общеобменной вентиляции. Поменялось всё. Занимаясь вентиляцией и фильтрацией вредности, все 35 лет мы каждый год сталкиваемся с новыми технологическими процессами, потому что прогресс не стоит на месте. Нам приходится и конструкторами, и проектировщиками, методом проб и ошибок выдавать решения с точки зрения типов фильтрации. Прогресс приносит и новые типы загрязнений, новые типы вредности, которых не было вчера.
По экспертным оценкам, парк вентиляции на промышленных предприятиях глобального масштаба изношен практически на 60-70%. Мы участвуем в реконструкции печей, которые были запущены ещё в 70-80-е годы.
Требования к уровню очистки и подготовки воздуха сейчас ужесточаются, и это очень хорошо. Если раньше законодательство позволяло делать выбросы 20 граммом вредности на кубический метр, то сейчас это считается миллиграммами.
Максим Морозов: Насколько интересно работать с малыми и средними промышленными предприятиями?
Александр Анишенков: Весь наш бизнес изначально, с 1989 года строился на малых объёмах для малого и среднего бизнеса. Например, был бум строительства автосалонов. Наш продуктовый портфель как раз позволял оснащать автосалоны системами удаления выхлопных газов. К тому же, МСП достаточно активно подстраивается под потребности госпредприятий в своей отрасли.
Максим Морозов: «СовПлиму» 35 лет. Большой коллектив. Что можете пожелать коллегам в юбилейный год?
Александр Анишенков: В первую очередь, хочу поздравить команду «СовПлим», которая состоит более чем из 600 человек в разных регионах России и в разных странах. Мы добрались аж до Индии! Хочу пожелать быть в тренде, быстро реагировать на изменения рынка, быстро подходить к командной работе и не бояться принимать на себя вызовы. Не терять авантюризм! Если его правильно применять в хорошем смысле, это пойдёт на пользу всем.
Автор: Максим Морозов
Источник: https://bfmspb.ru/