Полную версию мероприятия Вы можете прослушать здесь: https://vk.com/podcast-195331700_456239084
Ежегодный независимый аудит может стать обязательным для УК и ТСЖ. Такая норма содержится в законопроекте, внесенном в Госдуму депутатами от ЛДПР. Авторы документа полагают таким образом бороться с необоснованным повышением тарифов. Участники рынка ЖКХ, однако констатируют, что в нынешней редакции законопроект получился поверхностным и популистским и едва ли окажет влияние на тарифообразование. Более того, закручивание гаек со стороны государства может негативно сказаться на работе добросовестных управляющих организаций. (Пояснительная записка и текст законопроекта № 629008-8 О внесении изменений в ст 155 ЖК РФ https://sozd.duma.gov.ru/bill/629008-8#bh_note)
Причиной появления законопроекта депутаты называют недовольство собственников жилья, у которых часто возникает много вопросов к управляющим организациям: дескать, тарифы необоснованы, а качество услуг ЖКХ оставляет желать лучшего. Независимый аудит, по мнению депутатов, сможет пролить свет на реальное положение дел в управляющих организациях. «Тогда недобросовестных можно будет привлечь к ответственности, а за недопоставленные услуги требовать перерасчет», - заявил председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.
Впрочем, на поверку оказывается, что обязательный аудит и тарифообразование – вообще никак не пересекаются друг с другом.
«В законопроекте предлагается анализировать годовую финансовую отчетность и бухгалтерский баланс. Но как на основе этих данных можно увидеть порядок установления тарифов на различные жилищные услуги? Как выяснить правильность расчета по всем квартирам? Допустим, аудитор даже выявит какие-то недостатки в работе компании, и что это изменит? Каков должен быть дальнейший план действий?», - недоумевает руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин, подчеркивая исключительно популистский характер предлагаемых нововведений.
Юристы и представители бизнес-сообщества также обращают внимание на множество неточностей и даже откровенных нестыковок в представленном тексте законопроекта.
Так, обязательный «аудит» ТСЖ и ЖСК уже сегодня предусмотрен законом в виде ревизионной комиссии.
Кроме того, в предлагаемой в законопроекте методике проведения аудита авторы инициативы ссылаются на соответствующий приказ Госстроя №17-142, принятый еще в 1997 году.
«Это мертвый документ, который не отвечает современным реалиям рынка ЖКХ. Применить его сегодня невозможно даже в теории. Там описываются еще старые принципы работы ЖКХ, действовавшие в советское время», - констатировал директор ООО «РЭК», глава комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков.
Вместе с тем, в случае принятия законопроекта в его нынешней редакции существует опасность избирательного госрегулирования в угоду «нужным» игрокам рынка. «Когда мы говорим об аудите, предполагается, что государство хочет помочь жителям проверить, насколько обоснован сам тариф. Но универсальной системы мер не существует. Каждая УК самостоятельно определяет стоимость услуги. Причем тариф жителям не навязывается, а собственники сами голосуют за него на общем собрании. Мне представляется, что сейчас в сфере госрегулирования пошел какой-то крен в неправильную сторону. Вместо того, чтобы помогать отрасли работать, пытаются создать условия по выдавливанию добросовестных игроков», - рассуждает гендиректор ООО «УК «Управление комфортом» Магомед Рамазанов.
Действительно, норма об обязательном аудите в предложенной редакции может сыграть на руку УК-захватчикам. Все дело в том, что законопроект предполагает, что УК сама будет нести затраты на аудиторов. А значит – сможет и влиять на итоговый отчет. «Аудит будут делать коммерческие структуры. А значит, кто больше заплатит, в пользу того и будет этот аудит. У нас, кстати, имеется такой негативный опыт: мы нанимали аудиторов, а потом их перевербовывали», - отмечает председатель правления ТСЖ «Миракс парк» Дмитрий Лызлов.
Между тем, анализ финансовых показателей управляющих организаций действительно мог бы помочь оценить их устойчивость. Однако, по мнению участников рынка, речь в данном случае, не должна идти об обязательном аудите. «У нас в Тульской ТПП есть опыт по составлению рейтингов устойчивого развития УК. В их основе как раз анализ документов бухгалтерской и финансовой отчетности. Мы анализируем стоимость чистых активов. В рейтинг попадают только те компании, у которых она положительна. В этом году мы планируем расширить нашу деятельность и представить антирейтинг компании с отрицательными чистыми активами», - поделился Сергей Костюченков. Он также напомнил, что по действующему законодательству, если компания более двух лет подряд демонстрирует отрицательные чистые активы для налоговых органов это является поводом обращения в суд с иском о ликвидации. Понятно, что подобные УК едва ли могут заслуживать доверия. «Рейтинг УК с отрицательными чистыми активами поможет собственникам сориентироваться на рынке. А предложенный в Думе законопроект, мне кажется, эмоциональным и непродуманным. Чувствуется, что его готовили политики, а не юристы или экономисты», - заключил Сергей Костюченков.
Что касается определения экономической обоснованности тарифов, то Ассоциация АКОН в свое время уже предложила весьма эффективный механизм для этого. Речь идет о проведении тендеров в каждом конкретном доме, где УК представляют свои коммерческие предложения, делая подробную расшифровку по видам работ и их стоимости. «На тендер компания представляет концепцию своей работы в доме на ближайшие один-три года. И из этой концепции становилось понятно, что и как УК собирается делать. Возможно, законодателям стоило бы как-то использовать уже имеющийся у нас опыт и наработки. Ведь каждый дом имеет свою специфику, свой износ оборудования и инженерных коммуникаций, отсюда формируется индивидуальный размер платы на его обслуживания. Не может быть универсальной методики для определения тарифа, котрая рассчитывает единый размер платы для нескольких многоквартирных домов, даже если они одной серии, здесь нетарифная система расчета платы. И уж точно никакая модель «аудита сверху» не поможет решить эту проблему», - считает президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников. Кроме этого, у Ассоциации АКОН есть богатый многолетний опыт формирования публичной рейтинговой оценки управляющих компаний на основе открытых финансово-экономических показателей их деятельности. Методология формирования рейтинга является открытой, простой для реализации и многократно апробированой на региональных рынках среди компаний, управляющих МКД в Москве, Санкт-Петербурге, а также на федеральном уровне, для всех лицензированных организаций. Опыт рейтингования Ассоциации АКОН может пригодиться для финасово-экономической оценки деятельности управляющих МКД, сэкономив компаниям необоснованные затраты на аудит.
Осенью 2023 года, после публикаций в СМИ о подготовке ЛДПР законопроекта об аудите, Ассоциация АКОН обсудила с УК и ТСЖ саму идею на вебинаре и запросила у ЛДПР текст законопроекта, чтобы с экспертами его разобрать. В ответ ЛДПР посоветовала Ассоциации АКОН искать текст на официальном портале нормативно-правовых актов. В результате, размещенный на первое чтение Госдумы уже в мае 2024 года текст законопроекта оказался совершенно не подходящим для рынка управления МКД. Ассоциация АКОН по результатам экспертного обсуждения готовит отрицательный отзыв по законопроекту для направления в ЛДПР.