Почему склады так хорошо горят? В этом всегда виноваты люди.

По какой именно причине 13 января сгорел складской комплекс компании Wildberries в Шушарах – разберется следствие. Но и без этой информации понятно – склады в России горели, горят и, к сожалению, будут гореть.

Если присмотреться к любому складу, то можно заметить, что он чем-то похож на пионерский костер. «Дрова», т. е. товары, сложены аккуратно на стеллажах, вместо полок используются деревянные паллеты, между ними имеются проемы, обеспечивающие свободный доступ кислорода. Даже если сам товар негорючий, он чаще всего хранится в картонной или деревянной упаковке, используются пластиковые уплотнители, стретч-пленка. Осталось только поднести спичку... При таком типе хранения товара огонь развивается и распространяется по площади очень быстро.

Самая распространенная причина пожаров в складских комплексах – это нарушение требований безопасности при проведении работ, например при ремонте кровли, монтаже новых стеллажей, перегородок.

Нередки и возгорания электропроводки. Складские помещения отапливаются слабее, чем офисные, и персонал часто использует дополнительные обогреватели. Аккумуляторные батареи электропогрузчиков часто заряжают в непосредственной близости к стеллажам, а не в предназначенной для этого отдельной комнате. Бывает, загораются и лампы освещения – именно поэтому размещение товара непосредственно под лампами запрещено.

Утром 13 января в Шушарах загорелся склад Wildberries. Пожару присвоен пятый ранг сложности, на 11:40 мск он был локализован на площади 70 000 кв. м. На месте происшествия работают 270 специалистов и 57 единиц техники.Отмечается, что размещенные на складе в Шушарах товары компания скроет с витрины маркетплейса, а покупателям вернут деньги за утраченные заказы. Кроме того, продавцы получат компенсацию за поврежденные или утраченные товары.Фото:Светлана Соколвяк / ТАССМЧСПетр Косцов / ТАССАнтон мальцев / EPA / ТАССПри хранении легковоспламеняющихся жидкостей (лаки, краски, растворители) к катастрофе может привести даже искра статического электричества. Все работники и посетители склада, где размещаются такие жидкости, должны носить обувь с антистатической подошвой. Напольное покрытие также может быть антистатическим, а перед входом в помещение устанавливают оборудование для снятия статики с одежды.Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов пресловутый человеческий фактор – случаются и поджоги.А что же с системами пожаротушения?Этот вопрос всегда возникает после пожара, и ответы чаще всего одни и те же: система автоматического пожаротушения либо была отключена, либо сработала – но не смогла не то что потушить пожар, а даже как-то ограничить его распространение. Почему так происходит?Чаще всего систему пожаротушения отключают из-за боязни повреждения товара водой при разгерметизации пожарного водопровода или ветвей спринклерного пожаротушения. Разгерметизация может произойти в результате коррозии или механического повреждения, например по причине неаккуратной работы автопогрузчиков при установке паллет на верхние уровни стеллажей. К сожалению, из-за использования на складах дешевой рабочей силы статистика таких случаев достаточно высокая.Иногда люди на местах принимают решение о переводе системы в ручной режим, т. е. пожарные насосы переводятся в местный режим управления, могут быть закрыты задвижки на направлениях тушения. Основной их довод: «В случае пожара мы прибежим и очень быстро все включим». К сожалению, на практике все иначе. Люди эвакуируются, и никто не бежит геройствовать в насосную станцию, чтобы включить оборудование и открыть нужные задвижки. А даже если кто-то добежит и включит систему, этой временной задержки будет достаточно, чтобы пожар стал неконтролируемым. Ну и опять же по закону подлости все случается в самый неподходящий момент – в ночь на выходные, в праздники, когда на объекте находится минимум технического персонала.

Как часто горели склады в России?

Случаи, когда система пожаротушения включилась, но оказалась неэффективной, тоже имеют свое объяснение. Причины тут достаточно прозаичны.Во-первых, нормативная база по системам пожаротушения в России существует только для складов с высотой хранения до 5,5 м. Такую высоту хранения чаще всего можно встретить на производственных объектах. Но почти все складские комплексы имеют высоту хранения 10–15 м, чтобы выжать максимум прибыли из имеющихся складских площадей. Свод правил МЧС для высотных стеллажных складов является достаточно поверхностным документом, который не учитывает все нюансы типов хранения, расстояние между стеллажами, ширину проходов и т. д. В этом случае для зданий разрабатываются так называемые «Специальные технические условия» – документ, в котором в том числе прописывается, какие системы пожаротушения следует установить, учитывая высоту здания и высоту стеллажного хранения. Чем выше высота хранения, тем более серьезные характеристики должны быть у системы пожаротушения. Другими словами, нужно лить больше воды, трубы должны иметь больший диаметр, насосы должны быть мощнее.

И вот тут собственник здания начинает действовать максимально креативно, чтобы, с одной стороны, удешевить проект, а с другой – чтобы этот проект прошел согласование МЧС. В результате на объекте может быть установлена система, не способная потушить или локализовать пожар. Но на бумаге все красиво.Во-вторых, достаточно часто проект системы пожаротушения согласовывается на определенную высоту хранения и определенный тип хранимого товара. Но со временем высоту хранения увеличивают, меняется тип товара, но перепроектирование системы пожаротушения не выполняется. В итоге существующая система не способна справиться с возможным пожаром, так как пожарная нагрузка на складе стала существенно выше проектной. Но на любой вопрос об этом собственник закатывает глаза и говорит: «У нас все по проекту».В-третьих, очень часто, когда складской комплекс расширяется (например, строится новый корпус),новые площади оборудуют системой пожаротушения и подключают к уже существующей насосной станции. При этом «забывают» учесть, что расстояние от насосной станции до возможного места пожара в новом корпусе увеличилось и существующие насосы могут просто недодавить требуемое проектом количество воды с нужным давлением. В итоге система вроде и отработает в случае пожара, но потушить его будет не способна. Опять же у них все «по проекту».В случае со складами нет волшебной пилюли, которая помогла бы решить проблему противопожарной защиты на объектах с такой высокой пожарной нагрузкой. Здесь нужен целый комплекс мер – как технических, так и организационных.

Горький опыт масштабных пожаров пережили многие российские ритейлеры. 3 августа 2022 г. площадь пожара в складском комплексе Ozon в Истринском районе Московской области составила 55 000 кв. м. 9 декабря 2022 г. в магазине Obi ТЦ «Мега Химки» выгорело 18 000 кв. м. В еще не до конца остывшем в Шушарах складе Wildberries сгорело 70 000 кв. м. Меры противопожарного режима должны строго соблюдаться и постоянно контролироваться не только Госпожнадзором, но и ответственными лицами непосредственно на объекте. Владельцы складских локаций должны оценивать все риски и понимать, что нельзя ради дополнительной прибыли увеличивать объемы хранимого товара без пересмотра проекта системы пожаротушения. И уж если система пожаротушения была установлена, то она должна быть в автоматическом режиме и в полностью работоспособном состоянии.

А пока происходит иначе – последствия этого можно наблюдать не только читая новости, но и из иллюминатора самолета.

Источник: https://www.remind.ru/

0 / 300