Законопроект: УК смогут не возмещать коммунальные долги граждан-банкротов перед РСО

Мнения

25 марта 2024 в 12:51

168

Госдума приступит к рассмотрению проекта закона, разрешающего УК не возмещать долги собственников за ЖКУ. В случае принятия законопроекта об упрощении списания долгов россиян за коммунальные услуги при процедуре банкротства управляющим компаниям будет разрешено не возмещать долги обанкротившихся собственников перед ресурсоснабжающими организациями. Если УК будут платить за случайно или сознательно обанкротившихся граждан, то им самим грозит банкротство.

Подробности: https://sozd.duma.gov.ru/bill/575490-8#bh_note

Эксперт: Николай Яценко, Руководитель Правовой дирекции Группы Комфорт, имеет два высших образования, юридический стаж 24 года из них в сфере ЖКХ работает более 20 лет, является одним из ведущих экспертов и юристов-практиков в сфере ЖКХ, автор ряда публикаций в СМИ, принимает активное участие в нормотворческой деятельности, опыт преподавания в ведущих ВУЗах Москвы более 10 лет.

- Какая в РФ сегодня сложилась практика по долговому ЖКХ-бремени (речь об ответственности УК за банкротов перед ресурсниками и операторами ТБО)? Какие этот законопроект открывает "отношения" между поставщиками ЖК-услуг и гражданами, что ждет обе стороны? На чьи плечи ляжет бремя (или предполагается что государство должно как-то субсидировать эти выпадающие доходы ресурснабженцев)?

В РФ настоящее время сложилась практика, когда все бремя списанной и просроченной задолженности за коммунальные услуги несут управляющие организации, при этом РСО в любом случае получит деньги от управляющей организации, даже если последняя будет обязана списать задолженность за коммунальные услуги в рамках процедуры банкротства.

Предложенный законопроект нашел широкую поддержку в профессиональном сообществе, занимающемся управлением многоквартирными домами, так как он сделал важный шаг в законодательном оформлении основополагающего принципа взаимоотношений между управляющими компаниями и РСО установленного в Определении Верховного суда РФ № 305-ЭС16-3833 от 18.08.2016:

«Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил № 307, пункта 13 Правил № 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется». Я предполагаю, что бремя выпадающих доходов ляжет на сами РСО и будет отнесено к их предпринимательским рискам, точно также как сейчас это бремя лежит на управляющих организациях, государство не обязано субсидировать эти выпадающие доходы РСО. Тем РСО, которые могут возразить, о том, что они не должны отвечать за некачественную работу УК по взысканию дебиторской задолженности с граждан-банкротов, можно предложить взять таких собственников на прямые договора, однако РСО не горят желанием воспользоваться этим правом и перейти на «прямые договора», а более того чинят всяческие препятствия в реализации решений общих собраний по переходу на «прямые» отношения с РСО.

- Кто теперь будет нести ответственность за долги обанкротившихся граждан (если не УК)? Как это будет (должно) регулироваться?

В законопроекте прописан порядок, как и каким образом осуществляется списание этих долгов с управляющих компаний, сроки довольно жесткие и надо выстроить процесс чтобы добиться взаимного списания долга с управляющей организации, так управляющая организация представляет ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами документы, подтверждающие размер задолженности, признанной безнадежной задолженностью или задолженностью, в отношении которой гражданин освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов на основании судебного акта, а также исполнительные документы в отношении такой задолженности не позднее семи дней со дня обращения гражданина в организацию, осуществляющую управление многоквартирном домом, о списании задолженности по внесению платы за коммунальные услуги.

- Как на сегодняшний день обстоит ситуация в РФ (в регионах, в мегаполисах, в небольших муниципалитетах) в части долговых обязательств граждан (банкротов и обычных граждан)? Каковы долги по ЖКУ (вкл. ресурсы) и каковы по ТБО (ТКО)?

Долговая нагрузка физических лиц расчет в геометрической прогрессии, что не может не затрагивать долги ЖКУ, так как они включаются в конкурсную массу. При этом согласно статистике ЕФРСБ доля должников без имущества составляет 91,7% и лишь 4,3% доля удовлетворения требований кредиторов 3 оч. Что влечет за собой не возможность взыскания дебиторской задолженности и как следствие увеличение доли не возвратных долгов физических лиц.

По данным Групы КОМФОРТ, лидера среди частных управляющих организаций, размер задолженности конечных потребителей за коммунальные услуги за 2023 год, от которой они освобождены на основании решения (определения) арбитражного суда, вследствие признания гражданина несостоятельным (банкротом) (часть 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») составляет 119 235,6 руб. При этом включено в реестр требований кредиторов, требования управляющих организаций, входящих в Группу КОМФОРТ, к гражданам-банкротам по 11-ти делам на общую сумму долга 12 626 630 руб. , на рассмотрении арбитражного суда находится одно заявление о вкл. в реестр требований кредиторов на сумму 6 552,00 руб. Общий размер такой просроченной задолженности в настоящий момент составляет 1,1% от всей суммы дебиторской задолженности.

- Какова вероятность что этот законопроект будет принят? В чем актуальность этого законопроекта? Если его не примут возможен ли кризис в управлении МКД и тп., возможен ли кризис накопления ЖКУ-неплатежей?

Шанс принятия я расцениваю как довольно высокий, поскольку законопроект внесен председателем Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергеем Пахомовым, активно поддержан управляющими организациями и их ассоциациями, но и мощное противодействие со стороны лобби от ресурсоснабжающих организаций также нельзя исключать, поэтому интрига сохраняется.

Данный законопроект направлен на регулирование порядка освобождения, в частности, управляющих организаций от исполнения обязательств перед РСО и Регоператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае признания гражданина-потребителя коммунальных услуг банкротом, а также если его задолженность за коммунальные услуги признана безнадежной или задолженностью, в отношении которой гражданин освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов на основании судебного акта.

При этом кризиса накопления ЖКУ-неплатежей в случае непринятия данного закона не случится, но сама отрасль управления домами так и не сможет избавится от бремени неплатежей, что приведет в свою очередь к банкротству управляющих организаций средний срок «жизни», которых на рынке ЖКУ итак составляет всего 5 лет.

0 / 300