Дело - труба: можно ли избавить Россию от тысяч теплоаварий

Отопление и водоснабжение

11 марта 2024 в 10:10

118

Зима 2023-2024 гг. стала кошмарным сном для коммунальных служб в России: с проблемами такого масштаба они не сталкивались последние 20 лет. Не миновали аварии и Петербург — от теплоснабжения отключали сотни домов, из-за прорывов кипятка под асфальт уходили машины. Впрочем, хотя причины проблем похожи на всех территориях страны, в «масштабах бедствия» есть некоторые различия — петербургская ситуация выглядит менее запущенной и поддается лечению меньшими, хотя все равно колоссальными по объему, ресурсами.

Какие выводы сделаны из аварийной зимы и как выглядит Санкт-Петербург на фоне всероссийских бедствий ЖКХ — в материале РБК Петербург.

Авария за аварией.

Череда масштабных аварий на российских теплосетях началась с подмосковной Электростали, когда в декабре 2023 года из-за аварии в котельной там объявили чрезвычайную ситуацию. Затем аномальные январские морозы спровоцировали серию прорывов в теплосетях окружающих столицу городов — от Химок до Наро-Фоминска. Самым резонансным стал коммунальный коллапс в Подольске, оставивший почти 40 тыс. жителей без отопления на неделю. В конце января режим ЧС был введен в Новосибирске — там без тепла оставались около 500 домов.

В Петербурге проблемы с теплоснабжением начались с первыми заморозками — в конце ноября 2023 года, например, 642 здания в Красногвардейском и Невском районах Петербурга и в областном Кудрово на несколько дней остались без отопления или с сильно пониженной температурой батарей. Причина — авария на магистральном трубопроводе «Теплосети Санкт-Петербурга». В конце января разрыв трубы в Кировском районе города оставил без тепла более 40 домов.

Комментируя повторения аварий из года в год, энергетики ссылаются на особенности петербургской погоды. «Морозы здесь ни при чем, — отметил Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, отвечая на запрос РБК Петербург. — Большое влияние на снижение прочности инженерных сетей оказывает так называемый «переход температуры воздуха через ноль». Колебания температуры около нуля вызывают подвижность грунта, эти процессы создают давление на трубы, сопоставимое с изломом. В этот период и растет повреждаемость сетей».

Впрочем, руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец называет объяснение чиновников «удобным мифом», использовать который «даже неприлично». По ее словам, в XXI веке существует достаточный для компенсации погодных катаклизмов набор технологий. Эксперт в связи с этим напоминает, что водопроводные сети рвутся гораздо реже — потому что «Водоканал» в свое время эффективно провел их масштабную модернизацию.

Скорость деградации.

Скорость восстановления изношенных трубопроводов должна превышать скорость их деградации — называют главный «рецепт» эксперты. Генеральный директор института «Ленгипрогор» Андрей Васильев считает, что необходимо ежегодно менять хотя бы 10% от общей протяженности теплосетей: «Я уверен, что в Комитете по энергетике это понимают, и если бы им выделяли достаточно средств, они бы соблюдали нормативные регламенты замены труб».

Сегодня, по данным комитета, в Санкт-Петербурге возраст порядка 30% теплосетей (или около 3 тыс. км) превышает 25 лет. В 2019 году Максим Шаскольский, бывший тогда вице-губернатором Санкт-Петербурга, сообщил, что нужно ежегодно менять 350 км трубопроводов — «чтобы не увеличивать объем износа». При этом в последние годы заменяют не более 280 км труб (в 2021 году — 267 км, в 2022 и 2023 годах — по 280 км). По мнению Андрея Васильева, «за счет тарифа, который регулируется государством по политическим мотивам, собрать необходимое для нормативной замены количество средств невозможно». «Без государственных инвестиций тут не обойтись», — уверен он.

Почетное третье место.

Но вряд ли Санкт-Петербург может рассчитывать на серьезную федеральную поддержку в вопросе замены труб — в этой поддержке коммунальные системы других территорий нуждаются гораздо острее. Еще в 2020 году специалисты отмечали, что уровень надежности работы инженерных коммуникаций в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Как отмечено в статье Российского научного общества анализа рисков в 2020 году, в тот момент на 100 км трубопроводов в системе коммунального хозяйства РФ приходилось 70-80 аварий в год против 2-2,5 — в странах Европы.

В целом по стране аварийность медленно, но снижалась: если в 2016 году, по данным Росстата, на теплосетях было зафиксировано почти 4,3 тыс. аварий, то в 2018-м — менее 3,9 тыс., а в 2022-м — 3,66 тыс. Но картина неоднородна — в некоторых регионах с 2018 по 2022 годы число поломок в системе теплоснабжения возросло в разы. По этому показателю лидируют Нижегородская (+372 случая), Кировская (+332) и Свердловская (+133) области, Кабардино-Балкария (+98), а также Республика Карелия (+86). В этом смысле накрывший страну «девятый вал» аварий ЖКХ был прогнозируем.

Сегодня, по данным Росстата, требуют замены примерно 30% из 167 тыс. км российских теплосетей. И если в благополучной Москве степень износа коммуникаций оценивается в 1,3%, то на другом полюсе оказались Липецкая область и Северная Осетия-Алания, где заменить необходимо почти 60% сетей, а, например, в Севастополе этот показатель превышает 90%.

Что касается Петербурга, то, по словам руководителя экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергея Кондратьева, ситуация в городе — одна из лучших в стране: «В последние годы в тепловое хозяйство Санкт-Петербурга были направлены значительные инвестиции, что позволило повысить надежность и качество теплоснабжения. За 2017-2022 годы капиталовложения в сектор составили в Петербурге 50 млрд руб. Это третий результат в России после Москвы и Тюменской области. Благодаря этим инвестициям городу удалось обновить тепловые сети и котельные и радикально снизить количество аварий — с 600-700 в год в середине 2000-х годов до менее чем 20 — в 2022 году».

В ЖКХ нужен бизнес.

Эксперты говорят, что ежегодно в РФ приходят в негодность около 3% от общей протяженности теплосетей, а заменить на новые удается только 1-2%. Причина — в тотальном недофинансировании. «В 2022 году предприятия сектора проинвестировали 193 млрд руб., при потребности, оцениваемой Минэнерго еще в 2019 году в 400 млрд руб. Таким образом, сейчас сектор недофинансирован на 50%. Но это среднее значение по стране. В Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области теплоснабжение получает значительные инвестиции, а в других регионах недофинансирование достигает 60–70%», — говорит Сергей Кондратьев.

В модернизацию коммунальной инфраструктуры страны, по оценке Минстроя РФ, до 2030 года необходимо вложить 5,3 трлн руб., из которых 4 трлн — в обновление теплосетей. Это позволит менять 4-5% теплотрасс в год и опередить их ветшание. По альтернативной оценке главного научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН Ивана Грачева, чтобы уменьшить износ только теплосетей с 70 до 40%, необходимо при нынешних ценах инвестировать впятеро больше — 20 трлн руб.

«Понятно, что бюджетом эту потребность не закрыть. Без привлечения частных инвесторов решение всех задач по модернизации коммунальной инфраструктуры не представляется возможным», — сказал заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько на Международном форуме «Российская энергетическая неделя» в октябре 2023 года.

Бизнес пока не спешит в партнерство с государством: по данным Минстроя, на конец 2023 года в теплоэнергетике заключено концессионных соглашений на 830 млрд руб. при потребности 2 трлн руб. Ключевое препятствие — уровень тарифов, не обеспечивающих окупаемость проектов в приемлемый для инвесторов срок. Тем не менее, некоторые субъекты федерации выбирают эту модель финансирования модернизации системы теплоснабжения. Например, в Пермском крае заключено 63 концессионных соглашения на 12 млрд руб. В Республике Татарстан на сегодняшний 414 объектов теплоснабжения обслуживаются по концессионным соглашениям.

В качестве рецепта Минстрой и специалисты все чаще говорят о необходимости установления долгосрочной тарифной политики вместо ежегодного пересмотра тарифов и о неизбежности их повышения до экономически обоснованного уровня. Для снижения социальной остроты вопроса предлагается вместо компенсации из бюджетов выпадающих доходов концессионеров направлять целевую помощь гражданам, нуждающимся в господдержке.

Как предотвратить потери

Пересмотр тарифной политики — необходимое, но недостаточное условие для вовлечения бизнеса в модернизацию инфраструктуры ЖКХ. «Заплатив эти деньги, потребитель получит обновленную «жесткую» централизованную систему теплоснабжения со значительными нормативными потерями (ведь дома часто удалены от источников тепла), высоким расходом тепла, потому что потребитель не может изменить потребление, и дорогим резервированием, то есть необходимостью строить дублирующие мощности для таких больших систем. И через 20 лет столкнется с теми же проблемами», — поясняет Сергей Кондратьев. При этом эксперт отмечает, что альтернативный путь — строительство полностью децентрализованной системы, как это сделали страны Восточной Европы, — вряд ли доступен в настоящий момент в силу высокой стоимости.

Взятый в советское время курс на централизацию привел к созданию протяженных систем теплоснабжения, потери при передаче тепла в которых в условиях недофинансирования и высокого износа заметно выросли, а ситуация в целом усугубляется отсутствием условий для энергоэффективного потребления в конечных объектах. «С этой точки зрения децентрализация и создание таких «кустов», небольших тепловых пунктов — для конкретного микрорайона или даже конкретного дома — это решение, которое реализовано во многих новых ЖК и часто позволяет им экономить средства — за счет исключения потерь тепла во время транспортировки, экономии средств на обслуживании теплосетей. Во многих случаях децентрализация может принести пользу, но она должна идти в комплексе с мероприятиями по повышению энергоэффетивности», — говорит Сергей Кондратьев.

В прошлом году Счетная палата РФ провела инструментальное исследование по теплопотреблению и энергоэффективности по нескольким регионам, и пришла к выводу, что потенциал сокращения энергопотребления составляет порядка 50-60%. Но в целом по стране, по оценке Минстроя, в повышение энергоэффективности теплоснабжения необходимо вложить еще 1 трлн руб. до 2030 года, которые также желательно привлечь из внебюджетных источников.

Договориться «на входе».

Несмотря на коммунальные катастрофы уходящей зимы, в запасе у властей есть как минимум несколько лет, чтобы запустить процесс модернизации и реконструкции теплосистемы. «Сложность в том, что федерации и регионам необходимо договориться «на входе», что делать. И это непросто в условиях текущих бюджетных ограничений. Возможно, правильное решение — внедрить механизм, по аналогии с уже запущенным для расселения аварийного жилого фонда: когда регионы могут, взяв на себя обязательства по софинансированию, получать целевую поддержку из федерального бюджета или от специально созданного фонда», — предлагает Сергей Кондратьев.

И только после того, как стратегия будет определена, а тарифная политика приведена в соответствие с текущей ситуацией, можно будет говорить о привлечении частных инвестиций, заключает эксперт.

Источник: www.rbc.ru/

0 / 300

Другие новости по теме