Пояснительная записка в Федеральный закон "О теплоснабжении"

РОН

26.02.2024 в 13:31

242

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (далее - законопроект) подготовлен в целях устранения правовых пробелов и снятия избыточных административных барьеров в сфере теплоснабжения.

В части прекращения установления и применения предельных (минимального и максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в целях поэтапного перехода к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на основе долгосрочных параметров регулирования) законопроект подготовлен в целях реализации ранее принятых законодательных норм тарифного регулирования в сфере теплоснабжения (предусматривает внесение изменений в части 2 и 3 статьи 7, в часть 1 статьи 8, в части 2, 5, 6, 6.2, 7 и 8 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» предусмотрено, что до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на основе долгосрочных параметров регулирования; с 2016 года предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями конечным потребителям, не устанавливаются и не применяются. Несмотря на установленную обязанность об установлении тарифов на тепловую энергию с применением долгосрочных методов регулирования, в законодательстве Российской Федерации до настоящего времени сохраняется избыточное требование о необходимости установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую станциями с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более. Предлагаемый законопроект направлен на устранение избыточных регуляторных норм. В связи с принятием законопроекта в данной части потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»; постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (в части исключения соответствующих требований к реализации полномочий по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с предельными уровнями цен (тарифов) на тепловую энергию).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 будут исключены из перечня регулируемых цен (тарифов) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, требование об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, а также исключены правила установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения. Вместе с внесением изменений в постановления потребуется: внесение изменений в приказ Минэнерго России 30.10.2020 № 957 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке Федеральной антимонопольной службой информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм» (в части исключения использования в ГИС ТЭК формы «Сведения о предельных уровнях тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии»); внесение изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 в части исключения из перечня регулируемых цен (тарифов) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, а также исключения процедуры установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность); признание утратившим силу приказа ФСТ России от 03.04.2013 № 79 «Об утверждении перечня критериев согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, приводящего к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), и порядка определения факторов инвестиционного и неинвестиционного характера, приводящих к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность)».

В части приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов законопроект подготовлен в целях реализации пункта 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 87-ФЗ).

Федеральным законом № 87-ФЗ введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, при этом статусом муниципального округа может быть наделена территория, объединяющая несколько населенных пунктов в случае, если она не отвечает критериям городского округа. Муниципальный округ наделен полномочиями, аналогичными полномочиям городского округа. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 87-ФЗ со дня вступления его в силу и до 1 января 2025 г. устанавливается переходный период. В переходный период федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 87-ФЗ). В связи с принятием Федерального закона № 87-ФЗ и отсутствием правовой регламентации отношений в сфере теплоснабжения для муниципальных округов необходимо внести изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», предусмотрев полномочия муниципальных округов по аналогии с полномочиями городских округов.

Кроме этого, предлагается установить срок исполнения обязанности по утверждению схем теплоснабжения для муниципальных округов до 1 января 2025 года. В действующей редакции Федеральный закон «О теплоснабжении» устанавливает срок исполнения обязанности по утверждению уполномоченными органами схем теплоснабжения только в отношении поселений, городских округов (часть 3 статьи 29). В связи с принятием законопроекта в данной части потребуется внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»; постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 № 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико- экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)».

В проекте акта отсутствуют нормы об установлении требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Реализация предлагаемых изменений не повлечет возникновение расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. —

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/