Управляющие компании, ТСЖ/ЖСК заставляют отвечать за качество воды

Прошедшие мероприятия

13 февраля 2024 в 11:51

668

Полную версию мероприятия Вы можете прослушать здесь: https://vk.com/podcast-195331700_456239084

Власти регионов все чащи стали обязывать управляющие организации организовывать проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды. С подобной проблемой, например, сегодня столкнулись ТСЖ/ЖСК в Ростовской области. Судебная практика по таким делам пока складывается неоднозначная.

По словам юристов, требование к ТСЖ/ЖСК и управляющим компаниям (УК) разработать программу производственного контроля питьевой воды и проводить лабораторные испытания противоречит не только действующему законодательству, но и здравому смыслу.

«Сам термин «водоснабжение», с юридической точки зрения, означает водозабор, подготовку воды, ее очистку, фильтрацию и передачу по централизованным наружным сетям. Управляющие организации в принципе не участвуют в этих процессах. Даже само слово «производственный» идет вразрез с деятельностью ТСЖ/ЖСК и УК. Ведь никто из них ничего не производит», - поясняет руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин.

Впрочем, чиновникам на местах, как оказалось, до юридической казуистики дела нет. Осенью прошлого года комиссия Правительства Ростовской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязала хозяйствующие субъекты, занятые управлением МКД рассмотреть вопрос по организации проведения производственного лабораторного контроля качества питьевой воды. Позднее к делу подключилась и региональная прокуратура.

По словам председателей местных ТСЖ, вопрос о производственном контроле встал после доклада областного управления Роспотребнадзора о состоянии водоснабжения и качестве питьевой воды, подаваемой населению.

«В докладе, в частности, отмечалось, что качество источников водоснабжения не соответствует нормативам, что водопроводные сооружения не имеют специальных методов очистки. Отмечалось также отсутствие должного контроля со стороны ресурсоснабжающих организаций. Однако в итоге ответственность за качество воды возложили на самих же жителей», - говорит председатель правления ТСЖ «Лидер» из города Азов Ростовской области Наталья Генземаер.

Ситуация парадоксальная, особенно, если учитывать, что региональные власти не приложили никаких усилий к решению проблемы очистки воды. Например, город Азов по непонятным причинам не участвует в федеральной программе «Чистая вода», а последняя очистка русла реки Азовка, которая питает основную водную артерию региона – Дон, проводилась еще в советское время, в начале 80-х годов прошлого века. Профилактические работы и промывка городской системы водоснабжения не проводится вовсе, а степень изношенности водопроводных сетей составляет более 80%.

Причем тут производственный контроль качества воды со стороны жителей и ТСЖ, не очень понятно, однако чиновники продолжают настаивать на своем. «Сейчас прокуратура Ростова подала иски в суд на 100 городских ТСЖ за отсутствие разработанной программы контроля качества питьевой воды. Наша Азовская администрация теперь тоже требует от нас разработку такой программы», - говорит Наталья Генземаер.

С подобной проблемой в свое время столкнулись и жители Санкт-Петербурга, причем, по той же схеме: районная прокуратура подала иски против нескольких десятков управляющих компаний и ТСЖ из-за отсутствия производственной программы.

«В неофициальных беседах представители Роспотребнадзора говорили мне, что сама по себе идея подобного контроля со стороны ТСЖ не имеет смысла. Но официально в суде Роспотребнадзор вставал на сторону прокуратуры. В итоге судебная практика сложилась неоднозначная. По одному из дел мы дошли до Верховного суда, где дело было решено не в пользу ТСЖ. А вот в арбитражном процессе по другому делу судьи решили, что ТСЖ не надо делать производственный контроль. При этом в Определенииях Верховного Суда РФ от 28.02.2020 N 309-ЭС20-130 по делу N А60-6749/2019, от 17.08.2022 N 307-ЭС22-13398 по делу N А56-49327/2021 указано: «Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Данным лицом ТСЖ … не является.» - рассказал Александр Сметанин. Не понятно и то, как ТСЖ даже чисто технически сможет исполнить требование о проведении производственного контроля: ведь забор воды необходимо будет сделать на централизованных сетях местного «Водоканала» (согласно СанПиН 2.1.3684-21), доступа к которым у ТСЖ просто нет.

По словам юриста, у управляющих компаний, ТСЖ/ЖСК нет обязанности исполнять требования, изложенные в письмах органов местной исполнительной власти. Такие письма не накладывают на них новые обязанности. Обязанности управляющих компаний строго регламентированы Жилищным кодексом и иными нормативными актами, к которым письма-требования от местных властей не относятся.

«Совет тут может быть только один: надо судиться с прокуратурой. Но шансы на выигрыш дела 50 на 50. Если проиграете, то суд обяжет вас разработать эту программу. В одном из дел которое я вел, так и вышло. Председатель ТСЖ в итоге ее разработал, теперь она у него просто лежит, никто никакие пробы не берет», - пояснил Александр Сметанин.

«Действительно разработать программу и начать проводить замеры. Делать это надо на границе эксплуатационной ответственности», - говорит директор ООО «РЭК», председатель комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской ТПП Сергей Костюченков. Далее необходимо получить протокол в Центре гигиены и эпидемиологии о состоянии воды. После чего обратиться с иском в суд к местному водоканалу за поставку некачественного коммунального ресурса. «В домах, которые я обслуживал в качестве управляющего, мы перевели собственников на прямые договора с ресурсниками. При этом, как представитель УК, я действовал от имени и по поручению собственников и осуществлял контроль за исполнением услуг по поставке коммунальных ресурсов. После получения протокола о качестве поставляемой воды, от имени собственников мы подавали коллективное требование о перерасчете. В итоге представители водоканала даже не стали дожидаться вынесения судебных решений, а сразу сделали пересчёт», - делится практикой Сергей Костюченков.

Впрочем, для реализации подобной схемы потребуются затраты от жителей: как на разработку самой программы производственного контроля, так и на проведение лабораторных анализов проб воды. Так что такой путь подойдет скорее для МКД большой площади, жители которых на ОСС примут соответствующие решения о расходовании средств.

«У нас небольшой дом, где живут в основном пенсионеры. С 1 июля у нас на 54% подорожает водоснабжение и еще на 42% вырастет тариф на водоотведение. Дополнительные затраты на производственный контроль наши жители просто не потянут», - констатирует Наталья Генземаер.

Выходом из ситуации могло бы стать соответствующее разъяснение Минстроя о том, что управляющие не обязаны заниматься производственным контролем. После обращения УК и ТСЖ в АКОН о защите своих интересов соответствующее письмо в министерство, а также в правительство Ассоциация готова подготовить и отправить.

0 / 300